Бум потребительского кредитования в России привел к увеличению уровня просроченных кредитов. Это грозит кризисом невозврата ссуд, что, в свою очередь, может вызвать кризис в банковском секторе. Причина в том, что россияне не всегда могут, а зачастую и не хотят оценить свои финансовые возможности, а банки им в этом помогают, скрывая реальные ставки. С июня заемщикам станет немного легче избежать долговой ямы. Центробанк сообщил о подписании окончательной редакции документа, который устанавливает порядок расчета эффективной процентной ставки по кредитам.
В мае 2007 года Банк России сообщил, что объем выданных населению России кредитов превысил два триллиона рублей. При этом он вырос с 1 июля 2003 года в десять раз, когда объем выданных кредитов населению превысил отметку в 200 миллиардов рублей.
В феврале Банк России обнародовал данные о просроченной задолженности физических лиц 30 крупнейшим российским банкам. На начало 2007 года объем просроченных кредитов составил почти 33 миллиарда рублей, что составляет почти два процента от общей суммы выданных кредитов (1,6 триллиона рублей на начало года).
Однако оценка банка основывается на официальных данных, которые банкиры сами предоставляют в Центробанк. По мнению участников рынка, реальный уровень просрочки составляет 4-7 процента по банковскому сектору в целом и 20-30 процентов по банкам, занимающимися розничным кредитованием. Считается, что критическим уровень просрочки становится после превышения отметки в 5 процентов и выше.
В рекламе банки предлагают заемщикам активно брать в долг, указывая при этом лишь часть от процентной ставки за пользование кредитом. Позже выясняется, что обслуживание кредита обойдется заемщику гораздо дороже из-за дополнительных комиссий. Это вызывало недовольство Центрального банка, который составил рекомендации для банкиров, призвав их к более полному раскрытию информации по кредитным ставкам. Однако добровольно этим рекомендациям следовали немногие.
Чтобы снизить банковские риски в розничном кредитовании, Центробанк в январе 2007 года обязал российские банки при предоставлении потребительских кредитов раскрывать в договоре эффективную ставку: суммировать все платежи по кредиту, указывая окончательную цифру. Требование Банка России стало следствием борьбы ЦБ и Федеральной антимонопольной службы с закрытостью розничных банков.
Центробанк в борьбе за эффективную ставку уже поддержали депутаты Госдумы. В мае 2007 года депутаты приняли в первом чтении закон "О потребительском кредитовании", который обязывает банки раскрывать процентные ставки. При этом методика подсчета таковой базируется на разъяснении Центробанка, подписанном 1 июня.
Все расходы заемщика, даже не включенные в расчет эффективной процентной ставки, должны быть указаны в кредитном договоре или дополнительном соглашении к нему. В расчет эффективной процентной ставки должны включаться платежи по погашению займа, проценты по нему, ряд дополнительных комиссий, платежи в пользу третьих лиц (страховщиков, нотариуса и других).
Проблемы с эффективной процентной ставкой по кредитам могли бы быть решены правительством, если бы в Госдуму поступил законопроект Минфина "О потребительском кредите", однако его в правительстве не могут принять последние два года. 6 июня банковская ассоциация "Россия", возглавляемая депутатом Госдумы Анатолием Аксаковым, внесла в Госдуму свой вариант этого законопроекта. Однако его судьба пока остается неясна.
В расчет ставки не включаются комиссии за частичное погашение ссуды, за снятие ссуды, в том числе через банкомат, штрафы за нарушение условий договора, использование кредитной линии сверх установленного лимита. Это позволит банкам не показывать до 20 процентов возможной стоимости кредита, как ранее подсчитал "Коммерсант".
По подсчетам Банка России, разница между реальной эффективной ставкой и той, что заявлена в договоре, по некоторым видам кредитов превышает 100 процентов. Таким образом, новые требования ЦБ могут серьезно отразиться на банковском бизнесе - заемщики, испугавшись высоких процентных ставок, могут попросту перестать брать кредиты.
Кроме того, при раскрытии ставок, цели банкиров и ЦБ изначально расходятся. Первые стремятся получить максимальную прибыль, а ЦБ - снизить риски в банковском секторе. Резкое же сокращение рисков может привести к снижению прибыли, что подтолкнет банки к сворачиванию программ кредитования.
При этом Центробанк подсластил банкирам пилюлю. Сейчас по каждому выданному кредиту банк обязан сформировать резерв. Однако те ссуды, которые выданы на одинаковых основаниях, можно объединять в группы и создавать на такую группу общий резерв, что обходится гораздо дешевле. С 1 июля ЦБ РФ разрешает объединять в группы только те кредиты населению, где заемщики оповещены о реальной эффективной ставке.
При этом Банк России не собирается устанавливать каких-то требований к максимальному размеру ставок: по одной и той же схеме кредитования эффективная ставка может быть различной.
В мае Ассоциация российских банков попросила Центробанк перенести крайний срок раскрытия эффективной ставки с июля на октябрь. Банкиры посчитали, что не успеют внести изменения в программное обеспечение из-за того, что ЦБ затянул с выпуском окончательной редакции разъяснений о порядке расчета реальной стоимости кредита. Однако в Банке России отметили, что сроки остаются прежними.
Есть и другая сторона вопроса, которую ЦБ не учел. Сейчас финансовая неграмотность россиян ведет к тому, что, купившись на рекламу, заемщики обращают в дальнейшем больше внимания не на реальную ставку, а на график выплат по кредиту. Для большинства клиентов банков, не имеющих необходимых навыков, разобраться в новых договорах будет не легче.