3 июля на таллинском военном кладбище Сиселинна были похоронены останки восьми советских солдат, погибших при освобождении города от фашистов в 1944 году. Останки еще четырех, найденные при раскопках на холме Тынисмяги, были оставлены для родственников, пожелавших перезахоронить прах в России, Израиле и Украине. Церемония на Сиселинна, в которой приняли участие члены эстонского правительства, могла бы стать завершением скандальной истории с переносом могилы и символом примирения (или хотя бы перемирия между Москвой и Таллином), однако этого не произошло. Представители российского посольства демонстративно отказались посетить это мероприятие.
Церемония на военном кладбище носила закрытый характер, среди приглашенных были иностранные дипломаты, представители городской администрации, а также эстонской правительственной комиссии по воинским захоронениям и эстонского Красного Креста. Правительство представляли министры обороны (это ведомство занимается переносом военных могил) и народонаселения. Из дипломатов на кладбище пришли, в частности, посол Украины и консул Белоруссии.
По некоторым данным, один из представителей посольства РФ все-таки ответил на приглашение: по информации эстонских СМИ, на церемонии был замечен российский военный атташе Александр Тоян в гражданской одежде.
Около 11 утра восемь белых гробов были опущены в братскую могилу и засыпаны землей. Перед этим военные священники от Лютеранской церкви и Эстонской апостольской православной церкви прочитали заупокойные молитвы. На могиле, возле которой располагается памятник Воину-освободителю, была установлена плита с именами восьми погибших.
Врозь
Российский посол Николай Успенский на церемонию не явился. Комментируя его отказ, посольство РФ заявило, что российская сторона изначально была против перезахоронения красноармейцев и переноса Бронзового солдата. Отказались посетить церемонию и представители ветеранских организаций, а также Эстонской православной церкви Московского патриархата. Как заявил журналистам зампредседателя Таллинского общества участников Второй мировой войны Владимир Степанов, "наше участие может быть воспринято как согласие с тем, что сделали с Бронзовым солдатом".
Те, кто бойкотировал официальную церемонию, собрались на кладбище несколько часов спустя - уже после того, как его покинули эстонские министры, и почтили павших на свой лад. Глава Эстонской Православной Церкви Московского патриархата (ЭПЦ МП) Корнилий провел заупокойное богослужение по погибшим солдатам. Собравшиеся возложили к мемориалу цветы и венки. Некоторые из них, как сообщает ИА REGNUM, громко осуждали эстонское правительство за его действия при переносе мемориала с Тынисмяги.
Отметим, что накануне неназванный представитель ЭПЦ МП, который рассказывал про намеченную панихиду корреспонденту "Интерфакса", подчеркнул, что оно не было задумано как "контр-официальное" мероприятие. "Мы просто проведем службу по погибшим солдатам. К ней могут присоединиться все желающие", - сказал источник. Однако у митрополита Корнилия оказалось на этот счет иное мнение. Он не удержался от того, чтобы заявить, что церемония, организованная эстонскими властями, это "неуместное и малозначительное событие" - в отличие, разумеется, от проведенной им панихиды.
Это не первый случай, когда российская сторона дистанцировалась от памятных мероприятий, организованных эстонскими властями. Подобным образом развивались события 8-9 мая, когда памятник Воину-освободителю был открыт на новом месте. Официальная церемония открытия состоялась 8 мая, в День памяти павших во Второй мировой войне. Однако российские дипломаты ее проигнорировали, заявив, что соответствующие мероприятия у них запланированы на 9 мая, День победы.
Выбор в пользу 9 мая вполне очевиден, непонятно только, что помешало дипломатам посетить оба эти мероприятия. Вероятно, официальная Москва до сих пор не желает признавать, что эстонское руководство способно уважать павших солдат, предпочитая видеть в нем только "гробокопателей".
Вместе?
При этом дипломатические демарши, как выяснилось, не мешали Москве и Таллину обсуждать процедуру переноса могилы и памятника с Тынисмяги и даже приходить к соглашению по отдельным вопросам. Так, например, перенос памятного камня Неизвестному солдату с кладбища Сиселинна (рядом с ним установили Бронзового солдата и похоронили красноармейцев с Тынисмяги), по словам пресс-секретаря эстонского министерства обороны, был согласован с российским посольством. Камень был отправлен в хранилище, а мемориальный комплекс без него, как заявил чиновник, теперь будет "олицетворять память обо всех павших на войне".
С российским МИДом, по словам представителя эстонского министерства обороны, обсуждался и вопрос об установке памятника капитану Ивану Сысоеву. Напомним, что фамилия Сысоева значилась на памятной табличке, ранее установленной на холме Тынисмяги, где перечислялись имена 13 похороненных солдат. Однако при раскопках в конце апреля археологи обнаружили только 12 гробов, останков Ивана Сысоева там не нашли.
После этого российский МИД потребовал у эстонской стороны все материалы, касающиеся эксгумации (в частности, видеосъемку), предположив, что раскопки на Тынисмяги носили "недостаточно исчерпывающий характер". У России, кстати, была возможность отправить своего наблюдателя на раскопки, с таким предложением МИД Эстонии накануне начала работ обратился к российскому послу. Однако тот, как заявили в эстонском министерстве, ответил, что получил инструкции это предложение отклонить.
Эстонское министерство обороны заявило, что все претензии по поводу раскопок беспочвенны. По словам его пресс-секретаря, "археологи сделали свою работу очень хорошо, и на Тынисмяги никого не осталось". Он предположил, что Сысоев, возможно, и не был похоронен в этой могиле, а его имя попало в список погибших "в послевоенной суматохе". Теперь в честь Ивана Сысоева на военном кладбище, вероятно, будет установлен кенотаф - памятник умершему, останки которого не найдены или покоятся в другом месте. Переговоры по этому поводу с представителями МИД РФ, как заявил пресс-секретарь эстонского военного ведомства, уже завершены.
Выступая на похоронах, министр обороны Эстонии Яак Аавиксоо выразил надежду, что церемония поможет республике наладить контакт с Россией. Может быть и так. По крайней мере, поводов для конфликта теперь будет меньше. Правда, практика раздельного посещения кладбища, вероятно, будет продолжаться и впредь. Эстонские чиновники будут приходить, чтобы почтить просто павших солдат (хорошо уже, что не "оккупантов"), российские - героев-освободителей. И те, и другие будут при этом избавлены от необходимости корректировать свои идеологические установки. Главное при этом тщательно следить за тем, чтобы случайно не встретиться у многострадального Бронзового солдата. Чтобы снова не поругаться.