Бывший сотрудник российских спецслужб Вячеслав Жарко, который пришел с повинной в ФСБ после шпионского скандала вокруг убийства Александра Литвиненко, раскрыл имя своего главного вербовщика. Им оказался кадровый сотрудник британской разведки МI6 Пабло Миллер, он же Антонио Алварес де Идальго. Между тем наибольший интерес вызывает тот факт, что упомянутый Миллер был напрямую связан с двумя другими российскими шпионами, ранее уже разоблаченными контрразведкой и получившими свои сроки: Сергеем Скрипалем и Валерием Оямяэ.
На первый взгляд, кажется, что ФСБ "засветила" весьма значимого британского агента, который на протяжении более десятка лет курировал разведдеятельность против РФ, при этом вербуя осведомителей не где-нибудь, а среди сотрудников спецслужб. Российские СМИ приводят в этой связи высказывание бывшего сотрудника Первого главного управления КГБ Олега Гордиевского, в 1985 году убежавшего в Великобританию, который назвал "Миллера-Альвареса" лучшим "специалистом" по России.
След Пабло Миллера ведет в 1999 год в Таллинн, где он работал под прикрытием на должности первого секретаря британского посольства. Там Миллеру при активном участии Департамента охранной полиции МВД Эстонии, более известного как "Кайтсеполицай" или КАПО, удалось завербовать бывшего офицера одной из российских спецслужб, подполковника запаса Валерия Оямяэ, который занимался частным бизнесом и часто приезжал в Эстонию.
От Оямяэ надеялись получить сведения о предвыборной ситуации в России, видных политических деятелях и возможных подходах к ним; о российских агентах в спецслужбах Великобритании, США и других странах НАТО. Кроме того, MI6 интересовал кадровый состав Службы внешней разведки РФ, структура, руководящий и оперативный состав, экономическая и экологическая обстановка в регионах России.
Для сбора информации Валерий Оямяэ, как было установлено следствием, использовал свои многочисленные связи среди сотрудников российских силовых структур, представителей политических и деловых кругов. Однако в 2001 году он был разоблачен и приговорен к семи годам лишения свободы за государственную измену.
Во второй раз имя Пабло Миллера всплыло в 2006 году по уголовному делу подполковника ГРУ в отставке Сергея Скрипаля, десять лет занимавшегося шпионской деятельностью в пользу Великобритании. Скрипалю Миллер представился как Антонио Алварес де Идальго. В остальном схема работы британского агента не претерпела существенных изменений. Вновь бывший сотрудник российских спецслужб, который, используя старые связи, добывал информацию о своих коллегах, возможных подходах к ним, а также сведения, касающиеся конкретных войсковых подразделений, стоящих перед ними задачах и степени боеготовности.
Наконец, третьего сотрудника российских спецслужб - бывшего офицера налоговой полиции Вячеслава Жарко, "Миллер-Альварес" на сей раз под именем "Пол" завербовал или, как сообщается в некоторых российских СМИ, "пытался завербовать" в период с 2003 по 2007 год. Вместе с "Полом" Жарко обрабатывали еще двое: некий Мартин Флинт, а также бывший первый секретарь посольства Великобритании в Москве Джон Калаган. По словам самого Жарко, британские агенты давали ему задания по сбору информации и проведению анализа политической и экономической ситуации в России.
Впрочем, случай с Жарко несколько отличается от дел Оямяэ и Скрипаля. Главной особенностью является тот факт, что с британскими агентами в том числе с Антонио Алваресом де Идальго его свел не кто иной как Александр Литвиненко, недавно скончавшимся в лондонской клинике от отравления радиоактивным полонием-210, который, как предполагают британские следователи, ему подмешал в чай другой бывший сотрудник спецслужб, а ныне бизнесмен Андрей Луговой. Как сообщил Жарко, Литвиненко предложил ему за деньги консультировать "британских партнеров".
Таким образом, секретный британский агент Пабло Миллер, он же Пол, он же Антонио Алварес де Идальго оказывается некой узловой фигурой, который связывает и Оямяэ, и Скрипаля, и Жарко, а также Александра Литвиненко и Бориса Березовского в единую антироссийскую шпионскую сеть. Между тем немного необычно, что "засвеченный" еще во время дела Валерия Оямяэ Альварес в последующие годы продолжал разведывательную и вербовочную деятельность, хотя, с другой стороны, для специалистов шпионского дела это может являться привычным приемом.
Появление "шпиона-идальго", несомненно, привносит интригу в шпионский скандал между Россией и Великобританией, дает почву для множества предположений. Однако их обоснованность все же останется под вопросом.
В этой связи можно вспомнить о небольшом курьезе с двумя британскими гражданами Роберте Райте и Лесли Брауне, которые в 2001 году попались в Таллинне на конрабанде наркотиков на сумму в 2,4 миллиона фунтов стерлингов. Им удалось убежать на родину, где они и были задержаны. На суде они заявили, что они никакие не наркодельцы, а секретные агенты, работающие против России, под руководством первого секретаря британского посольства Пабло Миллера.
Им, однако, не поверили, справедливо посчитав, что имя Миллера они узнали из эстонских газет, которые вовсю обсуждали дело шпиона Валерия Оямяэ.
Алексей Демьянов