Американские истребители, составляющие основу ударной мощи ВВС и авиации ВМС США, являются главными героями большого количества новостей из мира оружия. Списание истребителей F-14, неполадки F-15, модернизация F-16 и F-18, принятие на вооружение F-22, разработка F-35 - все эти темы поставляют большое количество новостных поводов и активно обсуждаются. "Лента.Ру" предлагает своим читателям краткий справочник по находящимся в строю истребителям ВВС и авиации ВМС США. В перечень включены также недавно снятые с вооружения самолеты F-14. Машины перечисляются по принципу возрастания индекса - от F-14 к F-22.
F-14. Кот дяди Тома
.Новый перехватчик потребовался ВМС США в начале 60-х годов, когда на вооружении ВВС и авиации ВМФ СССР появились бомбардировщики-ракетоносцы Ту-16, оснащенные крылатыми ракетами большой дальности действия. Американский флот последовательно отверг проекты F-6D - из-за архаичности конструкции и узкой специализации - и F-111 - из-за слишком больших размеров, не позволявших разместить в ангаре достаточное количество самолетов. В 1966 году фирма Grumman, тогда еще не вошедшая в состав корпорации Northrop Grumman, начала проектирование сверхзвукового истребителя, оснащенного дальнобойными ракетами "воздух-воздух".
Новый самолет с крылом изменяемой стреловидности получил имя Tomcat - традиционного для "груммановских" машин "кота" объединили с именем адмирала Тома Конноли, курировавшего проект по линии ВМС и являвшегося большим энтузиастом перспективного истребителя. Первый полет "Кот дяди Тома" совершил 21 декабря 1970 года, а спустя два года - 31 декабря 1972-го - флоту был передан первый серийный истребитель. Серийное производство самолетов F-14 различных модификаций продолжалось до 1989 года, в общей сложности флот получил более 600 машин этого типа.
F-14 не блистал летными характеристиками - установленные на F-14A в качестве "временного варианта" двигатели TF30-P-414A были явно слабыми и недостаточно надежными для тридцатитонной сверхзвуковой машины, что привело к большому количеству катастроф. Но как известно, нет ничего более постоянного, чем временное - самолет F-14A (Plus) с новыми двигателями F-110 пошел в серию лишь спустя 17 лет после первого полета "Томкэта", в 1987 году.
Самым совершенным "котом" стал F-14D Fleet Defender, появившийся уже под занавес серийного производства. Помимо новых двигателей он имел и модернизированную электронику. Этих машин было произведено немного - 32 новых самолета и 18 перестроенных из F-14A.
Несмотря на все недостатки, летчики любили F-14 за большую дальность полета и мощное вооружение - радар AN/AWG-9 в сочетании с ракетами AIM-54 Phoenix позволял обстреливать одновременно четыре цели (на F-14D - шесть) с дистанции свыше ста километров.
"Томкэты" активно применялись в различных локальных конфликтах, в основном на Средиземном море и Ближнем Востоке. На экспорт они поставлялись только однажды - в конце 70-х годов крупную партию F-14 (79 машин) закупил Иран, тогда - близкий союзник США, нуждавшийся в "длинноруком" перехватчике для борьбы с советскими и иракскими истребителями МиГ-25. В 2005-06 годах F-14 всех модификаций были сняты с вооружения ВМС США. Списанные самолеты за исключением нескольких музейных экспонатов было решено уничтожить, во избежание попадания запчастей в Иран, продолжавший эксплуатировать купленные много лет назад самолеты.
Истребитель F-14A
максимальная скорость на высоте 11 километров/у земли - 2100/1470 км/ч
F-15. Орел-телезвезда
Исследования облика истребителя четвертого поколения для ВВС США начались в 1962 году, когда только-только пошли в серию F-4 Phantom II и F-105 Thunderchief. В то время предполагалось, что маневренный воздушный бой - "собачья свалка" - ушел в прошлое, и перспективный самолет "затачивался", прежде всего, под ракетный бой на дальних и средних дистанциях. Ошибочность этой концепции была доказана Вьетнамской войной, где за 50 сбитых в воздушных боях МиГ-21 США пришлось заплатить 103 "Фантомами", и перспективные программы срочно пришлось пересматривать. В 1967 году ВВС США сформулировали требования к истребителю FX - новый самолет должен был превзойти по маневренности МиГ-21 и сохранить возможности ведения всеракурсного воздушного боя на дальних и средних дистанциях.
На конкурсе проектов победил вариант фирмы McDonnell Douglas, тогда еще не вошедшей в состав Boeing. Первый полет опытного F-15 Eagle ("Орел") состоялся 27 июля 1972 года. Первые предсерийные машины F-15A и F-15B (учебно-боевая версия) появились в 1974 году, а крупносерийное производство стартовало еще два года спустя - в 1976-м. В 1979 году в воздух поднялся первый экземпляр F-15C, отличавшийся от базового варианта усовершенствованным радиоэлектронным оборудованием, усиленной конструкцией воздухозаборников и других элементов планера, увеличенной емкостью внутренних топливных баков и наличием узлов крепления подвесных несбрасываемых конформных баков, значительно повышающих радиус действия машины. Улучшенный "Орел" должен был получить и новые ракеты "воздух-воздух" AIM-120 AMRAAM, однако это произошло лишь осенью 1991 года. Параллельно с F-15C производилась и его двухместная модификация - F-15D.
F-15 поставлялся на экспорт более активно, чем палубный F-14. Одним из первых новые машины получил Израиль - в составе ВВС этой страны F-15A появились уже в конце 70-х годов. "Орлы" поставлялись также в Японию, где было налажено их лицензионное производство, Саудовскую Аравию и другие страны. В составе ВВС Израиля и США они принимали активное участие в ближневосточных конфликтах. Кроме того, истребители F-15 обеспечивали ПВО североамериканского континента, будучи включенными в систему NORAD. Производство F-15C и D для ВВС США прекратилось в 1992 году. В настоящее время на вооружении ВВС состоит около 450 истребителей F-15A-D. Предполагалось, что как минимум 180 из них останутся в строю до 2020-х годов, однако от этих планов Пентагону скорее всего придется отказаться в связи с выявленными усталостными разрушениями силовых инструментов конструкции самолета.
Хорошие летные характеристики и большая нагрузка позволили создать на базе истребителя ударную машину F-15E Strike Eagle - двухместный самолет, оснащенный усовершенствованной аппаратурой, оптимизированной для поиска наземных целей. Самолеты этого типа производились до конца 90-х годов.
F-15 стал рекордсменом среди американских самолетов 4-го поколения по числу сбитых машин противника - только во время войны в Персидском залив "Иглам" удалось сбить 37 самолетов. "Фотогеничность" F-15 в сочетании с его летными характеристиками сделала этот истребитель символом ВВС США 80-90-х годов.
Истребитель F-15С
F-16. Боевой сокол Альянса
Разработка самолета, которому было суждено перехватить у МиГ-21 лавры самого распространенного на земле сверхзвукового истребителя, началась в конце 60-х годов и продолжалась относительно недолго - первый полет опытного YF-16 состоялся в 1973 году. Созданный под впечатлением от воздушных боев над Вьетнамом и Ближним Востоком, где первую скрипку играли легкие и маневренные машины - МиГ-21 и "Мираж-3", новый самолет изначально был оптимизирован под маневренный воздушный бой с применением пушки и ракет с инфракрасными головками самонаведения. Такой бой требует высокой тяговооруженности - ее обеспечили, установив на истребитель один, но очень мощный двигатель F100-PW-200. Впоследствии на F-16 устанавливался двигатель F-100-PW-220 и PW-229, аналогичный тому, что используется в двухдвигательной силовой установке F-15C и E.
Мощная силовая установка в сочетании с небольшим весом машины обеспечила самолету, разработанному компанией General Dynamics, отличные летные характеристики, привлекшие внимание ВВС многих стран мира. Другим достоинством F-16 ранних серий стала относительно низкая цена - за счет предельно упрощенного радиоэлектронного оборудования (ранние F-16 могли нести только ракеты малой дальности Sidewinder и неуправляемые боеприпасы "воздух-земля").
Усовершенствованные модификации F-16 получили полноценный радар и нормальное управляемое вооружение, включая ракеты AIM-120 AMRAAM и управляемые авиабомбы. Самолеты этого типа поставлялись практически всем союзникам США, от Венесуэлы до Южной Кореи и от Норвегии до Египта.
В общей сложности F-16 Fighting Falcon был размножен более чем в 4000 экземпляров. По количеству произведенных самолетов он так и не догнал МиГ-21, однако, после того как ранние модификации советского истребителя в 80-90-х годах сошли со сцены, F-16 стал самым распространенным истребителем из числа находящихся в строю. Эту позицию он занимает и сейчас - в мире насчитывается свыше 3500 самолетов этого типа, в том числе почти 2000 - в ВВС США.
Истребитель F-16С block 50/52
максимальная скорость на высоте 11 километров/у земли - 2145/1436 км/ч
F/A-18. Эволюция шершня
F/A-18 Hornet ("Шершень") был принят на вооружение последним из американских истребителей четвертого поколения - в середине 80-х годов. Он поставил и рекорд по длительности разработки - от начала проектирования компанией Northrop самолета YF-17 до начала серийного производства компанией McDonnel Duglas истребителя F/A-18 прошло почти 17 лет.
Самолет YF-17 Cobra разрабатывался по заказу ВВС как альтернатива F-16. Первый полет нового истребителя состоялся 9 июня 1974 года. После того как ВВС выбрали однодвигательную машину, над проектом нависла угроза закрытия, однако, легкий истребитель потребовался флоту, который к тому времени убедился в необходимости иметь легкую машину в дополнение к тяжелому F-14. По заказу ВМС совместно с компанией McDonnell Douglas был разработан "морской" вариант самолета. Первоначально планировалось создать две модификации - истребитель F-18A и штурмовик A-18A, однако затем было решено создать унифицированный самолет, получивший двойной индекс F/A-18A. Параллельно была создана двухместная учебная модификация F/A-18B.
В отличие от F-16, Hornet с самого начала имел полноценный радар и мог использовать ракеты "воздух-воздух" средней дальности, а также управляемые боеприпасы "воздух-земля". Новая машина была принята на вооружение в 1983 году и со следующего года начала вытеснять из состава палубных авиакрыльев штурмовики A-7 Corsair II, созданные в 60-х годах, и F-4 Phantom II, первые из которых поступили на вооружение в конце 50-х.
Новый истребитель, помимо ВВС, поступил также на вооружение Корпуса морской пехоты США. Вскоре в серию пошла усовершенствованная модификация машины - F/A-18С/D, отличавшаяся усовершенствованной электроникой и вооружением. Всего в 1983-2000 годах США приобрели свыше 1000 самолетов F/A-18A-D. Значительное количество этих самолетов было поставлено на экспорт - в Австралию, Канаду, Испанию, Швейцарию, Кувейт, Финляндию и другие страны.
Еще в 80-х годах ВМС США задумались о необходимости обновления истребительного парка. Последовавшее вскоре закрытие проектов A-12 Avenger II и морского истребителя пятого поколения NATF из-за чрезмерной стоимости новых машин привело к мысли о необходимости глубокой модернизации "Хорнета". Первый F/A-18E поднялся в воздух в ноябре 1995 года, вскоре совершил первый полет и двухместный F/A-18F.
Модернизированная машина, отличающаяся, помимо электроники, серьезно переработанным планером, начала поступать на вооружение в 2001 году. ВВС США планируют приобрести около 600 таких самолетов, заменив ими "Шершни" ранних серий.
Истребитель F/A-18C (в скобках отличающиеся данные F/A-18E)
F-22. Дорогостоящее будущее
В середине 70-х годов ВВС США увлеклись малозаметностью. Многочисленные батареи зенитных ракет и истребители ВВС и войск ПВО СССР заставляли задуматься над методами преодоления оборонительных рубежей противника с наименьшими потерями. Первой ласточкой новой авиационной моды стал взлетевший в 1981 году F-117 Nighthawk, получивший в ВВС США за невысокие летные характеристики и внешний вид кличку "Хромой гоблин". Однако создание этого самолета дало концерну Lockheed достаточно информации, чтобы приступить к разработке более совершенных машин. В 1983 году фирма начала разработку малозаметного сверхзвукового самолета, которому было суждено стать первым в мире истребителем пятого поколения. Программа разработки получила индекс ATF - Advanced Tactical Fighter. Новый самолет разрабатывался в кооперации с концерном Boeing. Конкурентом будущего F-22 стал совместный проект Northrop и McDonnell Douglas, получивший обозначение F-23.
Первый полет экспериментального YF-22 состоялся 29 сентября 1990 года, месяц спустя после взлета YF-23. В апреле 1991 года проект "Локхида" был объявлен победителем конкурса.
Однако YF-22 был лишь демонстрационным самолетом, на основе которого фирма начала проектирование боевого истребителя. Этот процесс, который по первоначальным прикидкам не должен был занять больше пяти-шести лет, затянулся из-за недостатка финансирования. Распад СССР и прекращение "холодной войны" привело к резкому сокращению расходов на оборону, что в сочетании со стремительным ростом цены перспективной машины поставило проект под угрозу закрытия. Первоначально заданная цена машины в 32 миллиона долларов выросла к 1995 году до 72 миллионов, затем до 100, затем до четверти миллиарда и в итоге превысила рубеж 300 миллионов долларов. Параллельно падало и число машин, планировавшихся к заказу - с "больше 1000" до 750, 648, 339 и, наконец, до 183 самолетов, предназначенных для четырех авиакрыльев. Также, чтобы избежать еще большего удорожания, машина лишилась ряда планировавшихся нововведений - боковых антенных решеток, оптикоэлектронных датчиков и других систем.
Сдвигались и сроки постановки машин на вооружение - с 1996 года на 2000-й, затем на 2004-й. В итоге, первое тактическое авиакрыло, оснащенное истребителями F-22, достигло боевой готовности осенью 2007 года. Ранее, весной 2007 года, F-22 впервые побывали за границами США, совершив перелет в Японию. Под Новый год, 29-30 декабря 2007 года, F-22 90-й эскадрильи на Аляске, экстренно заступившей на боевое дежурство в системе НОРАД вместо прикованных к земле приказом штаба ВВС США F-15, впервые встретились в воздухе с ветеранами "холодной войны" - парой Ту-95, нанесшей визит в небо над Аляскинским заливом.
В настоящее время ВВС США располагают примерно 100 самолетами F-22, из которых около 60 находятся в боевых подразделениях. Несмотря на ряд технических проблем - повышенную коррозию фюзеляжей и неполадки в программном обеспечении, F-22 на сегодня безусловно являются самыми сильными истребителями в мире. За счет двигателей с изменяемым вектором тяги они имеют маневренные характеристики, близкие к самолетам семейства Су-27, а малозаметность в сочетании с новейшей радиоэлектроникой дает им значительное преимущество. Другим значительным плюсом F-22 является сверхзвуковая крейсерская скорость машины, что дает возможность выходить на рубеж перехвата быстрее любого современного истребителя за исключением "трехмахового" перехватчика МиГ-31.
Истребитель F-22A Raptor