Для того, чтобы единым кандидатом в президенты США от Республиканской партии стал Джон Маккейн, осталась сущая формальность: голосование на съезде партии, намеченном на 1-4 сентября. Исход этого голосования предрешен результатами праймериз, по итогам которых сенатор от штата Аризона уже заручился поддержкой достаточного количества избирателей, чтобы выйти в финал президентской гонки.
У демократов все не так однозначно. До праймериз в Пенсильвании, которые пройдут 22 апреля, трудно судить о том, кто же все-таки станет кандидатом от Демократической партии – Барак Обама или Хиллари Клинтон. Таким образом, прогнозировать исход президентских выборов пока можно лишь с крайне низкой степенью точности. Аналитики считают, что на шансы Маккейна победить на выборах окажет значительное влияние то, кого он сделает своим напарником, то есть кандидатом в вице-президенты.
Сенатор не торопится останавливать свой выбор на ком-то из коллег по партии, хотя вопрос о кандидатуре напарника обсуждается с начала февраля, когда после супервторника Маккейн стал бесспорным лидером республиканской гонки. Медлительность кандидата объясняют естественным стремлением сохранить интригу, чтобы поддержать интерес к собственной персоне. Между Клинтон и Обамой разворачивается нешуточная борьба, которая отвлекает внимание прессы от республиканцев.
Пара
В середине марта появились слухи о том, что члены Республиканской партии, близкие к администрации действующего президента США Джорджа Буша, считают наиболее перспективной пару Маккейн – Ромни. Опыт бывшего губернатора штата Массачусетс в экономических вопросах полезен для Маккейна, экономические аспекты программы которого оценивают как слабо продуманные. Да и сам Митт Ромни, занимавший до выхода из борьбы вторую позицию после Маккейна (хотя и с большим отставанием), мягко говоря, не прочь стать напарником кандидата. 11 марта в интервью телеканалу Fox News Ромни заявил: "Для любого республиканца было бы честью получить предложение стать напарником кандидата от нашей партии и принять его. Я не являюсь исключением".
Маккейн заметил энтузиазм бывшего соперника, однако не стал комментировать его всерьез. У кандидата есть причины сомневаться в том, что кандидатура Ромни идеально подходит на пост вице-президента, поскольку раньше Маккейн и Ромни не слишком ладили. В период участия Ромни в президентской гонке предвыборные дебаты республиканцев сводились к взаимным упрекам и обвинениям, поэтому избирателям будет сложно поверить, что Джон Маккейн и Митт Ромни смогут эффективно вести совместную работу.
С другой стороны, Маккейн уже дал понять, что разногласия между ним и Ромни остались позади. 12 марта, на следующий же день после того, как Митт Ромни высказал готовность стать его напарником, кандидат сказал журналистам: "Хорошие личные отношения между президентом и вице-президентом не так важны, как комфортное и профессиональное сотрудничество". Помимо этого, Джон Маккейн отметил, что и он и Ромни разделяют ценности и принципы Республиканской партии.
В качестве возможных напарников Маккейна называли также республиканцев Рудольфа Джулиани и Майка Хаккаби, однако они в меньшей степени популярны среди неопределившихся избирателей, за голоса которых пойдет борьба в финале.
Не пара
Демократам все настойчивее предлагают составить пару из лидеров гонки: Хиллари Клинтон и Барака Обамы. В основном эти идеи исходят от сторонников бывшей первой леди, которые даже настаивали на том, чтобы Барак Обама снял свою кандидатуру в пользу соперницы и присоединился к ее предвыборному штабу. Губернатор штата Пенсильвания, который поддерживает Хиллари Клинтон, призывал соперников объединить усилия вне зависимости от того, кто станет единым кандидатом от демократов. Да и сама Клинтон намекала, что не исключает вероятности такого предложения.
Впрочем, Обама счел эти предложения не более чем забавными, напомнив, что опережает Клинтон и по количеству делегатов, и по количеству штатов, в которых большинство избирателей поддержали его кандидатуру. О возможности предложить Хиллари Клинтон вице-президентский пост Обама никогда не говорил.
Неизвестно, изменит ли Обама свою точку зрения, если кандидатом от Демократической партии все же станет Хиллари Клинтон. Ведь Митт Ромни в январе 2007 года во всеуслышание заявлял, что ни при каких обстоятельствах не согласится занять пост вице-президента при Джоне Маккейне. Так что совсем исключать вероятность образования союза Клинтон – Обама нельзя.
Существует несколько версий, кого мог бы сделать своим напарником Барак Обама, если он будет выдвинут в качестве единого кандидата от Демократической партии. Среди наиболее вероятных кандидатов в вице-президенты называют Джона Эдвардса, бывшего сенатора от Северной Каролины, который до выхода из президентской гонки стабильно занимал третье место после Клинтон и Обамы. Отказавшись от борьбы за президентский пост, он не поддержал никого из лидеров гонки, в результате чего может стать вице-президентом и при Хиллари Клинтон.
Еще два потенциальных вице-президента, которые устроили бы и Барака Обаму, и Хиллари Клинтон – это Майк Исли (Mike Easley) и Сэм Нанн (Sam Nunn). Исли с 2001 года занимает пост губернатора Северной Каролины. 23 марта ему исполнится 58 лет, он католик. В прошлом известный правозащитник, Исли известен своим внушительным опытом и уравновешенным характером, однако достаточно молод для плодотворной работы на высоком государственном посту.
Опыта не занимать и Сэму Нанну: он на протяжении двадцати четырех лет представлял в Сенате штат Джорджия. Но, как и другие политики, он уже говорил, что пост вице-президента его не интересует. При этом Нанн не исключает своего участия в президентских выборах в качестве независимого кандидата. Отвечая на вопросы журналистов о вероятности выдвижения, Нанн сказал, что будет принимать решение только после того, как Республиканская партия и Демократическая партия определятся с кандидатами, тем самым оставив себе время на размышления фактически до начала сентября.
Наконец, кандидатом в вице-президенты в связке с Хиллари Клинтон может стать уроженец Чикаго Уэсли Кларк (Wesley Clark). Этот 63-летний высокопоставленный военный в отставке сам планировал баллотироваться на президентский пост, и пользовался популярностью как среди неопределившихся избирателей, так и среди демократов, однако не стал участвовать в президентской гонке. При этом он поддерживал Клинтон в штатах Айова, Нью-Гэмпшир, Невада и Огайо и даже появился в одном из ее предвыборных роликов.
Скорее всего, в ближайшие месяцы ни Хиллари Клинтон, ни Барак Обама не будут называть имена своих напарников, оставляя избирателям интригу, аналитикам - повод для догадок, а для себя приберегая возможность все же объединить усилия.