Противопоказания Алексей Пичугин выступил на процессе по делу Невзлина

В Мосгорсуде на судебном процессе по делу бывшего совладельца "ЮКОСа" Леонида Невзлина выступил один из ключевых свидетелей - бывший сотрудник службы безопасности этой компании Алексей Пичугин. Он осужден на пожизненное заключение за организацию заказных убийств, которые, как утверждает следствие, были совершены по указанию Невзлина.

Алексей Пичугин отказался давать показания против предпринимателя. Он вновь заявил, что не совершал никаких преступлений и не получал от Леонида Невзлина указаний по их совершению. Сославшись на статью 51 Конституции РФ, которая дает право не давать показания против себя и своих близких, Пичугин перестал отвечать на вопросы судьи.

Бывший сотрудник "ЮКОСа" проигнорировал предупреждение о том, что отказ от дачи свидетельских показаний в отношении других лиц влечет за собой уголовную ответственность. Вместо этого Пичугин рассказал о методах, которыми следствие добивалось от него нужных результатов. По его словам, он несколько раз получал предложения пойти на сделку со следствием и дать ложные показания против руководства "ЮКОСа". По данным газеты "Московский комсомолец", Пичугин утверждал, что в случае его согласия, его обещали тайно вывезти за границу.

Впервые подобные предложения Пичугину, по его словам, поступили в апреле 2004 года, когда он только знакомился с материалами дела, затем еще раз в 2005 году и, наконец, то же самое в 2007 году ему якобы говорил гособвинитель Камиль Кашаев в перерыве судебного заседания. Газета "Ведомости" приводит слова гособвинителя по делу Невзлина Александра Кублякова, который заявил, что он ничего не знает о предложениях следователей Пичугину и что "в материалах дела никаких упоминаний об этом нет".

После заседания Кубляков рассказал газете "Время новостей", что он не удивлен отказом Пичугина отвечать на вопросы, так как с пожизненным сроком тому терять нечего. "А насчет того, что на Пичугина якобы оказывалось давление, что можно сказать? Вы вот знаете хотя бы одного обвиняемого, который бы этого не заявлял?", - объяснил свою позицию прокурор.

Если о предложениях пойти на сделку со следствием говорили и другие фигуранты дел, связанных с "ЮКОСом", например, Василий Алексанян, то Пичугин заявил, что его еще и допрашивали с помощью "сыворотки правды", то есть препарата блокирующего "волевую сферу". Подробности его заявлений в суде с разной степенью подробности цитирует столичная пресса.

Например, "Московский комсомолец" приводит следующие показания Пичугина на процессе. По его словам, 14 июля 2003 года следователь Демин якобы отвел его к двум людям, которые представились капитанами ФСБ Тамбовцевым и Ананьевым и предложили выпить кофе. После этого, как утверждает Пичугин, он на шесть часов потерял сознание, но, однако, помнит, что ему задавали вопросы про бывших премьеров Михаила Касьянова, Виктора Черномырдина, бывшего главу президентской администрации Александра Волошина и о финансовых отношениях между ними и "ЮКОСом".

На левой руке Пичугин потом якобы обнаружил следы от уколов. "В дальнейшем я потерял 31 килограмм, на голове у меня выросли шишки, которые видны и сейчас", - сказал Пичугин в суде. По словам корреспондента газеты, он разглядел на голове бывшего сотрудника "ЮКОСа" "круглые наросты красного цвета диаметром в два сантиметра".

Затем Пичугин рассказал, что его заявление о применении психотропных средств было отражено в протоколе проведенного на следующий день допроса. Защита Невзлина потребовала приобщить этот документ к делу их клиента, и судья разрешил подать соответствующее ходатайство. В то же время адвокат Генри Резник, представляющий интересы Пичугина, полагает, что хотя "использование фармакологических препаратов при проведении допросов совершенно незаконно", но доказать это вряд ли удастся, так как они не оставляют никаких следов. "Если бы он находился на воле, то его бы привлекли за клевету, а он получил пожизненное заключение, и может говорить все, что хочет", - пояснил Резник.

Следует отметить, что журналисты разных изданий, присутствовавшие на судебном заседании, приводя рассказ Пичугина о "сыворотке правды", указывают разные места, в которых происходили описанные события. Так, по данным "Московского комсомольца", показания у бывшего сотрудника "ЮКОСа" брали в СИЗО "Лефортово", в издании "ГАЗЕТА.GZT.RU" называется СИЗО "Матросская тишина", а газета "Коммерсант" утверждает, что дело происходило в неком "здании ФСБ".

На процессе по делу Невзлина, который в заочном порядке продолжается с 19 марта 2008 года, ранее уже выступили несколько свидетелей, которые либо признавались в даче ложных показаний, либо выражали аргументированное сомнение в выводах следствия. Так, ранее осужденный по делу Пичугина на 18 лет лишения свободы Геннадий Цигельник заявил, что оговорил Невзлина и Пичугина, чтобы получить меньший срок. При этом он добавил, что оговор был произведен по соглашению со следствием. Только от следователей узнал о роли Невзлина в этом деле и еще один осужденный по делу Пичугина - Евгений Решетников.

Показательным было выступление в суде бывшего управляющего делами ЗАО "Роспром" Виктора Колесова, который единственный из допрошенных свидетелей выступает в качестве потерпевшего. По версии следствия, Невзлин и Пичугин пытались организовать его убийство. В 1998 году на Колесова было совершено нападение, в результате которого он был избит и ограблен.

Следствие считает, что "профессиональный рост Колесова" противоречил личным и служебным интересам Невзлина, который и приказал организовать покушение. Однако потерпевший усомнился в этой версии. По его словам, поскольку Невзлин входил в число собственников "ЮКОСа", при возникновении такого рода проблем "ему достаточно было переговорить с тогдашним руководителем "Роспрома" Василием Шахновским", чтобы добиться увольнения Колесова. Потерпевший подчеркнул, что у Невзлина не было мотивов для совершения преступления в его отношении, так как его должность в "Роспроме" не предполагала "профессионального роста".

Единственный серьезный профессиональный конфликт руководства "ЮКОСа" и одной из называемых следствием жертв возник между компанией и мэром Нефтеюганска Владимиром Петуховым. Утверждается, что он длительное время успешно сотрудничал с "ЮКОСом", однако затем обвинил компанию в недоплате налогов местный бюджет. В свою очередь представители "ЮКОСа" обвинили городскую администрацию в растрате. 26 июня 1998 года, примерно через месяц после начала конфликта, Петухов был убит.

Кроме упомянутых выше преступлений в отношении Петухова и Колесова, следствие инкриминирует Невзлину и Пичугину убийства директора ТОО "ТФ "Феникс" Валентины Корнеевой и супругов Гориных, которые якобы располагали компроматом на обвиняемых, а также покушения на начальника управления общественных связей столичной мэрии Ольгу Костину и управляющего компанией East Petroleum Евгения Рыбина. На последнего было совершено несколько покушений, во время одного из которых погиб его водитель.

И осужденный Пичугин, и обвиняемый Невзлин не признают своей вины. По мнению бывшего совладельца "ЮКОСа", попытка приписать ему убийства вызвана желанием добиться его выдачи Израилем России. Бизнесмен считает свое дело исключительно политическим, так как он единственный из бывших собственников "ЮКОСа" продолжает критиковать российские власти за подавление гражданских свобод, независимых СМИ и частного предпринимательства.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше