ФБР США арестовало двух бывших менеджеров инвестиционного банка Bear Stearns Ральфа Чиоффи и Мэтью Таннина, приведших хеджевые фонды, в которых они работали, к банкротству. Это первые аресты в рамках крупного федерального расследования роли финансовых институтов в ипотечном кризисе. Похоже, что в скором времени перед судом предстанут многие банкиры, а практика личной ответственности финансистов надолго закрепится в американской юридической системе. Раньше ответственность финансистов за потери инвесторов ограничивалась отставками генеральных директоров банков.
Ответят за кризис
Арестованные 19 июня 2008 года Ральф Чиоффи (Ralph Cioffi) и Мэтью Таннин (Matthew Tannin) обвиняются в сокрытии важной финансовой информации о функционировании хеджевых фондов, в которых они работали, и мошенничестве с ценными бумагами. Эти фонды, находящиеся под управлением банка Bear Stearns, инвестировали в рискованные ипотечные инструменты. В результате мошеннических, как полагают в ФБР, действий менеджеров потери инвесторов составили около 1,6 миллиарда долларов, что послужило одной из причин банкротства Bear Stearns, когда-то пятого по величине инвестбанка в США.По данным Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), ипотечный кризис в США начался именно с краха фондов High-Grade Structured Credit Strategies Enhanced Leverage Fund и High-Grade Structured Credit Strategies Fund (для удобства дальше мы будем называть их HGSCS Enhanced Leverage Fund и HGSCS Fund соответственно), в которых работали Чиоффи и Таннин. Финансовые организации после этого в срочном порядке стали переоценивать стоимость ипотечных и кредитных инструментов.
В 27-страничном обвинительном заключении говорится о том, что Чиоффи и Таннин намеренно скрывали информацию о состоянии дел в их хеджевых фондах, несмотря на негативные прогнозы и недостаток ликвидности. Из-за этого инвесторы не получали всех сведений и не могли правильно оценить свои риски.
22 апреля 2007 года в электронном письме к Чиоффи, оказавшемся в распоряжении следователей, Таннин пишет, что обеспокоен положением хедж-фондов. Он назвал "трупом" рынок долговых инструментов, в который инвестировали фонды Bear Stearns. Кроме того, финансовая отчетность показывала убыточность фондов. В частности, базовые активы HGSCS Enhanced Leverage Fund стоили намного меньше заявленной суммы и находились под угрозой дальнейшего обесценивания.
Через три дня после того, как Таннин отправил письмо Чиоффи, состоялась телеконференция с инвесторами фонда, в которой приняли участие несколько сотен человек. Хотя отчетность за март еще не была обнародована, было уже понятно, что стоимость хедж-фондов значительно снизилась. Однако Чиоффи уверил инвесторов, что ликвидности у фондов много, а Таннин заявил, что не сомневается в их надежности. Позже выяснилось, что в марте Чиоффи перевел около двух миллионов долларов собственных средств из HGSCS Enhanced Leverage Fund в другой, менее рискованный фонд Bear Stearns.
Если вина бывших менеджеров Bear Stearns будет доказана, они могут быть приговорены к тюремному заключению сроком до 25 лет. Однако адвокаты обвиняемых менеджеров утверждают, что Чиоффи и Таннин не виновны - их просто "сделали козлами отпущения". Как уверяют сами обвиняемые, они не могли предвидеть ипотечный кризис, вызванный невозвратами кредитов неблагонадежными заемщиками.
Большие неприятности
Bear Stearns объявил о том, что вложения в двух его хеджевых фондах практически обесценились, только в середине июля 2007 года. По данным банка, в конце марта - начале апреля 2007 года общий капитал под управлением HGSCS Fund не превышал 925 миллионов долларов. Это означает, что фонд обесценился в несколько раз. Капитал HGSCS Enhanced Leverage Fund был и того меньше - 638 миллионов долларов. Чуть позже фонды столкнулись с большими потерями по облигациям, которые имели самые высокие рейтинги надежности - ААА и АА, и оказались банкротами.Крах двух хедж-фондов считается чуть ли не главной причиной банкротства Bear Stearns, американского банка с 85-летней историей. Кризис в кредитной организации означал бы большие неприятности для большого числа американских и европейских финансовых институтов, которые были связаны с гибнущим банком.
Для того чтобы спасти финансовую организацию и не допустить более масштабных неприятностей на мировом финансовом рынке, помощь Bear Stearns оказали JPMorgan Chase и Федеральная резервная система США (ФРС). JPMorgan Chase объявил о готовности купить банк, а ФРС согласилась взять на себя самые неликвидные активы Bear Stearns на общую сумму в 29 миллиардов долларов. В конечном итоге Bear Stearns, чья капитализация еще в начале 2007 года составляла 25 миллиардов долларов, был выкуплен JPMorgan за 1,4 миллиарда долларов.
Страна решительных действий
Уголовное дело против менеджеров Bear Stearns является частью более масштабного федерального расследования о роли финансовых институтов в нынешнем кредитном кризисе, которое ведется SEC в сотрудничестве с ФБР. В 2007 году прокуратура штата Нью-Йорк запросила у некоторых финансовых организаций данные об операциях с ценными бумагами, связанными с ипотечным кредитованием. В число подозреваемых вошли, помимо Bear Stearns, Merrill Lynch и Deutsche Bank.В расследование оказались вовлечены и крупнейшие рейтинговые агентства. В частности, финансовые регуляторы заинтересовались деятельностью агентств Fitch, Standard & Poor's и Moody's. Поводом для этого послужили сообщения о том, что Moody's обнаружило в своей системе расчета и присвоения рейтингов долговым обязательствам критическую ошибку, из-за которой облигациям присваивались высокие рейтинги. Позже об обнаружении похожей ошибки в своей системе сообщило Standard & Poor's, однако агентство уточнило, что ошибка была исправлена вовремя и рейтинги облигациям присваивались верно.
Параллельно в США проводилась еще одна масштабная операция, также связанная с рынком кредитования. Называлась она "Злоумышленная ипотека". Ее организатором выступило американское министерство юстиции. В ходе операции были арестованы 406 человек, подозреваемых в мошеннических действиях при получении и предоставлении кредитов.
Похоже, что на волне ипотечного кризиса, из-за которого банки по всему миру потеряли почти 400 миллиардов долларов, вся финансовая система США претерпит серьезные изменения вплоть до более жесткого регулирования деятельности банков и функционирования рынков. Уж больно велик тот страх, который пережили американские финансисты с начала кредитного кризиса.