Федеральное агентство воздушного транспорта 14 сентября 2009 года отзовет у "КД Авиа" лицензию на осуществление полетов. Сама авиакомпания этого срока решила не дожидаться: самолеты "КД Авиа" теперь осуществляют полеты только в Москву и Киев, а в Арбитражный суд Калининградской области подано заявление о банкротстве. При этом деньги, обещанные "КД Авиа" в качестве госпомощи еще в апреле текущего года, до компании так и не добрались.
Отлетались
Об отзыве лицензии на осуществление полетов, которая перестанет действовать с полуночи 14 сентября, 5 сентября объявил руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Геннадий Курзенков. Одной из основных причин принятого решения Курзенков назвал неспособность "КД Авиа" расплатиться с долгами перед кредиторами, а также общее ухудшение финансовых показателей компании.В частности, убыток "КД Авиа" от операционной деятельности в первом полугодии 2009 года превысил 2,8 миллиарда рублей. По оценке авиаперевозчика, его кредиторская задолженность составляет 11,72 миллиарда рублей. По словам Курзенкова, этот показатель достигает 14 миллиардов рублей.
Калининградский перевозчик решил не дожидаться официального отзыва лицензии и с 1 сентября 2009 года прекратил продажу билетов. 5 сентября 2009 года Росавиация объявила, что "КД Авиа" совершила последний рейс по маршруту Калининград-Москва-Калиниград и прекратила операционную деятельность. Любопытно, что 7 сентября сама авиакомпания заявила, что прекратила осуществление всех рейсов, за исключением полетов в Москву и Киев.
4 сентября "КД Авиа" подала в суд заявление о банкротстве в связи долгами перед сотрудниками, российскими и зарубежными аэропортами, аэронавигационными службами и Пенсионным фондом России. Долги перевозчика по зарплате оцениваются в 230 миллионов рублей.
Компания, работающая с 2005 года, является крупнейшим авиаперевозчиком Калининградской области. По итогам 2009 года компания заняла девятое место в списке крупнейших российских перевозчиков, перевезя почти 1,4 миллиона человек. С конца 2005 года "КД Авиа" активно расширяла географию перевозок и парк самолетов, приобретая новые лайнеры в операционный лизинг. Сейчас "КД Авиа" управляет парком из 15 Boeing 737. Лизингодателями являются компании GECAS, International Lease Finance и CIT.
Пассажиры "КД Авиа", уже купившие билеты, могут сдать их обратно или воспользоваться по этим документам услугами перевозчиков-дублеров, которыми, по данным Росавиации, были назначены "Трансаэро", "Аэрофлот", S7 (бывшая "Сибирь"), ГТК "Россия", SkyExpress, "ЮТэйр", "Уральские авиалинии" и "Аэрофлот-Дон".
Как отмечает газета "Время новостей", при необходимости, авиакомпаниям-дублерам Росавиация компенсирует расходы за перевозку пассажиров "КД Авиа". При этом не исключено, что ведомство может воспользоваться пятью миллиардами рублей, выделенными правительством России в апреле 2009 года для помощи авиационной отрасли.
Впрочем, несмотря на назначение авиакомпаний-дублеров, перевозка пассажиров "КД Авиа" осуществляется не так гладко, как предполагалось. Так, в ночь на 5 сентября 76 пассажиров "КД Авиа" не смогли вылететь из Калининграда в Тель-Авив, еще 111 - в разные города Германии. По данным РИА Новости, 90 пассажиров "КД Авиа" смогли вылететь из аэропорта Челябинска в Калининград с задержкой в один-два дня - 6 и 7 сентября.
По оценке Росавиации, в общей сложности с 5 по 7 сентября 2009 года компании-дублеры перевезли более 1,7 тысячи клиентов "КД Авиа". Воспользоваться услугами других авиаперевозчиков по билетам "КД Авиа" можно будет вплоть до 20 октября 2009 года.
Не дождались обещанного
С первыми финансовыми сложностями "КД Авиа" столкнулась в октябре 2008 года, когда не смогла погасить дебютный облигационный заем на миллиард рублей. В ноябре авиакомпания допустила технический дефолт по второму выпуску облигаций на три миллиарда рублей и впервые объявила, что может приостановить полеты. Впрочем, этого не произошло, поскольку с 1 декабря 2008 года "КД Авиа" частично перешла под контроль своего крупнейшего кредитора - банка "Санкт-Петербург".Однако в марте 2009 года "КД Авиа" второй раз заявила о возможной остановке полетов, а в начале апреля приостановила деятельность на день из-за долгов перед лизинговыми компаниями.
"КД Авиа" стала второй остановившей работу компанией из десятки крупнейших российских перевозчиков. Ранее стало известно о банкротстве альянса AiRUnion, который осенью прошлого года столкнулся с трудностями при авиаперевозках из-за долгов перед поставщиками топлива и аэропортами. Общая задолженность альянса оценивалась в миллиард долларов. В AiRUnion входили такие авиаперевозчики, как "Красэйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс". "Домодедовские авиалинии", "Красэйр" и "Омскавиа" уже были признаны банкротами.
Для спасения "КД Авиа" от банкротства в середине апреля 2009 года было принято решение о выделении беспрецедентной по размерам госпомощи - четырех миллиардов рублей. Таких денег ни прежде, ни сейчас не получала еще ни одна российская авиакомпания. Деньги в "КД Авиа" должны были поступить только при условии разделения бизнеса авиакомпании на две части: перевозочную и аэропортовую. Однако руководство компании этого не сделало, и деньги до перевозчика так и не добрались.
Тем не менее, в июле 2009 года премьер-министр России Владимир Путин пообещал, что четыре миллиарда рублей на спасение "КД Авиа" все же выделят. При этом предполагалось, что авиаперевозчик сможет получить эти деньги в обмен на акции дополнительной эмиссии, подготовкой которой занимался банк "Санкт-Петербург". Как уточняет "Интерфакс", средства, обещанные Путиным, были перечислены из федерального бюджета в бюджет Калининградской области с пометкой "на оказание помощи региону".
Впрочем, "КД Авиа" этих денег снова не получила - средства зависли в калиниградском бюджете. По словам губернатора Калининградской области Георгия Бооса, "Санкт-Петербург" должен был провести допэмиссию ценных бумаг "КД Авиа" на семь миллиардов рублей и выкупить акции на три миллиарда рублей. Об этом пишет газета "Коммерсант". Еще миллиард рублей должна была заплатить Калининградская область.
В самом "Санкт-Петербурге" утверждали, что подобных соглашений с правительством области заключено не было, а власти должны были самостоятельно потратить четыре миллиарда рублей на покупку акций "КД Авиа".
7 сентября Боос неожиданно заявил, что вина в бедственном положении "КД Авиа" лежит на самой компании. По его словам, перевозчик должен был получить госпомощь в обмен на согласие разделить аэропортовый и перевозочный бизнес, но не сделал этого. При этом Боос отметил, что власти сделали все возможное, чтобы спасти крупнейшего перевозчика Калининградской области от банкротства. Аналогичного мнения придерживается и Росавиация.
Калининградский губернатор оказался недалек от истины: одной из главных причин финансовых трудностей "КД Авиа" стала агрессивная стратегия компании, потратившей значительные средства на развитие европейской сети маршрутов, а также строительство второго терминала в принадлежащем ей калининградском аэропорту Храброво. Вернуть эти затраты в условиях кризиса и падения спроса на авиаперевозки "КД Авиа" не смогла. По данным Росавиации, за январь-июль 2009 года пассажироперевозки российских авиакомпаний снизились на 16,5 процента, а грузоперевозки - на 23,1 процента.
В любом случае, история с "КД Авиа" служит ярким примером того, что в России даже постановление правительства вовсе не гарантирует получение денег адресатом.