После того как в Москве снова произошли взрывы, власти страны опять задумались о том, как избежать терактов, а если они все же произошли - минимизировать их последствия и обеспечить качественное расследование. За прошедшую неделю таких идей было озвучено много, однако большинство из них либо подвергается сомнению, либо тонет в высокопарном пустословии.
В связи с терактами больше всего внимания, по понятным причинам, уделяется высказываниям президента Дмитрия Медведева. От него, как от главы государства и верховного главнокомандующего, ждут принятия первоочередных мер по обеспечению безопасности в стране. В первые дни после "черного понедельника" Медведева действительно было много на различных совещаниях и на экранах телевизоров, однако кроме громких слов россияне из его уст практически ничего не услышали.
После обязательных соболезнований и высказываний в стиле "мерзкое преступление" тон президента практически не изменился. 1 апреля на совещании в Махачкале Медведев озвучил свои идеи по борьбе с терроризмом на Северном Кавказе (поскольку большинство терактов имеют кавказские корни и происходят именно на Кавказе), однако они оказались теми же самыми, что звучали и до терактов в Москве.
Находясь в Дагестане, президент выделил пять направлений для достижения безопасности: укрепление правоохранительных органов, нанесение "острых кинжальных ударов по террористам", помощь раскаявшимся, развитие экономики, образования, культуры и укрепление нравственной и духовной составляющих. Фактически, Медведев упомянул то же самое, о чем говорил еще в ноябре 2009 года в послании Федеральному собранию.
Спустя сутки, уже в Москве, президент общался на тему терроризма с лидерами думских фракций. На этой встрече также звучали в основном общие слова, а если какие предложения по борьбе с террористами и высказывались, то крайне осторожно и в основном со стороны лидеров фракций. К которым, как дал понять Медведев, власть не особо собирается прислушиваться.
В частности, президент назвал теракты "вызовом стране", при котором важна консолидация всего общества. "Я надеюсь, что по этому вопросу мы с вами будем вести общую линию. Иначе мне придется эти решения принимать без учета вашего мнения", - подчеркнул президент, не оставив, казалось бы, шанса "партии власти" и "системной оппозиции" поучаствовать в процессе выстраивания системы безопасности в стране.
Статья 205 УК РФ ("Террористический акт") предусматривает лишение свободы на срок от восьми лет до пожизненного заключения. Максимальное наказание за содействие террористической деятельности по уголовному законодательству составляет 15 лет.
Впрочем, у партийцев-тяжеловесов все-таки нашлись свои предложения по повестке дня, хотя они касались преимущественно наказания террористов. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов, например, вновь озвучил свое предложение вернуть смертную казнь для террористов. И вновь не был понят президентом, который ответил, что по вопросу казни "у нас есть свои обязательства" (имеется ввиду последовательное выполнение страной европейских договоренностей). Медведев, кстати, позволил себе любопытную ремарку по поводу идеи отменить в стране смертную казнь: "Если бы я здесь работал в 90-е годы, решения были бы другими", - однако на фоне значимости последних событий она прошла незамеченной.
И все же, несмотря на решительный отказ Зюганову, президент придумал, как парламент может применить себя для борьбы с терроризмом, предложив законодателям подумать над ужесточением законодательства в области ответственности пособников террористов. Иными словами, Медведев решил приравнять к террористам тех, кто им помогает - "не важно, чем он занимается: суп варит или одежду стирает".
Однако вышеперечисленные предложения относятся к мерам наказания террористов, в то время как обычным людям наверняка хотелось бы, чтобы государство уделяло больше внимания способам предупреждения террористических преступлений.
Первым на теракты откликнулось Министерство транспорта, которое решило запретить оформлять билеты на междугородние автобусы без предъявления паспорта. Это связано с тем, что, по данным следствия, террористки, взорвавшие себя в Москве, беспрепятственно приехали в столицу на автобусе с Северного Кавказа. По мнению Минтранса, было бы безопаснее регистрировать пассажиров автобусов так же, как на поезда (хотя недавний опыт показывает, что наличие именного билета - еще не гарантия, что на железной дороге с защитой от террористов все в порядке).
На Минтранс, кстати, руководство страны возлагает основные надежды по предупреждению терроризма. Оно и понятно - транспорт более уязвим и опасен, чем другие объекты, что неизменно привлекает террористов. В связи с этим президент поручил министерству создать комплексную систему обеспечения безопасности населения на транспорте, о чем 5 апреля вышел его указ.
Согласно этому указу, система безопасности на транспорте должна появиться в России уже к августу и заработать к 2014 году. К апрелю будущего года Медведев поручил оснастить все наиболее уязвимые объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства специальными устройствами, "обеспечивающими устранение их уязвимости от актов незаконного вмешательства". Хотелось бы верить, что Минтранс понял смысл этого предложения, взятого нами из президентского указа. В противном случае возникают серьезные опасения за реальность претворения идей президента в жизнь.
Кстати, создается впечатление, что в профильных министерствах просто не знают, что именно от них хочет глава государства для предотвращения терактов. Как заявил глава МЧС Сергей Шойгу, в ближайшие три-четыре месяца на одной из станций московского метро будут установлены все существующие на сегодняшний день системы, обеспечивающие безопасность, после чего будет решено, какие именно средства потребуются для создания новой системы безопасности на транспорте.
Глава ГУВД Москвы Владимир Колокольцев, со своей стороны, отметил, что в московском метро вскоре может появиться оборудование, позволяющее обнаружить опасные предметы (взрывчатку) на теле человека на расстоянии. Что незамедлительно поставили под вопрос эксперты. Один из них в беседе с "Новыми известиями" заявил, что пока это невозможно - такие приборы способны обнаруживать взрывчатку лишь в багаже, но не на теле смертника. Кроме того, эти устройства громоздки, опасны для человека и путают гексоген с колбасой.
Впрочем, если новый теракт все же произойдет, то есть идеи и на этот случай. Как известно, главное при теракте - минимизировать количество жертв, его последствия, а также распространение паники. Для этого МЧС, ФСБ и МВД решили к 2013 году оснастить весь российский метрополитен комплексными системами оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. По всей вероятности, имеется ввиду что-то отличное от механического голоса, который в первые минуты после теракта сообщал пассажирам метро о загадочных "технических причинах", из-за которых в подземке произошел коллапс.
Начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев также не остался в стороне от реализации президентского указа и рассказал, что на станциях установят специальные датчики, которые смогут сообщить об угрозе совершения терактов с использованием отравляющих веществ. Похоже, что руководство метро решило сыграть на опережение - теракты с использованием газа (в отличие от терактов с использованием взрывчатки) в России редки, но никто не возьмется отрицать возможность повторения в столице зариновой атаки в токийском метро.
Предполагается, что венчать все эти антитеррористические меры будет система оповещения населения о степени террористической угрозы - наподобие американской цветовой шкалы, которая включит в себя новый алгоритм действий оперативных служб при терактах. Будет ли в России разработана своя цветовая гамма терактов или же за основу возьмут американскую, пока не ясно.
Еще несколько шагов по совершенствованию антитеррористической системы разработали в СКП РФ. В связи с тем, что на следователей обычно выпадает основная нагрузка после того, как теракты уже произошли, а также из-за того, что в последние дни в России они происходят практически ежедневно, СКП решил создать специальный отдел по расследованию таких преступлений. Кроме того, в Ингушетии и Дагестане будут созданы координационно-аналитические следственно-оперативные группы СКП, которые помимо расследования терактов займутся их предотвращением. Почему такие группы будут созданы лишь в двух из шести республик Северо-Кавказского федерального округа, в СКП не уточняют.
Если суммировать все сказанное, то невольно вспоминается реформа МВД, которую со скрипом запустили под давлением общественного мнения и которую сопровождают точно такие же туманные указы президента (хотя в них конкретики не в пример больше, чем в "транспортных"). Отличие в том, что если многие чиновники отнеслись к реформе МВД скептически, то совершенствование антитеррористической системы становится чуть ли не их "любимой игрушкой", на которую, без сомнения, не пожалеют бюджетных денег и сил. Количество предложений и идей в ближайшее время будет только увеличиваться, что, к сожалению, совсем не обязательно повысит безопасность граждан страны и гостей из ближнего и дальнего зарубежья.