Силовики отпущения После теракта в "Домодедово" произошли странные отставки

Президент России Дмитрий Медведев спустя два дня после теракта в "Домодедово" произвел первую отставку в силовых структурах. Должности лишился начальник управления на транспорте МВД по Центральному федеральному округу. Еще трех человек - начальника ЛОВД "Домодедово" и двух его заместителей - уволил глава МВД Рашид Нургалиев. Позиции самого Нургалиева теракт не поколебал, как, впрочем, и других ответственных за безопасность страны людей.

Первым под показательную порку президента страны попал Андрей Алексеев - начальник управления на транспорте МВД по ЦФО, назначенный на эту должность самим Дмитрием Медведевым совсем недавно, в начале прошлого августа. Почему свой выбор глава государства остановил именно на этом человеке, Медведев на совещании по вопросу обеспечения безопасности на транспорте объяснять не стал. По всей видимости, это показалось президенту настолько очевидным, что тратить время на обоснование своего кадрового решения он посчитал бесполезным. Однако вопрос о том, почему человек, пришедший на свою должность всего пять месяцев назад, стал основным "виновником" гибели 35 человек в аэропорту, повис в воздухе.

Андрей Алексеев. Фото с сайта muvdt.ru

Андрей Алексеев. Фото с сайта muvdt.ru

Lenta.ru

Если изучить биографию Алексеева, то окажется, что он как раз больше похож на образец того самого "медведевского полицейского", чем на главного злодея, допустившего появление смертника в самом современном московском аэропорту. Когда фамилия уволенного начальника управления периодически попадала в СМИ, все журналисты с удовольствием вспоминали, что в 1996 году он был награжден орденом Мужества за освобождение заложников в Омском театре драмы. Алексеев, который работал тогда заместителем начальника местного УВД, обменял себя на заложницу, став настоящим героем.

Как отмечает "Коммерсант", когда в 2000 году Алексеев возглавил Московское УВД на железнодорожном транспорте, в управлении появились центры кинологической службы и полигон для тренировок, на котором милиционеры отрабатывали в том числе предотвращение терактов. Кроме того, он поддерживал идеи по оснащению вокзалов рентгеновскими установками и внедрению новых средств обнаружения следов взрывчатки и минимизации поражающей способности взрывных устройств.

Но даже если не брать во внимание послужной список уволенного генерала, решение президента все равно выглядит достаточно странным. Начальником главного управления на транспорте МВД РФ, к примеру, является Дмитрий Шаробаров, который был назначен на эту должность одновременно с Алексеевым. Почему столь строгое наказание постигло подчиненного, а не его начальника - большой вопрос.

К тому же при всей строгости справедливых претензий, предъявляемых к милиции, управление на транспорте - не совсем то структурное подразделение, которое должно предотвращать терроризм в стране. Для этого существует Федеральная служба безопасности, деятельность которой регулирует федеральный закон, где прямо прописано, как именно ФСБ обязана бороться с терроризмом. К примеру, в статье 9.1 этого закона сказано, что борьба с терроризмом - это деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию терактов. Теракт в "Домодедово", не лишне напомнить, не был выявлен, не был предупрежден, не был пресечен и пока еще не раскрыт.

За терроризм в стране непосредственно отвечает не только ФСБ, но и созданный в 2006 году Национальный антитеррористический комитет, которым руководит директор ФСБ Александр Бортников. В положении о НАК говорится, что обязанностью комитета является "разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств". То есть, получается, что свои обязанности НАК не выполнил - ни в случае с "Домодедово", ни в случае со взрывами в московском метро. При этом об ответственности руководства НАК за эти теракты руководство страны говорить явно не желает.

Ждать отставки руководства ФСБ - все равно, что ждать личного помилования Владимиром Путиным Михаила Ходорковского. Неприкасаемость верхушки силовых ведомств, до которой президенту Медведеву никак не дотянуться, гарантирует ей полную безопасность, причем это относится не только к ФСБ, но и к МВД. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев держится в своем кресле рекордные семь лет, причем за это время милиция не только не улучшила свою работу, но и довела себя до такого состояния, что президенту пришлось срочно затевать ее кардинальную реформу. Во главе этой реформы по должности стоят все те же Нургалиев и его заместители, что заставляет сомневаться в реальности ее воплощения в жизнь.

Когда на совещании по безопасности, прошедшем 26 января, Медведев спросил главу МВД, кто еще поплатился своей должностью за теракт в аэропорту, министр назвал лишь трех человек - начальника линейного управления внутренних дел в "Домодедово" и двух его заместителей. Президента этот ответ, похоже, полностью удовлетворил, хотя речь идет опять-таки о достаточно мелких руководителях, отставка которых ничего не изменит в системе обеспечения безопасности в стране. Более того, Медведев велел Нургалиеву "тряхнуть вообще всю транспортную милицию", что снова уводит тему борьбы с терроризмом в плоскость показательной строгости.

27 января стало известно о том, что министр транспорта Игорь Левитин уволил начальника управления государственного авиационного надзора по Центральному федеральному округу Юрия Цыбина, его заместителя Валерия Малетина, начальника управления транспортной безопасности Ространснадзора Александра Свешникова и заместителя начальника управления транспортной безопасности Росавиации Сергея Поплавского. Кроме того, Левитин предложил уволить главу Ространснадзора Геннадия Курзенкова.

Очевидно, что сотрудники транспортной милиции, "проспавшие" появление террористов в "Домодедово", стали одними из главных виновников взрыва. Однако мало кто обращает внимание на то, что разгильдяйство транспортных милиционеров является лишь частным случаем проявления болезни, которой поражена вся система МВД. К примеру, ни для никого не секрет, что милиционеры в аэропортах предпочитают не искать террористов, а брать "тепленькими" приезжих гастарбайтеров. Когда произошел теракт в "Домодедово", на это внезапно обратили внимание. При этом в других транспортных узлах - например, на вокзалах - ситуация ничуть не лучше, как справедливо отметил зампред комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков. Произойдет взрыв на вокзале - все бросятся наказывать милиционеров на вокзалах, в то время как их высшие руководители, как и сама система, останутся на своих местах. Что изменится в этой ситуации после реформы МВД - еще один вопрос.

Все идет к тому, что главными козлами отпущения после теракта станут не те, кто реально отвечает за противодействие терроризму, а руководители "Домодедово", которых уже начали вызывать на ковер. Наказать руководство аэропорта сразу же после взрыва потребовал Дмитрий Медведев, в связи с чем можно не сомневаться - головы полетят, причем над некоторыми из этих голов уже нависла угроза уголовного преследования.

Представители "Домодедово" безуспешно пытаются объяснить, что теракт произошел в зоне ответственности ЛОВД на транспорте; оно же отвечает и за входящих в здание аэропорта людей. Ответ Медведева на это был предельно жестким: "Чтобы я не слышал больше этих слов со стороны руководства крупных транспортных предприятий: 'Мы за это не отвечаем, за это отвечает милиция или еще кто-то'. Если люди, берущие в свои руки организацию транспортного процесса, рассуждают таким образом, это в высшей степени безнравственно. Более того, это предмет для работы правоохранительных органов".

Реакция президента вполне понятна - примерно так же рассуждают обычные люди, регулярно пользующиеся аэропортами. Для них нет никакой разницы, кто именно отвечает за безопасность в той или иной части здания. Им нужно спокойно улететь из одной точки Земли и приземлиться в другой, после чего в целости и сохранности покинуть аэропорт и заняться своими делами. Однако если существует проблема в разграничении полномочий, которая к тому же привела к человеческим жертвам, ее нужно решать, попыток чего пока не видно. Более того, как выяснили журналисты, раньше в том же "Домодедово" такой проблемы не было - она появилась лишь около трех лет назад.

Как рассказал "Московскому комсомольцу" один из сотрудников службы безопасности аэропорта, в прошлом ЧОПовцы контролировали входы в аэропорт вместе с милиционерами. Охранников меняли каждые три часа; регулярно проводились проверки, по итогам которых нерадивых сотрудников увольняли. Однако три года назад зону ответственности охранников аэропорта и сотрудников МВД четко поделили, отдав милиционерам всю территорию до паспортного контроля. После чего люди стали проходить через рамки металлодетекторов, даже не сбавляя шага.

Кому-то это может показаться мелкими разборками и попыткой переложить вину на другого, однако именно из этих мелочей и складывается ситуация, когда террорист с друзьями может спокойно войти в аэропорт и взорвать бомбу в толпе. Судя по всему, менять эту ситуацию никто не хочет, раз руководство страны довольствуется разовыми усилениями мер безопасности, громкими высказываниями и непонятными отставками. При этом, несмотря на подобные отставки, теракты в России происходить не перестают. Чем не повод задуматься о правильности выбранной тактики.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше