По итогам прошедших 6 марта выборов в парламенте Эстонии (Рийгикогу) будут представлены лишь четыре партии. Победу одержала правящая Партия реформ (33 мандата), 26 мест получила оппозиционная Центристская партия, 23 мандата будет у входящей в правящую коалицию IRL (Союз Отечества и Res Publica), оппозиционные социал-демократы в 101-местном парламенте получат 19 мандатов. Русская партия Эстонии набрала 0,9 процента, при том что русскоязычные составляют около трети жителей республики.
Главный итог прошедших выборов - это, конечно, победа правящей право-центристской, ориентированной на рыночную экономику Партии реформ, которую возглавляет премьер-министр страны Андрус Ансип. По сравнению с выборами 2007 года партия получила еще два места. Ее союзник по правящей коалиции - консервативная IRL - улучшила свой результат на четыре мандата. Иными словами, в эстонской политике укрепился status quo.
Неожиданность преподнесли социал-демократы, показавшие лучший результат за всю историю партии. Они увеличили число мандатов с 10 сразу до 19. Теперь социал-демократы рассчитывают попасть в правящую коалицию (переговоры по этому поводу продолжаются).
А вот эстонских центристов ожидало разочарование - они потеряли два мандата. Впрочем, куда большее разочарование испытывают "Народный союз" и партия "Зеленых". Из парламента им придется уйти, поскольку до пятипроцентного барьера они не дотянули, набрав 2,1 процента и 3,8 процента соответственно.
Таким образом, результат выборов дает явное преимущество в коалиционных переговорах правящей партии - она может создать коалицию как с нынешним партнером (IRL), так и с социал-демократами, так что младшей партии в коалиции придется пойти на уступки, опасаясь конкурента. Впрочем, не исключено и формирование правящей коалиции из трех партий. "Мое предпочтение - продолжить работу в коалиции с IRL", - заявил Ансип, слова которого приводит DzD. Вместе с тем, он не исключил и возможности сотрудничества с социал-демократами. Новое правительство может появиться в Эстонии к началу апреля.
В жесткой оппозиции остаются, таким образом, только центристы. Шансов прийти к власти, то есть сформировать правящую коалицию в парламенте, у них не было. Теоретически возможный союз с социалистами большинства голосов им все равно не обеспечивает. Есть и другая трудность - кандидатуру премьер-министра в парламент вносит президент, а нынешний глава государства Тоомас Хендрик Ильвес уже заявил, что предложение лидеру центристов, мэру Таллина Эдгару Сависаару сформировать правительство ни за что делать не будет. Возможность сотрудничества с Сависааром исключил и Ансип (его советник заявил, что глава правительства не доверяет Сависаару, поскольку не считает, что тот представляет интересы Эстонии).
Подобная позиция президента и премьера объясняется тем скандалом, который произошел с Сависааром в декабре 2010 года. В подготовленном полицией безопасности (эстонская спецслужба) отчете Сависаар назывался агентом влияния России и угрозой безопасности Эстонии. Сам Сависаар заявил, что скандал организован его политическими оппонентам и "некими силами в России". При этом официальных обвинений мэру Таллина полиция безопасности не предъявляла.
Надо сказать, что опубликованный компромат лег на благодатную почву, поскольку в своем стремлении добиться расположения русскоязычного электората мэр Таллина и лидер Центристской партии зашел довольно далеко. В 2004 году центристы заключили соглашение о сотрудничестве с "Единой Россией". В 2007 году Таллинская мэрия и лично Эдгар Сависаар выступали против раскопок на площади Тынисмяги и переноса Бронзового солдата на Военное кладбище (Ансип тогда, напротив, настаивал на переносе захоронения).
На мартовских выборах 2007 года в предвыборных роликах Сависаара выступали глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин и министр транспорта РФ Игорь Левитин, которые положительно высказывались о лидере центристов. Это имел в виду председатель Конституционной партии Эстонии Андрей Заренков, когда говорил о том, что одной из причин провала его партии на выборах (она набрала один процент) была "позиция определенных политических кругов России, которые с экрана телевизора агитировали русскоязычное население за Центристскую партию". В 2009 году в Таллине появилась площадь Алексия II.
Апофеозом деятельности Сависаара стало участие 19 февраля 2011 года в церемонии установления креста на новом православном храме в таллинском районе Ласнамяэ. Он обратился к собравшимся не только на эстонском, но и на русском языке. Выступавший на церемонии президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин, который возглавляет попечительский совет Фонда Андрея Первозванного, назвал мэра Таллина своим другом. По данным эстонской полиции безопасности, как раз у Якунина Сависаар якобы и просил денег на свою предвыборную кампанию.
Все это, очевидно, привлекло русскоязычных избирателей, однако, по всей видимости, несколько снизило количество голосов, отданных за центристов эстонцами. Партию центра может порадовать только то, что лично за председателя партии, который выдвинул свою кандидатуру в столичном районе Ласнамяэ, проголосовало больше людей, чем за премьера Ансипа.
Причем более низкий, чем прежде, результат центристов и высокий личный показатель их лидера - это, возможно, взаимосвязанные явления. По словам бывшего вице-мэра Таллина социал-демократа Вадима Белобровцева, на позиции центристов отразился скандал с якобы запрошенными деньгами из России. "С другой стороны, во многом благодаря этому скандалу Эдгар Сависаар показал действительно выдающийся личный результат", - отметил Белобровцев, высказывание которого приводит Postimees. То есть, по всей видимости, часть голосов эстонцев он из-за этого скандала потерял, но приобрел дополнительные голоса русскоязычного населения (это отчасти объясняет провал собственно русскоязычной партии).
Именно о потере центристами голосов эстонцев заявил представитель партии Айн Сеппик. "Когда подробный анализ будет подготовлен, мы увидим, что больше всего голосов партия потеряла в так называемых 'эстонских' регионах, - заявил политик, слова которого приводит ERR. - Именно эстонский избиратель - слабое место Центристской партии". При этом он подчеркнул, что "мы - не русская партия".
Из слов Сеппика следовало, что внутри партии зреет недовольство ее лидером, которому следовало бы подумать над тем, не уйти ли в отставку. Кстати, именно так - заявлением о своей отставке - отреагировало на провал на выборах правление партии зеленых.
Что до Русской партии Эстонии (ее избирательный список назывался "Русская сборная"), то она набрала всего 5027 голосов (0,9 процента), при том что русскоязычное население составляет около трети жителей республики. Многие из них уже получили гражданство. По официальным данным, из 1 миллиона 365 тысяч жителей республики гражданами являются 1 миллион 150 тысяч. То есть по крайней мере пятипроцентный барьер при умелой организации предвыборной кампании партия русскоязычных могла бы преодолеть. Однако русскоязычный электорат, по-видимому, голосует в основном за центристов. Таланта вроде мэра Риги Нила Ушакова в Эстонии пока не нашлось.
Итак, итог выборов очевиден - правящая партия сумела победить, несмотря на экономический кризис (в пользу правительства сыграло то, что Эстония недавно вошла в зону евро). Интересно, что подобным образом развивалась ситуация и в Латвии, где на выборах в начале октября 2010 года победило объединение "Единство" премьер-министра Валдиса Домбровскиса. По-видимому, население осознает необходимость жестких мер экономии, которые принимают правительства в обеих странах.