В отношении двух офицеров, подписавших акты приема ремонтных работ на атомном ракетном крейсере "Петр Великий", возбуждены уголовные дела. Начальника военного представительства Минобороны капитана 2 ранга Виталия Вагиса подозревают в халатности, а командира электромеханической боевой части крейсера капитана 1 ранга Владимира Таякина - в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий.
По версии следствия, на ремонтные работы, которые приняли Виталий Вагис и Владимир Таякин, выделили 356 миллионов рублей, а выполнены они были лишь на 91 миллион. Остальные 265 миллионов рублей, как выяснила военная прокуратура Северного флота, похитил генеральный директор ЗАО "Специальная производственно-техническая база 'Звездочка'" (ЗАО СПТБ "Звездочка") Федор Барашко. Именно его фирма получила контракт на ремонт "Петра Великого" (эти средства были выделены по гособоронзаказу). В прессе появлялась информация, согласно которой эти деньги должны были также пойти на ремонт одной атомной подводной лодки.
Возбуждение уголовных дел в отношении Вагиса и Таякина по статьям о халатности и превышении полномочий говорит о том, что у правоохранительных органов нет данных об их сознательном участии в хищении. Против Барашко, напротив, дело было возбуждено по статье о мошенничестве в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК РФ). Он арестован.
Кое-что об этом деле стало известно 22 июня. 15 июля соответствующее сообщение было опубликовано на сайте военной прокуратуры. С тех пор выяснились интересные подробности. Следствие установило, что Барашко основную часть похищенных средств пустил на развитие собственного бизнеса, а 60 миллионов рублей обналичил и собирался присвоить (их у него изъяли).
По данным прессы, отремонтировать на "Петре Великом" надо было ядерные энергетические установки. Однако оказалось, что СПТБ "Звездочка" не имела лицензии "Росатома", а потому в отношении Барашко, как сообщает "Коммерсантъ", возбудили еще и дело по части 2 статьи 171 ("Незаконное предпринимательство").
Какое отношение ЗАО СПТБ "Звездочка" имеет к знаменитому северодвинскому ОАО "Центр судоремонта 'Звездочка'", до конца не ясно. В Объединенной судостроительной корпорации "Коммерсанту" рассказали, что это СПТБ, расположенное в городе Полярном, в 2003 году "отделилось от большой 'Звездочки', акционировалось и с тех пор никаких контактов с ней не поддерживало - наоборот, забирало выгодные заказы". При этом, по словам собеседника издания, свои работы СПТБ осуществляло исключительно за счет привлечения субподрядчиков. По информации газеты, вся производственная база самого СПТБ состоит из цеха и гаража.
Однако, как выяснил "Коммерсантъ", по данным на 2009 год, 20 процентов СПТБ "Звездочка" принадлежало именно известному северодвинскому "Центру судоремонта 'Звездочка'". По 40 процентов компании, согласно информации газеты, находились в собственности Барашко и некоей Людмилы Николенко. В 2009 году, как сообщает издание, Минобороны заключило с компанией контрактов на сумму более 125 миллионов рублей, а в 2008 году - на 173 миллиона рублей.
Тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144.2 "Петр Великий" предназначен для поражения крупных надводных целей противника и обеспечения комплексной ПВО и защиты от подводных лодок соединений боевых кораблей. Экипаж - 727 человек, длина - 251 метр. Заложен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1986 году. В состав ВМФ РФ вошел в марте 1998 года. В 2008-2009 годах "Петр Великий" установил рекорд длительности похода надводного корабля в современной истории ВМФ России - он пробыл в походе почти шесть месяцев. Крейсер участвовал в операции по обезвреживанию сомалийских пиратов. С "Петра Великого" осуществлялось руководство операцией по подъему АПЛ "Курск" в 2001 году.
Иными словами, если информация газеты верна, то получается, что из года в год Минобороны отдавало этому СПТБ государственные контракты на миллионы долларов, зачем-то обходя северодвинскую "Звездочку". Не понятно, как далеко зайдет следствие и будет ли оно выяснять, имела ли тогда фирма Барашко лицензию на проводимые работы и выполнила ли она их. Да и в нынешнем деле правоохранительные органы пока не дали ответ на главный вопрос - кто же в Минобороны, собственно говоря, заключил контракт с компанией Барашко?
Выходит, что с этой фирмой сначала заключили контракт на 356 миллионов рублей, после приема работ эти деньги ей перечислили, а уже потом выяснили, что у компании даже нет соответствующей лицензии. Пока что в деле о мошенничестве присутствует только один фигурант - сам Барашко, а Вагис (возглавляемое им 1118-е представительство Минобороны расположено на базе северодвинской "Звездочки") и Таякин, по версии следствия, просто почему-то подписали акт о приеме невыполненных работ.
Подозреваемых, возможно, станет больше. Как рассказали в правоохранительных органах "Комсомольской правде", со стороны военных акт подписали больше пятнадцати человек, а от фирмы Барашко подписи поставили и другие сотрудники, кроме его самого.
Это не первый скандал, в центре которого оказывается "Петр Великий". В 2004 году за мошенничество был осужден помощник командира крейсера по финансово-экономической работе Денис Долгачев. Его признали виновным в завышении сумм, выделяемых на закупку продовольствия, а также в подделке накладных на выплату довольствия и заработной платы личному составу. Как установило следствие, Долгачев похитил более 12 миллионов рублей. В том же году главком ВМФ Владимир Куроедов заявил, что "Петр Великий" "может в любой момент взлететь на воздух", поскольку находится в неудовлетворительном состоянии. Сообщалось также о краже оборудования с корабля в 2003 году.