Конец марта и начало апреля грозят стать переломными в мире браузеров. Самому популярному из них, Internet Explorer, активно наступает на пятки Chrome, и совсем скоро последний перехватит пальму первенства. Но Microsoft не хочет сдаваться без боя, хотя и сделать что-то значимое в данной ситуации тоже не может: доля IE неумолимо сокращается уже не первый год.
21 марта сервис Stat Counter отчитался о том, что несколькими днями ранее доля Chrome впервые превысила популярность Internet Explorer. Детище Google продержалось на первом месте всего день, после чего вернулось (очевидно, временно) на второе место, но все-таки заставило Microsoft засуетиться.
Раньше производитель самых популярных операционных систем чувствовал себя на поле браузеров уверенно: юзеры, которые, как известно, существа ленивые, использовали в большинстве своем предустановленный Internet Explorer и даже не ведали о существовании неких Firefox, Opera или, упаси бог, Safari.
В этом плане лучше всего "показала" себя шестая версия злополучного браузера, которая поставлялась в комплекте с Windows XP. Ее даже сейчас, спустя одиннадцать лет после выхода, используют несколько процентов пользователей (хотя никто в этом не признается). Но чем популярней становились альтернативы IE6, тем чаще рядом со словом "Internet Explorer" возникали эпитеты вроде "проклятый": старичок, на котором сидели чуть ли не все подряд, совсем не поддерживал или поддерживал криво новые технологии и вообще порой требовал создания отдельной версии сайта под себя.
Ситуация начала меняться в 2008 году. Тогда появился и стал активно продвигаться Chrome, а сервисы статистики начали фиксировать спад популярности IE (сначала в пользу конкурентов Chrome). А в 2009 году Еврокомиссия заставила Microsoft предоставлять пользователям своих операционных систем право выбора, а не навязывать им собственный браузер (пусть даже уже не ту самую "шестерку").
С этих пор и начался стремительный рост Chrome: уже к 2010 году он, по данным Stat Counter, завоевал десять процентов пользователей, что означало трехкратный рост за год, а в 2011 году браузер удвоил свою популярность. В конце прошлого года Chrome, по данным того же сервиса, обошел Firefox и начал догонять Internet Explorer.
Microsoft, очевидно, готовилась к наступлению браузера от конкурента заранее. На протяжении последних месяцев корпорация то и дело подмечала промахи Google и всячески искала повод напомнить о своем браузере, который, конечно же, всем хорош и вообще крайне удобен (многие, кстати, подтверждают эти утверждения). Более того, Microsoft даже решилась на рекламную кампанию, в которой признала провальными предыдущие версии своего браузера, но, опять же, восхваляла IE9 ("Как 9? - недоумевают в Wired. - Хороша-то десятая версия, а не девятая").
Во всех этих случаях Microsoft выступала в роли нападающей стороны, но после того как Chrome ненадолго вырвался вперед, корпорации пришлось переходить к обороне. 19 марта в блоге Internet Explorer появилось разъяснение, почему даже мини-победа Google - совсем не победа и шампанское ей открывать рановато.
Дело в том, что крупных сервисов, которые измеряют, в частности, популярность браузеров, в мире существует всего два. Один из них - Stat Counter, по мнению Microsoft, является плохим (это именно он показал "победу" Chrome). Второй - Net Applications - хороший, поскольку до сих пор отдает браузеру конкурента жалкие 18,9 процентов, что даже меньше, чем у Firefox. В подтверждение своей позиции корпорация приводит три аргумента.
Первый связан с тем, что Chrome предварительно загружает некоторые страницы (чтобы ускорить отклик браузера), но не все из них в итоге оказываются востребованными пользователями. Такие "фантомные" страницы, на которых пользователь никогда не побывал, по данным Net Applications, в феврале составили 4,3 процента от общего числа уникальных посещений в Chrome. Их "хороший" сервис, в отличие от "плохого" Stat Counter, вычитает из итоговой статистики.
Второй и третий аргументы Microsoft также касаются различий в методах сбора и обработки данных двумя сервисами. Net Applications измеряет количество уникальных посетителей сайтов-партнеров и учитывает "вес" результатов для каждой страны. Для этого сервис сравнивает получившуюся долю трафика с количеством интернет-пользователей по данным ЦРУ. В случае, если некая страна в статистике сервиса составляет условные два процента, а ЦРУ говорит о четырех, то все результаты для этой страны Net Applications умножит на два.
Stat Counter же измеряет количество просмотренных страниц и никоим образом не вмешивается в полученные данные. Например, по данным ЦРУ больше всего интернет-пользователей находится в Китае, США и Японии, а в данных Stat Counter первые три строчки занимают США, Турция и Индия. Соответственно, эти страны сильнее повлияют на итоговую статистику, чем тот же Китай, оказавшийся у сервиса на 22 месте. А из этого следует не совсем объективная картина в среднем по миру.
Microsoft даже решила "взвесить" февральские данные Stat Counter по странам и получила почти двухкратное преимущество своего браузера: 45 процентов против 24 у Chrome (в исходных данных это 35 и 29 процентов соответственно). И вполне может оказаться, что эти данные ближе к действительности, чем статистика Net Applications (52 и 19 процентов) или "сырые" результаты Stat Counter.
Но если смотреть не на сиюминутные значения популярности двух браузеров (у Stat Counter они вообще зеркально меняются в зависимости от дня недели), а на тенденцию, то вывод будет все-таки печальным для Microsoft. И "плохой", и "хороший" сервис показывают, что за последние годы Chrome растет даже быстрее, чем падает IE.
А в такой ситуации не очень-то и важно, случится смена лидеров сегодня или завтра. Одной перетасовкой цифр и сомнительными рекламными кампаниями тут точно не справиться.