Пригрозили Обамой Вашингтон попросили наказать Россию за запрет усыновлений

Скандал, разгоревшийся вокруг российского закона, запрещающего усыновление детей американцами, грозит затронуть власти США. Президенту Бараку Обаме были поданы три петиции, авторы которых потребовали ввести ответные санкции против депутатов Госдумы и российского президента Владимира Путина, что уже вызвало резкую отповедь в Москве. Впрочем, Белый дом может попытаться спустить эту историю на тормозах.

Закон, вызвавший столь бурную реакцию, был внесен в Госдуму 10 декабря 2012 года. В изначальном варианте проект, названный "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан РФ", предусматривал составление списка граждан США, которым будет запрещен въезд в Россию. Документ был представлен как ответ на "закон Магнитского", согласно которому визовые и финансовые санкции вводятся против лиц, предположительно причастных к смерти в тюрьме юриста Сергея Магнитского.

В список невъездных лиц депутаты предложили включить тех, кто виновен в нарушении прав усыновленных в России детей. Поправки, устанавливающие полный запрет на усыновление детей из РФ американцами, были внесены с рядом других дополнений ко второму чтению. 21 декабря документ был принят во всех трех чтениях. Теперь он ждет утверждения в Совете федерации, а затем отправится на подпись президенту РФ Владимиру Путину.

В России проект (а точнее, его часть, касающаяся запрета на усыновление) подвергся резкой критике. Против него на различных стадиях рассмотрения выступали министр образования Дмитрий Ливанов, уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, министр иностранных дел Сергей Лавров. Сомнения в формулировках закона высказала и председатель Совета федерации Валентина Матвиенко. Кроме того, сбор подписей против его принятия был организован на сайте "Новой газеты". За два дня их набралось чуть больше 100 тысяч, к моменту написания этого материала против проекта было подано почти 135 тысяч голосов.

Не оставили без реакции инициативу депутатов и сами американцы. Представитель Госдепартамента в беседе с "Голосом Америки" выразил беспокойство в связи с принятием поправок. Правда, во внешнеполитическом ведомстве указали на необходимость дождаться окончательного варианта закона. В ходе брифинга 21 декабря заместитель пресс-секретаря главы Госдепартамента Патрик Вентрелл (Patrick Ventrell) повторил слова многих россиян, призывавших не вмешивать в осложнения между США и Россией детей, которые тут совсем ни при чем. Дипломатическое ведомство также учло высказанные ранее претензии депутатов, по версии которых запрет на усыновление стал ответной мерой вовсе не на "закон Магнитского", а на систематические нарушения прав российских детей в американских приемных семьях. Как подчеркнул представитель Госдепартамента, за 20 лет новый дом в США обрели более 60 тысяч детей из России. Из них по разным причинам погибли 19. Наконец, дипломат выразил недоумение в связи с тем, что новый проект принимается буквально через несколько недель после вступления в силу соглашения о правилах усыновления американцами российских детей.

Однако куда активнее официальных властей на действия российских законодателей отреагировали пользователи сайта Белого дома. Уже больше года они имеют возможность напрямую обратиться с просьбой к администрации президента через электронную систему подачи петиций We the People. 21 декабря, в день голосования за принятие закона в третьем чтении, на сайте системы была зарегистрирована первая петиция. Среди прочего ее авторы потребовали от Барака Обамы "объявить лиц, причастных к принятию подобных проектов, ответственными в соответствии с 'законом Магнитского' и включить их в соответствующий список". В последующие два дня на сайте системы появились еще две аналогичные петиции: в одной из них от Обамы также потребовали запретить въезд в страну депутатам Госдумы, во второй - ввести санкции в отношении лично Владимира Путина в том случае, если он поставит под законом свою подпись.

В соответствии с правилами системы, публикации подлежат только те прошения, которые за месяц после их подачи смогли набрать не меньше 150 голосов. Сложность на этом этапе заключается в том, что в открытом доступе текста петиции нет - ее могут прочесть лишь те люди, которые получили прямую ссылку на нее. Так что сбор первоначальных подписей становится задачей исключительно организатора кампании и его сторонников. Когда же прошение становится видно всем, оно должно за месяц набрать не менее 25 тысяч голосов - только тогда ее рассмотрение администрацией президента гарантировано.


Вячеслав Никонов. Фото РИА Новости, Григорий Сысоев

Из трех петиций необходимый для официального ответа порог преодолела лишь одна - самая первая, зарегистрированная 21 декабря: уже через два дня после подачи под ней стояло 25 тысяч подписей, а к моменту написания этого материала ее поддержали более 50 тысяч пользователей. Двум другим прошениям - против депутатов и президента РФ - пока не хватает примерно 17 тысяч и 16 тысяч голосов соответственно.

Несмотря на то что эти петиции не отражают официальную позицию американского руководства, в России на них отреагировали практически немедленно и очень болезненно. В воскресенье, 23 декабря, первый зампред думского комитета по международным делам Вячеслав Никонов назвал возможное введение санкций против российских депутатов "беспрецедентной ситуацией". "Это может быть первый в истории случай, когда фактически ставится вопрос о санкциях против законодателей другой страны в подобном масштабе", - возмутился он. При этом Никонов пообещал, что за "симметричным ответом" дело не станет. Аналогичным образом отреагировал зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Дмитрий Вяткин. Также пригрозив ответными мерами, он подчеркнул бессмысленность обмена ударами такого рода. "С моей точки зрения, они устраивают скандал на пустом месте", - добавил депутат. Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков призвал администрацию Обамы разумно отнестись к обращениям, направленным против российских законодателей. В частности, дипломат призвал стороны к диалогу, дабы избежать "нового витка абсолютно бессмысленной конфронтации".

Между тем эмоциональная реакция российских чиновников на петиции, поданные Обаме, может оказаться преждевременной. Система обращений к первому лицу американского государства за все время своего существования (уже больше года) показала себя в большей степени как пиар-проект, нежели как работоспособный инструмент. Достаточно посчитать, какое количество петиций, набирающих пороговое количество голосов, относится к откровенному спаму. Чего стоит хотя бы обращение к властям США с требованием рассказать все, что они знают о пришельцах.

Администрация дала ответ на 87 поданных обращений, при этом сам Барак Обама публично отреагировал лишь однажды - вскоре после недавней бойни в школе в Ньютауне, когда на Вашингтон посыпались требования ограничить продажу оружия. И хотя в своем обращении Обама пообещал сделать все от него зависящее (впрочем, это он обещал и раньше), ему пришлось подчеркнуть, что, если граждане не нажмут на своих представителей в законодательных органах, никакого запрета ввести не получится. Что же касается других просьб к администрации, то она удовлетворила лишь небольшую часть из них, и это в основном были достаточно простые вопросы, не требовавшие обширного вмешательства государства. В остальных случаях ответ был либо отрицательным, либо в духе "мы и так уже давно делаем все возможное".

Что касается оперативности, с которой администрация президента реагирует на петиции граждан, то она явно носит произвольный характер. Так, между созданием обращения, касающегося ограничения на продажу оружия, и ответом на него прошло чуть больше недели. Между тем запросы, авторы которых потребовали от властей предоставить ряду штатов право выйти из состава федерации, остаются без ответа с начала ноября. Очевидно, что в Белом доме на свой вкус выбирают, какие обращения считать приоритетными, а какие нет. Изучение петиций относительно депутатов Госдумы и президента РФ в Вашингтоне вполне могут затянуть - в надежде, что дальнейшего обострения отношений удастся избежать.

Как следует из информации о пользователях, подписавших все три петиции к Обаме, в основном это русскоязычные лица. Далеко не факт, что все они являются гражданами или резидентами США. Формально национальная принадлежность тех, кто может зарегистрироваться в системе, в правилах не оговаривается. Так, разместить петицию на сайте Белого дома удалось и корреспонденту "Ленты.ру", работающему в Москве и не имеющему американского паспорта. И это вполне может быть еще одним доводом в пользу того, что власти США постараются уклониться от объявления полномасштабной дипломатической войны.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше