Мировые цены на нефть стремительно падают. За месяц баррель Brent подешевел на четверть — с 83 до 63 долларов. Казалось бы, в такой ситуации нефтепродукты должны дешеветь вслед за сырьем. Однако в России бензин за один только месяц подорожал почти на 10 процентов. Фокус заключается в ценообразовании. В стоимости литра бензина более половины — налоги и сборы, отчисляемые в пользу государства. И они постепенно повышаются. При этом на конечную цену топлива влияет еще несколько факторов.
Удивительное рядом
Президент России Владимир Путин удивился росту цен на бензин при одновременном снижении стоимости нефти. «Некоторые вещи вызывают вопросы. Вот на 10 процентов на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты при снижении мировых цен на 35 процентов», — возмутился глава государства на совещании с членами правительства 9 декабря.
Действительно, Росстат сообщает, что по итогам ноября моторное топливо выросло в цене на 9,4 процента. За этот же месяц баррель марки Brent подешевел с 85,3 до 72,5 доллара (на 1 декабря). При этом цены на нефть продолжают быстро снижаться. 12 декабря Brent торгуется около отметки 63,7 доллара. По данным Московской топливной ассоциации (МТА), средняя цена на столичных АЗС на бензин Аи-92 составляет 33,39 рубля, Аи-95 — 36,22.
Ожидается, что 15 декабря ФАС рассмотрит дело против нефтяных компаний по признаку манипулирования ценами. Ведомство направило предприятиям предупреждение о необходимости привести цены в соответствие с рыночными условиями.
Пока мы ждем вердикта антимонопольного органа, можно вспомнить, как обстоят дела в других нефтедобывающих странах. В мае 2014 года венесуэльское правительство решило не повышать цены на бензин, которые остаются неизменными на протяжении уже 17 лет. При этом стоимость топлива в Венесуэле самая низкая в мире — чуть больше рубля за литр (данные GlobalPetrolPrices на 8 декабря). Получается, что житель Каракаса может заправить полный бак легкового автомобиля примерно за те же деньги, которые москвич заплатит за литр-два. В арабских странах похожая ситуация: Сирия — 3 рубля за литр, Ливия — 7 рублей, в Саудовской Аравии — чуть более 9 рублей (по текущему курсу рубля к доллару). Из общего ряда стран-производителей нефти сильно выделяется Норвегия. Здесь литр бензина стоит 120 рублей. Но не нужно забывать и о средней зарплате норвежцев. В 2013 году она составляла примерно 43,5 тысячи крон, или 340 тысяч рублей. Получается, что в среднем цены на бензин в Норвегии в три-четыре раза выше, чем в России, при десятикратной разнице в доходах.
При этом в будущем потребители могут рассчитывать только на рост цен. Так, глава Минэнерго России Александр Новак сообщил, что в 2015 году топливо подорожает примерно на 10 процентов.
На самом деле ничего удивительного в этом нет. Дешевеющая нефть слабо влияет на ценовую политику российских бензоколонок. На отечественный рынок нефтепродуктов давят несколько факторов. Если учесть их, станет понятно, почему бензин становится все дороже при падающих ценах на черное золото.
Топливо за рубль
Первое, что нужно понимать: бензин делают в России и продают за рубли. Снижение цен на нефть в долларах не влияет на его стоимость для автомобилистов. Партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин предлагает вспомнить азы арифметики. «При цене на нефть в 100 долларов и курсе 32 рубля за доллар баррель стоил 3200 рублей. При стоимости нефти в 65 долларов и курсе 54 рубля за доллар тот же баррель стоит 3510 рублей. Получается, что нефть для России на самом деле дорожает», — сказал он в беседе с «Лентой.ру».
Таким образом, в росте цен на бензин внутри России при дешевеющей нефти на внешних рынках нет абсолютно ничего странного. Курс рубля ежедневно штурмует очередной минимум. 12 декабря, к примеру, евро впервые пробил отметку в 71 рубль, а доллар добрался до 57,5 рубля. Сокрушаться о дорожающем бензине можно было бы при стабильном курсе национальной валюты. Тогда баррель нефти для внутреннего потребления стоил бы сейчас около 1800 рублей. Но даже в этом случае бензин вряд ли бы резко подешевел.
Недомонополисты
Дело, разумеется, не только в рубле и нефти. На цены влияет сама структура российского рынка нефтепродуктов. В этой отрасли за 20 лет строительства капитализма так и не удалось создать полноценные рыночные условия. Борьба за потребителей, жесткая конкуренция — это не про российскую топливную индустрию. По сути, в нашей стране сложилась бензиновая олигополия. То есть на рынке есть несколько крупных игроков, которые делают вид, что конкурируют. Понятно, как это сказывается на ценах. Впрочем, ситуация отличается от региона к региону. Кое-где рынок практически монополизирован (в Сибири, например). А в некоторых регионах можно наблюдать почти полноценную конкуренцию (в центральных регионах РФ).
Кроме того, бензиновые олигополисты любят развиваться за счет потребителя. В конечную стоимость моторного топлива часто закладывается инвестиционная составляющая. Благодаря ей компания может позволить себе модернизацию мощностей, но на кошелек автолюбителя ложится дополнительная нагрузка. Конкретный пример: предприятия собираются перейти на экологический стандарт Евро-5. Это высокооктановый бензин, менее вредный для окружающей среды. Чтобы его делать, необходимо модернизировать нефтеперерабатывающие заводы. Кто за это заплатит? Правильно, потребитель.
Населению станет легче, если структура рынка изменится. Нужно, чтобы было больше компаний и они вели полноценную борьбу за покупателя. Исполнительный директор МТА Григорий Сергиенко с этим согласен. В беседе с «Лентой.ру» он отметил, что нагрузка на автомобилистов снизится, если создать достаточный уровень конкуренции в звеньях переработки нефти и оптовой реализации нефтепродуктов. Эксперт также добавил, что при сохранении текущей налоговой нагрузки на ТЭК бензин не подорожает. Однако налоги — отдельная тема.
Плати и спи спокойно
Дешевеющая в долларовом выражении нефть не оказывает практически никакого влияния на финальную стоимость бензина не только из-за слабеющего рубля. Все становится ясно, если посмотреть, из чего складывается цена литра топлива. Себестоимость добычи нефти занимает мизерную долю — от 5 процентов в итоговой цене. Еще 10 процентов — переработка и транспортировка топлива. 15 процентов заложено в качестве прибыли при продаже бензина на оптовом рынке (в рознице она существенно ниже и может быть отрицательной — минус компенсируется маржой при оптовых сделках). В цену также заложены расходы на содержание АЗС. Все остальное — налоги. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), акциз, налог на добавленную стоимость и на прибыль. Напомним, Аи-95 стоит сейчас около 36 рублей за литр. Из 36 рублей за литр 22 — сборы государства.
«В цене бензина около 60 процентов — налоги. Причем правительство решило повысить налог на добычу полезных ископаемых и акциз на моторное топливо. Куда двинется цена? Кто ее подталкивает вверх? Уж точно не нефтяники», — прокомментировал ситуацию Михаил Крутихин. Напомним, с 2015 года в России проводится налоговый маневр. Он предусматривает увеличение НДПИ и одновременное снижение экспортной пошлины на нефть. По расчетам Минфина, маневр должен принести в бюджет 500 миллиардов рублей в 2016-2017-м. Михаил Крутихин считает, что в следующем году стоимость бензина может подскочить выше 50 рублей за литр как раз в результате изменений налоговой политики. Эксперт подчеркнул, что без пересмотра всей налоговой системы моторное топливо продолжит дорожать.
Григорий Сергиенко из МТА отмечает, что совокупная налоговая нагрузка на ТЭК будет ретранслирована в конечные розничные цены на нефтепродукты. Правда, он приводит более скромную оценку роста цен на бензин от Минфина — до трех рублей за литр. По мнению эксперта, автомобилисты заметят изменения в середине первого — начале второго квартала следующего года.
Бензин в России не подешевеет, даже если мировые цены на нефть обрушатся. Виной тому структура рынка и высокая налоговая нагрузка. Государство заинтересовано в пополнении бюджета, нефтяники хотят зарабатывать. Интересы потребителя здесь на втором плане, и он принимает издержки на себя. Поскольку на снижение цен рассчитывать нельзя (налоги же подняли), остается надеяться на прогноз Минфина. 50 рублей за литр — психологическая отметка, которую преодолеет не каждый автомобилист.