В ночь на 17 января водитель Mitsubishi ASX устроил массовую аварию в Ростове-на-Дону. И хотя ДТП обошлось без жертв, оно привлекло внимание общественности тем, что находившийся за рулем 25-летний иерей местного храма Великомученика Георгия Победоносца Димитрий Кивилиди был пьян. Водители в рясах, управляющие автомобилями в состоянии алкогольного опьянения, увы, перестали быть редкостью в России. По вине нетрезвых батюшек и люди гибли. «Лента.ру» вспомнила наиболее резонансные аварии с участием священнослужителей и узнала, как в РПЦ относятся к пьянству и недостойному поведению своих пастырей.
По словам очевидцев, Кивилиди пытался скрыться с места аварии, но его задержали прохожие. Свидетели утверждают, что Mitsubishi на полном ходу врезался в ВАЗ-21099, затем задел бордюр и въехал в припаркованные автомобили. Сам виновник ДТП утверждает, что очнулся уже в больнице, откуда его вскоре отправили на амбулаторное лечение, и не помнит деталей аварии. Женщина и ребенок, ехавшие вместе с ним, остаются в больнице.
В епархии моментально отреагировали на ДТП с участием священнослужителя. Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий своим указом запретил Кивилиди в служении — это значит, что он не сможет участвовать в богослужении в качестве священника. «Решение его дальнейшей судьбы как священника будет принято на церковном суде, который рассматривает дела о нарушении церковных канонов священнослужителем», — пояснил позже пресс-секретарь главы Донской митрополии Игорь Петровский, добавив, однако, что подобная авария могла случиться с кем угодно.
Разочарование и раскаяние
Надо отдать должное церковному руководству, которое столь оперативно приняло решение об отстранении Кивилиди от должностных обязанностей. И, пожалуй, можно согласиться с представителем митрополита Меркурия в том, что такое могло случиться с кем угодно, но с одной оговоркой. Священник Русской православной церкви — не кто угодно. С моральной точки зрения спрос с него еще строже, чем с представителя властных структур или правоохранительных органов. Когда церковь претендует на роль морального ориентира для граждан, ее пастырь должен являть собой пример добродетелей, к числу которых никак нельзя отнести пьяную езду. Увы, судя по сводкам ДТП, далеко не все священнослужители соответствуют высоким требованиям.
В 2012 году 31 июля игумен Тимофей, в миру Алексей Подобедов, врезался на BMW Z4 с дипломатическими номерами в две другие машины на Садовом кольце. Очевидцы утверждали, что в момент аварии священник был пьян. Позже его юрист настаивал на том, что перед поездкой игумен принимал лекарства. Подобедова признали виновником аварии и лишили водительских прав на год и восемь месяцев. Сам он не явился на заседание суда, счел приговор несправедливым и был очень разочарован.
Спустя всего месяц, в августе 2012 года произошло другое громкое ДТП с участием священника. Белый Mercedes Gelandewagen сбил трех дорожных рабочих на Кутузовском проспекте в Москве. Двое из них погибли. За рулем находился иеромонах Илия, в миру Павел Семин. На скорости 140 километров в час его машина протаранила заграждение, задела Skoda Octavia и врезалась в «Газель». После аварии священник скрылся, но уже на следующий день его арестовали. В епархии отстранили Семина от служения на время расследования, в случае признания вины его обещали лишить церковного сана.
Дело рассматривалось в Дорогомиловском суде, один из свидетелей сказал, что видел священника в неадекватном состоянии. Он утверждал, что от иеромонаха пахло спиртным. В течение нескольких месяцев иеромонах утверждал, что не считает себя виновным в гибели людей, однако незадолго до оглашения приговора признал вину и раскаялся в содеянном. Спустя год после аварии Илию признали виновником аварии со смертельным исходом. Через день его лишили сана по решению Епархиального совета города Москвы. Семина приговорили к трем годам заключения в колонии общего режима и компенсации в 500 тысяч каждому из потерпевших. Позднее сумму выплат удвоили. Выходя из зала суда, осужденный произнес: «Слава Богу!»
Резкого осуждения из уст церковных иерархов в адрес виновников не прозвучало. Комментируя резонансные аварии в Москве, патриарх Кирилл отметил, что подобные инциденты используются для дискредитации духовенства, и предложил священникам пересесть на менее дорогие японские и корейские машины. «Очень многие, взирая на крест Христов, ничего не видят, кроме того, что кто-то о кресте рассказывает как о некой сказке, о заблуждении или о том, что крест ничего не принес миру и что церковь, которая призвана проповедовать о кресте миру, не соответствует этой проповеди — и священники плохие, и не на таких машинах ездят, и не то делают. И сколько всего говорится, чтобы человек отвернул свой взгляд от креста Господня», — посетовал патриарх.
Преступления без наказания
Впрочем, аварии с участием пьяных священников на дорогих автомобилях давно перестали быть чисто московским явлением. В январе 2015 года сотрудники ДПС задержали на трассе Москва — Нижний Новгород настоятеля церкви Сергия Радонежского в Сергиево-Посадском районе Подмосковья Владимира Гаврилова. Незадолго до этого его автомобиль Toyota Land Cruiser врезался в фуру. У Гаврилова зафиксировали высокое содержание алкоголя в крови. Кроме того, при себе у священника был пистолет, которым он угрожал журналистам, снимавшим его на видео. Священник ругался матом и утверждал, что в джипе лежат «три миллиона денег». В машине действительно нашли три миллиона рублей и пустые бутылки из-под водки. Несмотря на то что левый бок машины был смят, Гаврилов настаивал на том, что удар был сзади: «Я служитель церкви. Я сейчас призову любую экспертизу: удар был сзади».
В Оренбургской области полицейские устроили погоню за священником на Mercedes. Николай Стремский пытался скрыться от сотрудников правоохранительных органов на территории храма, настоятелем которого он является. Однако его все же удалось поймать и силой доставить в отдел полиции. От медосвидетельствования он отказался, несмотря на явные признаки алкогольного опьянения. После того как материалы дела были переданы в суд, Стремский был отстранен от занимаемой должности и служения с формулировкой «до раскаяния».
Священник, воспитывающий 70 детей, постоянно получал штрафы за превышение скорости. Только в 2015 году ему выписали 10 уведомлений, которые он не оплачивал. За полгода до инцидента Стремского уже задерживали за пьяную езду, а в 2013 году даже лишали водительских прав за то же нарушение. Несмотря на это всего через месяц после того, как на многодетного священника завели дело, его восстановили в служении, а выводы полицейских сочли «преждевременными».
В декабре 2015 года в Петрозаводске священник Иван Петунов на автомобиле Skoda Fabia насмерть сбил 53-летнюю женщину, которая переходила дорогу по «зебре». В момент аварии водитель был пьян, до наезда на пешехода он совершил еще два мелких ДТП и спешил скрыться с места аварии. Спустя полгода священника приговорили к четырем годам лишения свободы за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека. Петунова лишили водительских прав на два года, на момент вынесения приговора вопрос о лишении сана оставался открытым.
На официальном сайте епархии так пояснили позицию по поводу случившегося: «Действия водителя стоили жизни невинной женщины, родные которой понесли безвозвратную потерю. Наша Церковь разделяет с ними скорбь и молится о ее упокоении. Если подтвердится факт, что священник действительно управлял машиной в нетрезвом состоянии, этому невозможно будет найти никакого морального оправдания. До завершения работы следственных органов иерей Иоанн Петунов запрещен в священнослужении».
Свобода совести
В этом списке — лишь наиболее резонансные ДТП, виновниками которых признали священнослужителей. Увы, перечень аналогичных аварий можно продолжить.
Как и любой гражданин, священник в первую очередь должен отвечать за подобные деяния по закону, а уже потом перед церковью, считает декан исторического факультета Свято-Тихоновского богословского института протоиерей Андрей Постернак.
«Законы светские не делят людей в зависимости от сана. В том, что касается канонической стороны, естественно, действуют свои правила. Священник, который попал в аварию по своей вине или нет, тоже должен следовать определенным канонам. Их определяет священноначалие, которое, в свою очередь, выносит решение исходя из обстоятельств дела. Лишение сана — это самое тяжелое наказание, которое может понести священник. Вернуть его уже не получится», — объясняет Андрей Постернак.
Но не стоит проецировать частные ситуации на всех священников, добавляет он. «Это не значит, что все священники пьяницы или недостойно себя ведут. Мы должны понимать, что все люди имеют свои страсти и свои грехи. Московский патриарх неоднократно высказывался на тему того, как должны себя вести священники, что должны делать. Очевидно, что в данной ситуации это выходит за рамки требований священноначалия. Скорее это вопрос совести», — резюмирует протоиерей Постернак.