Надежду на скорую отмену санкций сменила вера в новые финансовые технологии. Правительство Дмитрия Медведева теперь больше ждет от блокчейна, нежели от Дональда Трампа. Но вовсе не очевидно, что у кабмина есть время на ожидание. Тем более что нефтяное ралли, похоже, подходит к концу.
Ольга Голодец
В Международный женский день Ольга Голодец удостоилась лучшего для чиновника подарка – благодарности от главы государства. «Ольга Юрьевна Голодец дралась за эти деньги. Добилась переориентации некоторых ресурсов именно на эту программу. Так что Ольге Юрьевне — отдельное спасибо», — так Владимир Путин прокомментировал вклад социального вице-премьера в поиск финансирования для строительства сети перинатальных центров.
Эта реплика, сказанная президентом во время посещения соответствующего медучреждения в Брянске, не только затмила медийный ажиотаж из-за очередного, не очень точного замечания самой Голодец по поводу расстановки парт в российских школах. Фактически дезавуируются и недавние заявления некоторых парламентариев, обвинявших Голодец чуть ли не в нарушении бюджетного законодательства.
В то же время, социалка явно выходит на первый план в национальной повестке, оттесняя некогда очень популярную геополитику и экономическое развитие как таковое. Иными словами, путинская похвала — еще и неформальный мандат, наделяющий профильного вице-премьера «особыми полномочиями». А главное — заставляющий думцев и коллег по правительству прислушиваться к Голодец намного внимательнее, чем прежде.
Но в самом факте, что этот ее триумф обусловила борьба за средства фонда ОМС, есть и довольно внушительная ложка дегтя. Ведь именно, ради латания дыр в медицинских и пенсионных бюджетах Голодец и ее подчиненные предлагают ввести налог на серые зарплаты (в просторечии — «налог на тунеядцев»). А поскольку речь идет о десятках миллионах человек, занятых в так называемой гаражной экономике, данное нововведение может вызвать не менее бурную реакцию, чем в соседней Белоруссии.
Дмитрий Козак
Региональные низы уже не могут, поэтому федеральные верхи хотят. На сочинском инвестфоруме Дмитрий Козак признал, что существующая система межбюджетных отношений зашла в тупик, и анонсировал ее пересмотр. А наблюдатели заговорили о переходе от вертикали власти к модели так называемой асимметричной федерации, в которой одни субъекты получают максимально возможную финансовую свободу, а полномочия других, наоборот, полностью делегируются центру.
Примечательно, что в своем стремлении либерализовать региональную фискальную политику Козак совпадает сразу с двумя конкурирующими программами экономических реформ. Алексей Кудрин, ссылаясь на исследования ЦСР увязывает экономический рост с предоставлением дополнительных свобод субъектам Федерации и сетует, что в последние годы прошел целый ряд законов, которые все больше и больше регламентируют деятельность региональных властей. А титовский «Столыпинский клуб» в своей «Стратегии роста» упоминает «пилотные проекты по увеличению доли налогов, остающихся в региональных и муниципальных бюджетах».
Тем не менее, как и многие другие преобразования, реформа межбюджетных отношений упирается в электоральный цикл. Перераспределять полномочия между Москвой и субъектами Федерации практически на старте президентской кампании не менее рискованно, чем затевать масштабные налоговые маневры. С другой стороны, ухудшение финансовой ситуации даже в сравнительно благополучных областях и автономиях — тоже далеко не лучший фон для главных выборов.
Дмитрий Рогозин
«Я горжусь, что руководство страны пригласило меня участвовать в деле новой индустриализации России», — не без патетики заявил Дмитрий Рогозин в интервью «Интерфаксу». Но, судя по всему, эта миссия может стать наследственной. По данным «Коммерсанта», сын «оборонно-космического» вице-премьера Алексей Рогозин переходит из Минобороны в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК).
Для 33-летнего управленца это, в известной степени, возвращение к истокам. Ведь до того как в марте 2016-го устроиться в военное ведомство, Рогозин-младший не менее семи лет работал на предприятиях ОПК.
Правда, позиция вице-президента ОАК по транспортной авиации — наивысшая из тех, что до сих пор занимал вице-премьерский сын. К тому же успех Алексея Рогозина на новой должности будет зависеть не столько от благосклонности заказчиков из Минобороны, сколько от лоббистских возможностей его отца. Ведь чуть более месяца назад Дмитрий Рогозин возглавил вновь созданную Авиационную коллегию. А на первом же ее заседании вице-премьер призвал исправить ситуацию, при которой Россия выпускает в 20 раз меньше гражданских самолетов, чем Boeing и Airbus.
Александр Хлопонин
За «аптечных алкоголиков» заплатят курильщики. Александр Хлопонин уже не требует продавать спиртосодержащие настойки только по рецепту врача. Но зато по инициативе вице-премьера под ЕГАИС, наряду со спиртным, могут попасть и табачные изделия.
Таким образом, повышаются шансы государства извлекать максимальную пользу из вредных привычек граждан. Причем от такого нововведения могут выиграть, прежде всего, региональные бюджеты. Совет Федерации предлагает оставлять им до 15 процентов от табачных акцизных доходов.
Да и в газовом торге с Минском у Москвы появляется новый и довольно серьезный инструмент воздействия на несговорчивого соседа. Поскольку, по данным Nielsen, каждая третья пачка сигарет, не предназначенная для продажи в России, снабжена белорусскими акцизными марками. И в случае успеха хлопонинской затеи эти товары будут однозначно отбраковываться как контрафакт.
Но табачная ЕГАИС ударит не только по переговорным позициям Александра Лукашенко. В числе пострадавших окажется и российский Минсельхоз, у которого Росалкогольрегулирование таким образом отнимает контроль над очень хлебной отраслью. Да и победа Минздрава в борьбе за безрецептурный отпуск боярышника и пустырника оказывается пирровой. Ведь если государство решило максимально заработать на курильщиках — антитабачную стратегию можно класть под сукно.
Игорь Шувалов
Пока министерства анализируют возможности новых финансовых технологий, российскую экономику поднимают с помощью гастарбайтеров. В скором времени их число возрастет на 200 тысяч человек за счет граждан Таджикистана, которым ранее был запрещен въезд из-за нарушений миграционного законодательства.
Так Игорь Шувалов прокомментировал итоги российско-таджикистанских переговоров на высшем уровне, состоявшихся в конце февраля. И как заверяет первый вице-премьер, речь идет о мигрантах, которые «не совершали никаких административных правонарушений и не были вовлечены ни в какую противоправную деятельность».
Геополитикой причины столь дружественного по отношению к Душанбе демарша явно не ограничиваются. «Гибкость рынка труда в России способствует устойчивому снижению инфляции», — утверждают в недавнем исследовании аналитики Sberbank CIB. А эта гибкость обеспечивается как раз благодаря миграции. Более того, «в 2015-2016 годах российские зарплаты были привлекательны для мигрантов, и если экономика России будет демонстрировать устойчивый рост, приток мигрантов, скорее всего, продолжится».
Но у миграционного давления на рынок труда есть и вполне очевидные побочные эффекты. В том числе и для других инициатив, понравившихся Шувалову. По данным «Ведомостей», первый вице-премьер поддерживает идею Минэкономразвития о снижении до 10 процентов ставки НДФЛ для граждан, участвующих в системе индивидуального пенсионного капитала. А ведь если работодатели будут экономить на местных работниках, даже те из них, кто готов самостоятельно копить на старость, не смогут это сделать из-за весьма скромных зарплат.
Виталий Мутко
Футбол важнее физкультуры. В течение ближайших 5 лет бюджетные вложения в популяризацию спорта могут быть сокращены на 16 процентов — с 93 до 76 миллиардов рублей. Не исключено, что за счет такой экономии Минспорта пытается снизить нагрузку на казну, связанную с проведением ЧМ-2018.
Ведь параллельно правительство выделяет регионам 3,6 миллиарда рублей на строительство и реконструкцию тренировочных площадок, которые будут задействованы в ходе мундиаля. А Росгвардия для обеспечения безопасности на чемпионате закупила у «Ростеха» крупную партию командно-штабных машин Р-142НСА-Р.
Чем больше бюджетные расходы на ЧМ-2018 — тем больше у его куратора Виталия Мутко союзников из числа губернаторов и глав госкорпораций. А эти бонусы вице-премьерства с лихвой перекрывают те репутационные потери, которые понес Мутко из-за отказа в праве баллотироваться в совет ФИФА.
Юрий Трутнев
Главные корпоративные подопечные Юрия Трутнева, наконец-то, избавились от неопределенности. «Русгидро» получила 55 миллиардов рублей от ВТБ — в рамках сделки о приобретении госбанком акций дальневосточного энергоконцерна. А президентом «Алросы» стал Сергей Иванов, сын и тезка бывшего руководителя президентской администрации.
На встрече с новым главой алмазного монополиста Дмитрий Медведев попросил его учитывать «системообразующее значение «Алросы» для развития Дальнего Востока». Очевидно, такое премьерское напутствие — еще и призыв к конструктивному взаимодействию с профильным вице-премьером. Ведь Иванова, в отличие от его предшественника — досрочно ушедшего в отставку Андрея Жаркова — сложно назвать трутневским протеже.
Но долгожданная докапитализация «Русгидро» компенсирует Трутневу ослабление влияния на «Алросу». Причем, масштабные инвестиции ВТБ пришли тем более своевременно, что до сих пор не разрешилась интрига с санацией «Пересвета». А в этом банке, по словам председателя правления «Русгидро» Николая Шульгинова, у компании и ее «дочек» зависло 5,5 миллиардов рублей.
Аркадий Дворкович
Куратора институтов развития не прицепили к блокчейну. Аркадий Дворкович не был упомянут в числе тех, кому премьер поручил оценить перспективы внедрения новой финансовой технологии. Хотя в его ведении находятся Минкомсвязи и отчасти ВЭБ, которые должны выступить ключевыми правительственными экспертами по данному вопросу.
Вряд ли Дворкович поплатился за то, что чуть более года предрекал конфликт между блокчейном и государством. Ведь в данном случае чиновник скорее подразумевал не распределенные реестры активов как таковые, а одну из их производных — биткоин.
Скорее, речь идет об аппаратном и идеологическом проигрыше вице-премьера помощнику президента Андрею Белоусову. Неслучайно за пару дней до медведевского заявления о блокчейне Белоусов был назначен главой комитета по стратегии, созданного при наблюдательном совете ВЭБа.
В отличие от либерала Дворковича, Белоусова считают дирижистом, не чуждым технократических подходов к сглаживанию экономических циклов. То есть от этого президентского помощника логичнее ожидать содействия внедрению финансово-технологических ноу-хау. И, что добавляет пикантности сюжету, — осенью прошлого года именно Белоусова называли одним из наиболее вероятных сменщиков Дворковича, которому прочили уход из правительства в РЖД.