С момента назначения Верховной Радой премьер-министром Украины Владимира Гройсмана 14 апреля исполнился год. Несмотря на бравурные обещания, сопровождавшие смену кабмина, жить лучше страна за это время точно не стала. Чем запомнился украинцам год правительства Гройсмана и какие у него дальнейшие политические перспективы, разбиралась «Лента.ру».
Время непопулярных решений
Назначение Владимира Гройсмана премьер-министром Украины положило конец затяжному политическому кризису, связанному с противостоянием президента страны Петра Порошенко и его «заклятого друга» Арсения Яценюка, лидера «Народного фронта», возглавлявшего кабмин с момента государственного переворота зимой 2014 года. Комбинацию со сменой правительства удалось провернуть далеко не сразу: Яценюк упорно сопротивлялся и даже сумел опозорить оппонента, теневыми договоренностями обеспечив сенсационный провал голосования за свою отставку в феврале 2016 года. Лагерь Порошенко в ответ полностью блокировал деятельность его кабмина. Формально оставаясь премьером, Яценюк не мог реализовать ни одно свое решение — на законодательном уровне нужных голосов не давал парламент, а на местах противодействовали губернаторы, подконтрольные президенту. Паралич власти быстро ухудшал и без того не блестящее положение дел в украинской экономике, а также изрядно компрометировал Киев в глазах западных партнеров.
Глава «Народного фронта» в итоге спасовал, предварительно выторговав для своей политической силы ряд преференций, в частности, пост спикера Рады. 14 апреля 2016 года парламент поддержал увольнение Яценюка и назначение премьером Гройсмана. С такой ротацией украинский президент по сути монополизировал исполнительную власть, ведь не секрет, что Гройсман, бывший мэр Винницы, — воспитанник Порошенко и именно ему во многом обязан своей стремительной политической карьерой.
Новый премьер-министр начал, как это принято на Украине, с обличения предшественников. «К большому сожалению, за 24 года нашей независимости все те, кто не один раз был у власти, не смогли принести успех стране… Позор всем тем, кто за 24 года не дали людям жить по-человечески… Я вам покажу, что такое управление государством», — пообещал он. Впрочем, неприятные сюрпризы для Гройсмана последовали незамедлительно, и сразу стало понятно — легкой жизни у него точно не будет. Так, Рада лишь с третьей попытки приняла программу деятельности нового кабинета министров. Этот документ важен тем, что при его голосовании правительство получает иммунитет от увольнения сроком на год, который сейчас уже истек.
14 апреля 2017 года руководитель правительства выступил в парламенте. Из этого выступления можно понять, что Гройсман вполне доволен своими действиями и в отставку точно не собирается. «Год назад я ставил одну ключевую задачу — остановить кризис и стабилизировать экономику. Нам прогнозировали тогда, что нам не удастся обеспечить рост, не удастся пройти отопительный сезон, что средства закончатся в сентябре… Но как показало время, мы вместе сделали максимально возможное, чтобы остановить падение и начать экономический рост. В 2016 году мы принимали непростые и непопулярные решения, которые позволили остановить кризис», — перечислял свои заслуги премьер. Надо сказать, что итоговый вывод более чем сомнителен, а вот насчет «непростых и непопулярных решений» не поспоришь. По этой части правительство Гройсмана, пожалуй, даже превзошло кабмин Яценюка, попившего немало украинской крови.
Тарифный злодей
Главный «хит» нынешней исполнительной власти Украины — конечно же, махинации с тарифами на жилищно-коммунальные услуги. Одно из первых решений правительства Гройсмана — введение «единой цены на газ для населения и промышленности». Команда винницких реформаторов одним рывком зафиксировала цену в 6,8 тысячи гривен за тысячу кубометров (более 14 тысяч рублей). Для сравнения: при правительстве Яценюка первые 200 кубометров в месяц стоили 3,6 тысячи гривен (7500 рублей), а сверх того — 7,2 тысячи (15 тысяч рублей), однако для большинства семей квоты в 200 кубов было достаточно, то есть, по сути газ для населения подорожал почти вдвое. «Убежден в том, что мы в этом вопросе сегодня поставим точку, и это будет последнее изменение цены на газ в жизни нашего государства», — заявил Гройсман, посулив для смягчения негативного эффекта мощную систему субсидий.
Подорожание вдвое было очень чувствительным, особенно если учесть, что и правительство Яценюка до того не раз поднимало цены на энергоносители. Да и точку в этом вопросе не поставили. С одной стороны, граждан заранее готовили к тому, что с апреля 2017 года цена газа может повыситься еще на 40 процентов из-за неких специальных обязательств «Нафтогаза Украины». С другой — раскручивалась история с введением дополнительной абонплаты на газ, что особенно болезненно для бедных домохозяйств, экономно потребляющих газ, пенсионеров и дачников. После масштабного скандала с вмешательством первого лица государства новшества, запланированные на 1 апреля, отсрочили… аж на несколько месяцев. Что выглядит, конечно, как откровенная насмешка над людьми.
Резкое подорожание газа в прошлом году повлекло за собой очередной рост цен, причем довольно резкий, на отопление, горячую и холодную воду, электроэнергию и так далее. Если не происходит прямое подорожание, в ход идут различные ноу-хау. Так, уже анонсирована абонплата и за отопление, что дает людям повод грустно шутить о скором введении кабмином и «налога на воздух». Поскольку не видно предпосылок к тому, чтобы остановить этот процесс, население отвечает логично: кризисом неплатежей. Согласно последним на сегодняшний день официальным данным, долги за услуги ЖКХ превысили заоблачные 26 миллиардов гривен (54,5 миллиарда рублей), из которых примерно 11 миллиардов приходится на отопление, а 10 миллиардов — на газоснабжение. Причем надо понимать, что система построена по принципу домино: не получая денег от граждан, коммунальные предприятия на могут погасить свои платежи, что ставит под угрозу их функционирование в принципе. В таких условиях глобальный энергетический коллапс — лишь вопрос времени.
Премьер в цифрах
В качестве своего главного достижения Гройсман указывает на стабилизацию экономики и закон о повышении в два раза минимальной зарплаты (до 3,2 тысячи гривен — 6700 рублей) с 1 января 2017 года. Безусловно, прошло слишком мало времени, чтобы в полной мере проанализировать последствия резонансного решения правительства, однако пока, увы, преобладает негатив. Многие эксперты и раньше предупреждали: правительство руководствуется не заботой о населении, а исключительно повышением уровня сбора налогов. Предприятия и организации идут на всевозможные уловки (причем явно не от хорошей жизни, вплоть до массовых сокращений), чтобы сохранить практику выплат в «конвертах» с минимумом официального оборота. В итоге три четверти украинцев никакого роста доходов не заметили, зато закон уже спровоцировал повышение цен на большинство социально значимых товаров и продолжает разгонять инфляцию.
Отношения премьера с малым бизнесом — еще одна грустная история. Изменения законодательства привели к тому, что с 1 января прекратили свою деятельность почти 300 тысяч предпринимателей из числа физлиц. А резкое ужесточение контроля соблюдения законодательства в сфере выплаты зарплат означает, что «нелояльный» инспектор может легко разорить любой бизнес огромными штрафами и санкциями. В этом свете неудивителен весьма неприятный подарок, который практически на годовщину кабмина «преподнесла» ему аудиторская компания Ernst&Young. Согласно ее рейтингу, Украина возглавила рейтинг коррумпированных стран, хотя год назад занимала там «всего лишь» 7-е место. А ведь именно искоренению коррупции Гройсман обещал уделить особое внимание.
Формально по итогам 2016 года экономика Украины выросла на 2,3 процента, чем в правительстве гордятся. Но во-первых, корректность и этой цифры многие эксперты подвергают сомнениям — ведь считать можно по-разному. Во-вторых, и это главное, — важно помнить о запредельно низкой базе сравнения. После того дна, на которое опустилась экономика Украины в 2014-2016 годах, некий рост логичен, однако такими темпами потребуется много лет, чтобы хотя бы вернуться на уровень довоенного 2013 года. А ведь есть еще проблема официальной блокады Донбасса, негативный эффект от которой страна прочувствует уже в ближайшее время.
Украинские СМИ к годовщине назначения Гройсмана подсчитали, что лично нынешний премьер выполнил менее трети своих обещаний — 29,4 процента. Примерно такой же уровень ответственности у правительства в целом — 27,2 процента, из 551 обещания выполнено лишь 150. Любопытна и экспертная оценка: 46 процентов из числа опрошенных ведущих политологов страны считают, что кабмин Гройсмана за год работы «в целом удержал ситуацию и не допустил больших провалов». Возможно, такие показатели для страны в состоянии гражданской войны и неплохи, однако совершенно не соответствуют заявленным при назначении амбициям.
Мальчик на побегушках?
Хотя Гройсман уже выступил в Раде с якобы годовым отчетом, пока это была лишь рекламная акция, поскольку регламент не предусматривал оценки деятельности работы правительства со стороны депутатов. Официальный отчет впереди, ориентировочно в середине мая. Рада может официально поддержать кабмин и продлить иммунитет на год, признать его деятельность неудовлетворительной и проголосовать за отставку или же «подвесить» нынешнее правительство, оттягивая принятие конкретного решения. Именно последний вариант развития событий на сегодня выглядит наиболее реалистичным. Очевидно, что президенту Порошенко смена премьера не очень нужна: вариант с представителем другой политсилы на этом посту даже не стоит рассматривать, а нового кандидата от своей партии, способного радикально изменить ситуацию к лучшему, попросту нет. С другой стороны, главе государства не нужно и усиления позиций Гройсмана, дабы не искушать премьера выдвижением на выборах как самостоятельного игрока.
Интерес здесь отнюдь не праздный — все больше украинских СМИ в последнее время пишут о том, что глава правительства уже не хочет быть мальчиком на побегушках у Порошенко. Позицию «Народного фронта» высказал сам Яценюк: его партия отставку кабмина Гройсмана не поддержит. Более того, в другом комментарии он весьма комплементарно отозвался о своем последователе, заявив, что это «лучший премьер» (хотя и не уточнил, лучший по сравнению с кем).
Конечно, нельзя полностью сбрасывать со счетов и оппозиционные фракции, особенно те, которые ранее входили в коалицию. «Батькивщина» Юлии Тимошенко уже зарегистрировала проект постановления о признании неудовлетворительной деятельности нынешнего правительства. Вряд ли Тимошенко всерьез рассчитывает на отставку правительства, но в ее интересах, как главного на сегодня конкурента Петра Порошенко в грядущей президентской кампании, максимально раскачать ситуацию вокруг отчета. Так что грядущая битва за премьерство не будет легкой, но с большой вероятностью по ее итогам Гройсман «выживет». Не факт, правда, что это хорошая новость для граждан страны.