В январе 2023 года датский правый политик Расмус Палудан сжег Коран напротив турецкого посольства в Стокгольме, а через несколько дней сделал то же самое перед дверями мечети в Дании. Обе акции, проводившиеся не только с разрешения местных властей, но и под охраной полиции, вызвали крайне негативную реакцию в мусульманских странах, а Турция даже пригрозила заблокировать шведскую заявку на вступление в НАТО. Но пример Палудана оказался заразителен: в последующие месяцы подобные акции не раз повторялись в Дании и Швеции, причем в последний раз их разрешили провести в один из главных мусульманских праздников — Курбан-байрам. Эти события всколыхнули не только Ближний Восток, но и многочисленную мусульманскую общину Швеции — настолько, что премьер-министр страны Ульф Кристерссон назвал ситуацию в стране самой опасной со времен Второй мировой войны. «Лента.ру» пообщалась с экспертом клуба «Валдай», независимым аналитиком из Швеции Грегори Саймонсом и узнала, почему местные власти никак не могут запретить сожжение священного писания и откуда в этой истории взялся «русский след».
«Лента.ру»: Почему в Швеции началась эта волна сожжений Корана?
Грегори Саймонс: Свободу слова и самовыражения стали подавать как законное основание для подобных акций. Шведские законы действительно не запрещают сожжение любых священных писаний — не только Корана. Но, разумеется, все гораздо сложнее. Это политический футбол и попытка заработать очки в условиях оживленных дебатов об иммиграционной политике, раскалывающих общество в Швеции и соседней Дании.
Сейчас каждый пятый житель Швеции либо родился за рубежом, либо его родители приехали из других стран — это довольно высокий показатель. С одной стороны, идея мультикультурализма в Швеции становится все менее и менее популярной, с другой — политический истеблишмент не может позволить себе как-то отклониться от заданной линии партии. Этим и пользуются другие политики и активисты. Кроме того, если посмотреть на то, как трансформировались идеи либерализма в странах вроде Швеции, то для них традиционная религия стала своего рода врагом и непримиримым противником.
Ведь именно она дает отпор культуре отмены и идеологии вокизма, все больше проникающим во все части общества. Я при этом не считаю Церковь Швеции традиционной религией, поскольку она отказалась от всех своих ценностей и идентичности. А вот ислам и иудаизм по-прежнему стоят на своем.
Так что сожжение Корана напротив мечети в священный для мусульман праздник не имеет никакого отношения к свободе слова и самовыражения. Это все фасад.
Если бы я захотел взять флаг ЛГБТКИА — и какие там еще есть буквы — и сжечь его прямо перед гей-парадом в центре Стокгольма, разрешили бы мне это? Осталось бы такая выходка без юридических последствий? Разумеется, нет, ведь «это другое»
Но сейчас акции по сожжению Корана устраивают довольно малоизвестные личности, а не только политики с правыми и антииммиграционными взглядами. Откуда такой ажиотаж?
Глупость заразна. Когда какой-то человек публично совершает какой-то безрассудный поступок, и ему это сходит с рук, появляется уйма желающих повторить — и поднимается целая волна глупости. Главная проблема состоит в том, что за разговорами о личных правах и свободах в Швеции совсем забывают об ответственности за свои поступки. Как малые дети, которые делают что-то, совершенно не задумываясь о последствиях.
В Багдаде подожгли шведское посольство, а в Измире мужчина устроил стрельбу в шведском консульстве. Таковы последствия сожжения священного писания — не везде разделяют атеизм и безбожие, которые так активно насаждает шведский либерализм. Все это, разумеется, может негативно сказаться и на безопасности внутри самой Швеции, ведь здесь живет немало мигрантов-мусульман, которые на эмоциях могут решиться на некие акции возмездия. Но в Швеции словно до сих пор не осознают, что подобные акции могут иметь весьма плачевные последствия в реальном мире.
Может ли тот шквал критики и ненависти, который обрушился на Швецию из-за сожжения Корана, вылиться в атаки на христианские общины в мусульманских странах?
Скорее всего, нет, поскольку в этом конфликте христианские общины скорее на стороне мусульман. У них гораздо больше общего с мусульманами в плане ценностей и идентичности, чем с либеральной Швецией, которая является антитезой самой их культуре и идентичности.
Атакам, вероятно, продолжат подвергаться объекты, ассоциирующиеся непосредственно со Швецией — начиная со зданий дипмиссий и заканчивая, например, магазинами и офисами IKEA, а также других шведских брендов и компаний.
Почему шведские власти сначала выдают разрешение на сожжение Корана, а затем публично осуждают эти акции?
К сожалению, в этом вся суть Швеции: как если бы бравый солдат Швейк из произведения Ярослава Гашека был страной. Швецией правит некомпетентность и идиотизм. Они не отстаивают ничего, кроме так называемой либеральной повестки, которая на самом деле является какой угодно, только не либеральной.
В Швеции трепетно относятся к верховенству закона, независимо от того, насколько этот закон глуп, а политики боятся любой конфронтации и любых рисков — это неотъемлемая часть шведского менталитета
И вот, с одной стороны, шведские власти говорят: по закону сжигать Коран можно, так что с юридической точки зрения все хорошо, эти активисты всего лишь реализуют свое законное право на самовыражение. А потом тут же добавляют: но мы, конечно, это не одобряем, ведь подобные акции противоречат другим нашим фундаментальным ценностям и пропагандируют ненависть и насилие.
Правительству приходится сталкиваться с множеством противоречий, а это то, в чем шведы не особенно сильны. Впрочем, во власти все же заговорили о том, чтобы законодательно запретить сожжение Корана.
Могут ли такой закон действительно принять в ближайшее время?
Прожив в Швеции 20 лет, могу с уверенностью сказать: здесь никогда ничего быстро не делается. Они только начали обсуждать саму возможность введения такого запрета. Все это перерастет в долгие внутриполитические дебаты, потому что националистические и так называемые патриотические элементы шведского общества выступят против подобного запрета, утверждая, что он противоречит шведским ценностям — открытости и уважению прав человека и свободы самовыражения.
Будет и миграционная компонента у этих обсуждений, поскольку население Швеции становится все более многонациональным и многоконфессиональным. Так что, как мне кажется, нас ждут довольно напряженные дебаты на этот счет. Но перемены нужны: сохранение статус-кво не сулит ничего хорошего в будущем, потому что тогда сожжение Корана и другие подобные акции будут просто проводиться все чаще — со всеми вытекающими последствиями.
При этом шведское правительство обвиняет Россию в нагнетании ситуации.
Это полная чепуха. Как можно винить в происходящем Россию и Путина? Если им верить, то Путин, бедолага, ночами не спит и руководит заговорами по всему миру. Это не более чем попытка отвлечь внимание от того, на чем его действительно следует сосредоточить, а именно на действиях шведских властей, которые оказались совершенно некомпетентны и неспособны разрешить ситуацию вокруг сожжений Корана.
Насколько сильно эти акции навредили геополитическим позициям Швеции и Дании?
Очень сильно, особенно среди мусульманских стран. Организация исламского сотрудничества приняла резолюцию, призывающую страны-участницы к политическим и экономическим санкциям в отношении Швеции и Дании для предотвращения дальнейших акций по сожжению Корана. Такая острая реакция была вполне предсказуемой.
Если оправданиями в духе «законом это разрешено» мало кого убедишь в самой Швеции, то неудивительно, что на них не купились за ее пределами — и уж тем более в мусульманских странах
При этом в публичном поле Дания стала дистанцироваться от Швеции и ее позиции по данному вопросу. Возможно, у них там немного более умственно развитые политики, которые осознают риски лучше, чем в Швеции. Так что мы начинаем видеть определенный раскол в этом вопросе.
Что будет теперь с заявкой Швеции в НАТО? Ведь турецкий парламент все еще ее не ратифицировал.
Сложно представить себе более «идеальный» момент для подобных акций. Я думаю, что именно страх не получить членство в НАТО мотивирует шведские власти на пересмотр законов. В Стокгольме понимают: их судьба в руках президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, им некуда деваться. Турция заручилась поддержкой всего исламского мира, который хочет призвать Швецию к ответу за акции сожжения Корана. У Анкары есть моральная правота, а у Стокгольма — нет.
Швеция не может теперь утверждать, что она хорошая маленькая страна и сила добра в этом мире. В Стокгольме ведь десятилетиями, если не столетиями, выстраивали образ нейтральной страны, «гуманитарной сверхдержавы» с феминистской внешней политикой. Все это было разрушено в одночасье.
Попытаются ли остальные европейские страны или США оказать какое-то давление на шведские власти?
Хотя другие западные страны могут публично и не поддерживать Швецию в этом вопросе, в частном порядке они, вероятно, с ней солидарны. В них тоже процветает вокизм, который является абсолютной противоположностью традиционной религии. Возможно, на происходящее отреагируют более консервативные в культурном и социальном отношении страны Европы, вроде Польши или Венгрии, но не думаю, что остальные станут оказывать какое-то давление. Скорее оно будет исходить от незападного мира.
Сейчас либерализм ведет культурную войну с традиционной религией
Конкретно от каких стран?
Конечно, от мусульманских, но и вообще от любых, где религия играет важную роль в жизни общества, — вроде России. Впрочем, думаю, критика со стороны Москвы будет контрпродуктивна, учитывая отношение к ней местного правительства.
Высказаться может Китай, поскольку шведские власти то и дело выступали с различными замечаниями в адрес Пекина из-за несоблюдения прав человека. Так что вся эта ситуация дает уникальный шанс тем странам, которым Швеция высокомерно пыталась что-то диктовать, отплатить той же монетой и указать на их собственное лицемерие.