В день открытия Петербургского международного экономического форума 18 июня 2025 года «АвтоВАЗ» официально представил давно ожидаемую новинку — состоялась премьера первого в истории компании кроссовера под кодовым названием B+ Cross. Однако на подиуме оказался автомобиль с совсем другим названием — LADA Azimut, имя ему дали буквально за считаные дни до показа. По словам главы «АвтоВАЗа» Максима Соколова, авто поступит в серийное производство в 2026 году. «Лента.ру» рассказывает о том, как новинке от бренда LADA дали название Azimut, а также приводит технические параметры нового кроссовера и предполагаемую цену.
В числе вариантов названия новой модели, которую «АвтоВАЗ» официально представил на ПМЭФ-2025, фигурировали такие, как Alta, Astera, Mira, Preosa и Sfera, но остановились все же на Azimut. Выбор объяснил в эфире телеканала «Россия 24» сам глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов:
«Нейминг автомобилей — это очень длительный, многолетний процесс, он занимает три-четыре года. Имя LADA Azimut выбиралось из множества имен, поднимаясь до самого высокого уровня принятия решений. И тем не менее было голосование, на котором учитывалось мнение нашей команды — многотысячного коллектива. И во многом именно наши сотрудники определили такое имя, которое полностью соответствует нашим историческим ценностям — ценностям бренда Lada: это семья, это движение вперед, это развитие, это любовь к путешествиям».
И именно LADA Azimut оказалось наиболее соответствующим именем духу времени и статусу кроссовера, потому что в XXI веке «АвтоВАЗ» еще новых кроссоверов миру не предъявлял
Глава «АвтоВАЗа» не мог не вспомнить легендарную «Ниву», которой в 2027 году исполнится 50 лет и которая до сих пор остается самым популярным подержанным внедорожником России. Максим Соколов сравнил LADA 2121 Niva с такими мировыми бестселлерами, как Volkswagen Beetle и Mercedes-Benz Geländewagen.
Серийный выпуск первого в истории России внедорожника ВАЗ 2121 «Нива» начался на Волжском автомобильном заводе в Тольятти 5 апреля 1977 года. Авторами этого полноприводного автомобиля стали главный конструктор завода Владимир Соловьев, ведущий конструктор Петр Прусов, дизайнер Валерий Семушкин и ведущий испытатель Вадим Котляров.
«Нива» была новаторской для внедорожников 1970-х. Ее конструктивные особенности — это двигатель с высокими оборотами, дифференциальный постоянный полный привод, независимая передняя подвеска, дисковые тормоза спереди. Все это позволяло называть «Ниву» автомобилем с повышенной проходимостью, что не раз было доказано на практике.
В беседе с «Лентой.ру» историк автотранспорта автоэксперт Денис Можейко развенчал популярный миф о происхождении названия «Нива». «В народе укоренилось убеждение, что название автомобиля — это аббревиатура, сложенная из начальных букв имен детей двух конструкторов — дочек Прусова Натальи и Ирины и сыновей Соловьева Вадима и Андрея. Конечно же, это всего лишь красивая легенда, и запустил ее в одном из интервью известный шутник, который особенно любил разыгрывать журналистов — Петр Михайлович Прусов. У конструктора, действительно, две дочки — Наталья и Ирина. А вот у Владимира Сергеевича Соловьева всего один сын — да и тот Сергей, а никакого Вадима не было отродясь. Прусов успешно использовал исторический факт, когда образец Mercedes 35 PSс был по настоянию консула Австро-Венгрии назван по имени его дочери Мерседес. Дескать, и мы не лыком шиты!»
А вот история истинного нейминга ВАЗ 2121 более интересна, продолжает Можейко. Первый образец носил неофициальное название «Крокодил Гена» — кузов был окрашен в ярко-зеленый цвет, а на ВАЗе в то время уже разрабатывалась малолитражка под кодовым названием «Чебурашка», которая так и не пошла в серию.
Официальное название, по словам автоэксперта, возникло в рамках борьбы с техническим шпионажем. Модель назвали Formika (лат. «муравей»), ее выдавали за новый румынский FIAT. «"Формику" всю обклеили пластырем, а на решетку радиатора присобачили мальтийский крест — для пущей конспирации. В таком виде будущая "Нива" и проходила полевые испытания», — рассказывает Можейко.
А имя «Нива» придумал ведущий вазовский дизайнер Валерий Семушкин в 1974 году. «Советская промышленность уже застолбила это название для нового комбайна, но Семушкин на высоком совете заявил: "Комбайн забудут, а автомобиль останется". Так и случилось», — констатирует автоэксперт.

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
Когда выйдет LADA Azimut
«Новый автомобиль побежит по дорогам нашей страны, как и человеческий детеныш, примерно через год, — романтично резюмировал Максим Соколов. — Но тем не менее его рождение — 18 июня 2025 года, когда он вылез из-под своего покрывала и сразу же получил новое имя — LADA Azimut».
Предположительно, в 2026 году можно будет купить LADA Azimut
Обзор
При создании новой LADA Azimut за основу взяли платформу от Vesta, и основные конструктивные элементы остались прежними. Прямой продолжатель одной из автовазовских линеек, кроссовер унаследовал многие черты семейства «Веста». И все же это действительно прорывная модель.
«Новый кроссовер LADA Azimut поистине новая веха в российском автомобилестроении, — считает глава проекта Likvi.com Александр Коротков. — В условиях, когда на российском рынке новые кроссоверы класса SUV на 90 процентов составляют китайские модели, "АвтоВАЗ" представляет "Азимут" как достойное конкурентное решение».
Этот автомобиль был создан с нуля, и его отличает использование 996 уникальных, оригинальных узлов и деталей, включая кузовные панели, интерьер и светотехнику
«Чтобы оценить собственный автовазовский кроссовер LADA Azimut, нужно вспомнить историю кроссовера Xcite X-Cross 7, — говорит управляющий директор группы компаний «Альфа-Лизинг» Максим Агаджанов. — Он позиционировался как российский автомобиль, хотя по факту являлся переименованным китайским кроссовером Chery Tiggo 7 Pro. Он так и не стал популярным и в марте этого года перестал выпускаться. Даже при стоимости 1,85 миллиона рублей он не находит покупателей — потребителя смущает подобная омологация».
А вот LADA Azimut — действительно российская разработка на платформе Vesta, да еще и с применением 996 новых компонентов

Фото: Роман Наумов / URA.RU / ТАСС
Характеристики
«АвтоВАЗ» уже назвал основные технические характеристики кроссовера LADA Azimut.
Характеристика | Описание |
---|---|
Габариты (длина/ширина/высота, мм) | 4 416/1 838/1 607 |
Колесная база (мм) | 2 675 |
Клиренс (дорожный просвет, мм) | 208 |
Объем багажника (л) | 508 |
Бензобак (л) | 55 |
Масса (кг) | 1 428-1535 |
Объем двигателя (л) | 1,6-1,8 |
Мощность (л.с.) | 120-132 (в перспективе турбо 150) |
Коробка передач | 6-ступенчатая механика или вариатор WLY (в перспективе — классический автомат) |
«По габаритам главные конкуренты LADA Azimut — это компактные китайские кроссоверы, — считает автоэксперт Денис Можейко. — "Азимут" немного меньше Chery Tiggo 7 Pro Max и Geely Citiray. Ближе всего наш новый кроссовер к Haval Jolion. При этом новая LADA больше других соперников — Chery Tiggo 4, Geely Coolray и Belgee X50».
«Мотор 1,5, о котором почти ничего не рассказали, это агрегат, производимый китайской компанией Chery (модель SQRE4T15B), только слегка форсированный до 150 лошадиных cил, — продолжает Александр Коротков. — Сейчас он устанавливается на Chery Tiggo 4 (Pro). Этот мотор уже достаточно изучен и обещает быть самым ходовым на пару с 1,6. Он имеет чугунный блок, распределенный впрыск и ресурс, близкий к 180 тысячам километров. А при должном и своевременном обслуживании дойдет и до 200. 16-клапанный мотор 1,6, который хорошо зарекомендовал себя на "Весте", также является надежным и хорошо известным российским потребителям. Он будет устанавливаться на самые бюджетные комплектации, однако претензий к нему нет. Другой вопрос — хватит ли мощности 120 лошадиных сил для машины, которая тяжелее Vesta. Время покажет».
Дизайн
Внешний вид
«Участники и посетители ПМЭФ-2025 оценили современный дизайн LADA Azimut — автомобиль действительно выглядит модным, — считает Денис Можейко. — "Азимут" унаследовал узнаваемый X-образный стиль, придуманный экс-шеф-дизайнером "АвтоВАЗа" Стивом Маттином, и характерный для семейства "Веста". Но в остальном дизайн вполне оригинальный».

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
Автоэксперт отметил:
- интересный обвес — окантовку по периметру кузова из неокрашенного пластика;
- массивный задний спойлер;
- светодиодную полосу с крупной надписью LADA на багажнике.
«Правда, рисунок оптики похож на недавно представленную концерном LADA Iskra, но это сейчас вполне в тренде. Зато новый кроссовер наконец-то получил открывающийся люк, чего не было ни на одной модели "АвтоВАЗа"», — подчеркнул Можейко.
Салон
Если общие черты экстерьера были известны экспертам уже давно, то салон модели LADA Azimut оставался секретом. И вот теперь серебристо-оранжевый кожаный комбинированный салон стал достоянием общественности. Помимо роскошного интерьера, LADA Azimut радует и набором опций, многие из которых не были доступны в других автовазовских моделях.

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
Искусственный интеллект
Даже в базовом исполнении модель будет иметь мультимедийную систему с 10-дюймовым экраном, а автомобильный компьютер был разработан при участии Сбера и «Ростелекома». В него встроен искусственный интеллект — нейросеть GigaChat и операционная система «Аврора автомобильная». Многие функции автомобиля имеют опцию голосовых команд, что существенно повышает безопасность вождения.
Другие опции
Эксперты «Ленты.ру» перечислили другие новые опции комфорта в LADA Azimut, учитывая премиум-комплектацию:
- бесключевой доступ;
- выбор движения в зависимости от дорожного покрытия
- двухзонный климат-контроль;
- камера кругового обзора;
- камера заднего вида;
- контроль давления в шинах;
- навигация, встроенная в комбинацию приборов;
- обогреваемые боковые стекла;
- электропривод багажника.

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
Предполагаемая цена
Как пообещал на ПМЭФ-2025 глава «АвтоВАЗА» Максим Соколов, предполагаемая цена кроссовера LADA Azimut будет ниже, чем у конкурентов. Естественно, что стоимость будет зависеть от комплектации модели. Опрошенные «Лентой.ру» эксперты порассуждали на тему цены и спроса на новую модель.
Ориентировочная стоимость первого в истории LADA кроссовера составит примерно 1,5-2,5 миллиона рублей
«Если говорить о стоимости LADA Azimut сегодня, речь будет идти о цене больше двух миллионов рублей, — считает Денис Можейко. — Но запуск в серию этого кроссовера запланирован на 2026 год, и какая будет ситуация на авторынке, какие конкуренты еще появятся с китайской стороны, предсказать довольно сложно, поэтому о цене поговорим, когда LADA Azimut поступит к дилерам».
«Подобные новинки воспринимаются потребителями благосклонно — и Granta, и Vesta всегда отлично продавались, — убежден Максим Агаджанов. — Есть сегодня спрос и на другую новинку "АвтоВАЗа" — LADA Aura. Даже при стоимости 2,5-2,6 миллиона рублей, что сопоставимо с ценой Aura, покупатель будет брать этот кроссовер, как Vesta SW Cross, которая стоит до 2,2 миллиона рублей. Автомобиль обязательно попадет в госпрограммы, и его можно будет купить со скидками».
Кроссовер будет интересен не только обычным автомобилистам, но и бизнесу, уверен Агаджанов. По его мнению, Azimut появится в таксопарках и в каршеринге. А каршеринг, поясняет эксперт, отлично продвигает автомобили: во время аренды водители присматриваются к модели и в дальнейшем могут приобрести ее в собственность.
«Закупки Azimut будут производить госструктуры и компании с госучастием: в парках есть потребность в кроссоверах. Законодательно автомобиль получает максимальную поддержку. И, надо сказать, вполне заслуженно — это действительно выдающаяся российская разработка», — констатирует автоэксперт.