"Мессенджер" подтвердил наличие льда на Меркурии

Постоянно затененные кратеры на северном полюсе  Меркурия. Изображение NASA/Johns Hopkins University/Carnegie Institution of Washington/Arecibo Observatory

Анализ новых данных, полученных космическим аппаратом "Мессенджер", подтвердил наличие водного льда в постоянно затененных кратерах Меркурия. Описание результатов анализа опубликовано в трех статьях одного выпуска журнала Science, их краткое содержание приводит сайт NASA.

Выводы ученых основаны на трех независимых блоках данных. Во-первых, с помощью нейтронного спектрометра "Мессенджера" исследователям удалось обнаружить в полярных кратерах Меркурия большое количество атомов водорода, свидетельствующих о наличии воды. Подобный метод исследования - измерение нейтронного альбедо, используется также в приборе DAN, входящим в состав ровера "Кьюриосити".

Толщина практически чистого льда по данным спектрометра составила несколько десятков сантиметров. При этом, замерзшая вода, хотя и выходит в некоторых местах кратеров на поверхность, в основном покрыта слоем темного материала толщиной 10-20 сантиметров. Ученые пока не знают, что представляет из себя этот материал, но полагают, что в нем содержатся органические вещества, принесенные, как и вода, кометами.

Второй блок доказательств связан с измерением рельефа поверхности полюса Меркурия. Он был проведен при помощи лазерного высотомера MLA, и показал, что внутри кратеров находятся области с повышенным отражением в области близкого инфракрасного излучения. Это подтверждает данные спектрометра о наличии там замерзшей воды.

Наконец, на основе новых данных о рельефе ученые провели моделирование распределения температуры на Меркурии, которое подтвердило возможность существования льда в обследованных областях планеты.

Предположение о возможности существования замерзшей воды на ближайшей к Солнцу планете была высказана еще в 70-е годы прошлого века. Оно было основано на том, что поскольку ось вращения Меркурия практически перпендикулярна его орбите, в его полярные кратеры никогда не заглядывает Солнце. Первое экспериментальное указание на верность гипотезы было получено радиотелескопом "Аресибо". В дальнейшем, его данные были подтверждены "Мессенджером".

Парное выступление