Свиньи оказались двигателем эволюции человеческого обоняния

Чувство обоняния современных людей изменилось в ходе эволюции — благодаря одомашниванию свиней. К такому выводу пришли ученые, открывшие генетическую мутацию, не дающую многим людям ощущать неприятный запах свинины. Исследование на эту тему представлено в журнале Chemical Senses, а коротко о нем сообщается в пресс-релизе Манчестерского университета.

Исследователи провели анализ геномов 2224 человек из 45 регионов планеты. Выяснилось, что обонятельный рецептор OR7D4 обычно встречается у африканцев. Именно OR7D4 позволяет человеку ощутить запах андростенона — феромона, который вырабатывают кабаны и хряки. На людей он производит неприятное впечатление и портит вкус свинины.

Оказалось, что у жителей Европы и Азии присутствуют другие варианты гена OR7D4: обитатели Евразии либо вообще не чувствуют запах андростенона, либо он кажется им приятным. Ученые считают, что эти варианты заняли преобладающие позиции после миграции древних людей из Африки. Чаще всего эти варианты встречаются в Азии — именно там впервые одомашнили свиней. Таким образом, изменения в ДНК позволили древним людям есть свинину, не испытывая отвращения к этому мясу и, таким образом, способствовали их выживанию.

Наконец, исследователи попытались понять, как запах свинины воспринимали вымершие представители рода Homo, чей геном был недавно расшифрован — неандертальцы и денисовские люди. Они выяснили, что для неандертальцев запах андростенона был неприятным. Денисовцы же обладали рецептором OR7D4 с настолько уникальной структурой, что невозможно точно сказать, как они воспринимали запахи.

Сейчас ученые работают с еще 30 обонятельными рецепторами человека, пытаясь понять, как древние гоминиды воспринимали различные запахи. По мнению одного из авторов исследования Мэтью Кобба (Matthrew Cobb), эволюцию обоняния у предков человека определяли перемены в составе животных, на которых те охотились.

Нацист на пути джихада