Москвичей мучает окутавший город дым. Установившийся в регионе восточный ветер продолжат приносить в столицу гарь от пожаров на подмосковных торфяниках. Для защиты от гари и дыма москвичам теперь рекомендуют пользоваться респираторами. Как заявил на пресс-конференции 1 августа начальник Центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Москвы Александр Кудрин, респиратор является самой эффективной защитой от дыма, а "люди в респираторах в любом цивилизованном городе не вызывают ни у кого удивления".
Очень может быть, что у жителей Москвы вид прохожих в респираторах уже никакого удивления не вызовет. Не столь уж многие эту картину увидят - вот уж четыре дня москвичи стараются без необходимости не выходить на улицу. Так советуют врачи. Кроме того, выходить, допустим, на прогулки и смысла нет - в городе исчезла перспектива, на расстоянии менее километра даже самые большие здания исчезают в белой пелене. На солнце теперь можно смотреть не щурясь. Это даже интересно. Но то, что воздух стал видимым и приобрел отчетливый запах, все-таки нервирует москвичей.
С каждым днем дежурному "Скорой помощи" по городу приходится отвечать на все большее число звонков. Люди жалуются на удушье, спрашивают, как им избавиться от дыма. Правда, врачи продолжают утверждать, что этот дым для здоровья безвреден, а вредна только не спадающая уже почти месяц жара, которая при пониженном содержании кислорода в воздухе и вызывает ухудшения здоровья у людей с заболеваниями сердца и легких. От жары-то врачи и рекомендуют москвичам скрываться дома, а воздух признают вполне нормальным для города.
Между тем, по данным государственного природоохранного предприятия "Мосэкомониторинг", на середину дня 1 августа концентрация окиси углерода в воздухе Москвы превысила предельно допустимую в два раза, а концентрация двуокиси азота - в девять раз. Но надо сказать, за время пожаров выяснилось, что понятие "предельно допустимая концентрация" имеет некий не ожиданный для неспециалиста смысл. Несмотря на зафиксированное превышение ПДК некоторых видов веществ в воздухе Москвы в Росгидромете журналистам заявили, что "никакой чрезвычайной ситуации в городе нет".
В то же время представители департамента природопользования столицы дают журналистам понять, что не всякий дым с торфяника напоминает дымок от шашлыка. По их словам, заключение о том, опасен ли затянувший Москву дым, можно будет сделать только после анализа грунта горящих торфяников. И если на территории осушенного торфяника хранятся или долгое время хранились отходы, то пожар на этом торфянике приведет к выбросу в атмосферу значительного количества отравляющих веществ.
Никакой информации о том, проводились ли анализы грунта горящих вокруг Москвы торфяников не поступало. Ясно лишь, что таких анализов нужно делать чрезвычайно много - по данным МЧС России, на 1 августа в Московской области зарегистрированы 120 очагов пожаров. Общая площадь возгораний составляет почти 300 гектаров. Особенно сложная обстановка наблюдается в Шатурском районе, Орехово-Зуевском, Егорьевском и Павлово-Посадском районах.
В тушении пожаров в области участвуют 1200 человек - пожарные, лесники, работники торфопредприятий, сотрудники департамента гражданской обороны и МЧС, военнослужащие Московского военного округа. Для тушения используют самолет Ил-76 и вертолеты и даже городские поливочные машины, автоцистерны и тракторы. Однако все специалисты убеждены, что ликвидировать все очаги возгорания удастся еще нескоро (в торфяниках огонь уходит под землю), а город очистится от смога только с переменой ветра (а по прогнозам Гидрометеоцентра ветер может поменяться не ранее 3 или даже 4 августа).
Как известно, гореть сухие торфяники могут до зимы. И известно, что гореть они будут каждый год, если останутся сухими. В связи с этим после продолжительных попыток потушить их было принято стратегически верное решение - ликвидировать сами условия для возникновения пожара. Губернатор Московской области Борис Громов наконец отдал распоряжение восстановить ирригационную систему осушенных торфяников, снова превратив их в болота. Чем это грозит жителям Подмосковья и самой Москвы, пока неясно. Быть может, некоторым увеличением количества комаров и ростом популяции лягушек. Но по крайней мере от огня и считающегося безвредным, но страшно мешающего жить дыма люди точно будут избавлены.