Только важное и интересное — в нашем Twitter
Новости партнеров

Небесная империя: от пороха до лунной базы

Во 2 веке китайцы изобрели первые ракеты — пороховые "огненные стрелы", 15 октября 2003 года они отправили человека в космос, а в 2030-м построят на Луне обитаемую базу

Первую ракету изобрели китайцы. "Огненная стрела", применяемая со 2-3 века н.э. - это бумажная трубка, заполненная порохом (как бумага, так и порох изобретены в Поднебесной империи) и привязанная к обыкновенной стреле. Лучник поджигал порох в трубке и пускал примитивную ракету из лука. Пороховой заряд увеличивал дальность полета до 300 метров (на 100 метров дальше обычной), оперение обеспечивало устойчивость в полете, а попав в цель, оружие не только пробивало ее, но и поджигало. У китайских воинов имелось тяжелое реактивное оружие аналогичной конструкции - "копья яростного огня".

Впрочем, место и время изобретения пороха и ракет (так же, как бумаги с шелком), оспаривают многие историки. Точно можно сказать, что в 15 веке у китайцев уже были ракеты, поскольку в хрониках того времени описан полет мандарина Ван-гу на небеса. Вельможа построил странный агрегат - сидение, прикрепленное к двум коробчатым воздушным змеям и обвешанное сорока семью пороховыми ракетами. Слуги одновременно подожгли ракеты, и... отчаянный энтузиаст взлетел на небо в прямом и переносном смысле. Можно смеяться над подвигом "первого китайского космонавта", но тот действительно вошел в историю освоения космоса - именем Ван-гу назван кратер в самом центре обратной стороны Луны.

Отец китайской космонавтики

Основатель китайской космонавтики Цзэн Ху-шэн родился в 1911 году. В 1935 он отправился на учебу в Соединенные Штаты Америки, где заинтересовался исследованиями реактивного движения и довольно быстро вошел в число ведущих ученых в области космонавтики. В 1938 Ху-шэн стал одним из основателей JPL - главной космической лаборатории США. В 1945 году ему поручили задание государственной важности - собрать и вывезти из оккупированной Германии все материалы по ракетной программе рейха, с которым он превосходно справляется. Ху-шэн первым из представителей Нового света встретился с отцом германской ракеты Вернером фон Брауном и вывез его в Штаты. В 1949 году китаец разработал так называемый "Космоплан Цзэна". Этот проект затем лег в основу американской программы "Спейс шатл". В Китай, где как раз шла культурная революция Мао Цзэдуна, ученый возвращаться не хотел, но и американские расизм, маккартизм и антикоммунизм ему тоже не нравились. В 1950 году ФБР помещает известного ученого, гражданина США и члена коммунистической партии Цзэна Ху-шэна под домашний арест. В 1955 году в результате международных переговоров президент США Эйзенхауэр отдает китайского ракетчика КНР.

Вернувшись на родину, Ху-шэн в 1956-1960 годах работал по советско-китайской программе передачи ракетно-ядерных технологий и обучению китайских студентов в вузах СССР. Затем отношения между странами прервались, но накопленный опыт позволил КНР испытать в 1961 году собственную версию советской баллистической ракеты Р-2, которая в свою очередь была почти полностью скопирована с немецкой "Фау-2", а в 1966-м - поставить на вооружение межконтинентальную баллистическую ракету. Политическая борьба эпохи культурной революции тормозит ракетные исследования. Большое везение для КНР, что Ху-шэн в те годы вообще остался жив. Тем не менее, в 1970-м удалось запустить первый китайский спутник "Донгфангхонг - 1" ("Красный Восток - 1"). Следующие 10 лет конструктор разрабатывал пилотируемый космический корабль, а в мае 1980-го успешно испытал беспилотный прототип, но в декабре правительство прекратило финансировать национальную космическую программу - государственная казна была пуста. Полеты возобновились только в 1985-м. К этому времени китайские инженеры усовершенствовали ракету-носитель "Чанчжэн" ("Великий поход"), с помощью которой стали запускать в космос не только собственные аппараты, но и коммерческие спутники иностранных государств. К октябрю 2000 года КНР запустила 47 аппаратов (доля успешных запусков - более 90%).

    Сегодня в распоряжении КНР три космодрома (Цзюцюань, Сичуань, Тайюань) и аппараты следующих типов:
  • Автоматические корабли с возвращаемой капсулой, которые используются для фотосъемки планеты и научных экспериментов (кроме Китая только США и Россия умеют возвращать грузы с орбиты).
  • Невозвращаемые научно-исследовательские спутники.
  • Спутники связи (телефония, ТВ).
  • Метеорологические спутники, в том числе для предупреждения землетрясений.
  • Спутники собственной навигационной системы "Бейду", аналогичной американской GPS и российско-французской КОСПАС-SARSAT (пока "Бейду" работает в экспериментальном режиме).
  • Пилотируемые корабли "Шэньчжоу" ("Священный челн", другой распространенный вариант перевода - "Волшебная лодка").

Священный челн

Цзэн Ху-Шэн задумал китайский пилотируемый корабль еще в 1968 году, а первый полет должен был состояться в 1973-м. Однако реальность сдвинула планы на 30 лет. Рывок в пилотируемой программе произошел в 1994 году, когда остро нуждающаяся в деньгах Россия продала Китаю технологии производства корабля "Союз", стыковочного узла, систем жизнеобеспечения и скафандров, а в 1996-м двое китайцев прошли курс тренировок в российском Центре подготовки космонавтов.

20 ноября 1999 года был осуществлен запуск космического корабля "Шэньчжоу-1". Полет был беспилотным, спускаемый аппарат успешно приземлился.

10 января 2001 года стартовал "Шэньчжоу-2"с обезьяной, собакой, кроликом и улитками на борту. Полет длился 7 дней.

25 марта 2002 года КНР запустила "Шэньчжоу-3", орбитальный модуль которого пробыл в космосе полгода.

Полет "Шэньчжоу-4" продлился с 30 декабря 2002 года по 5 января 2003 года.

Инженеры из Поднебесной значительно доработали наш аппарат. Во-первых, "Шэньчжоу" больше по размерам, а плоскости солнечных батарей способны поворачиваться, чтобы постоянно оставаться перпендикулярными солнечным лучам. Во-вторых, его служебный модуль (цилиндрический отсек в носовой части) полностью автономен - собственная система жизнеобеспечения, солнечные батареи и двигатели. Фактически это маленькая орбитальная станция, которую можно оставить в космосе для длительного полета.

    Технические параметры "Шэньчжоу" ("Союза"):
  • Полная масса - 7,8 тонн (7,25)
  • Длина - 8,65 метров (7,48)
  • Наибольший диаметр - 2,8 метров (2,72)
  • Наибольший размах солнечных батарей - 19,4 метров (10,06)

Пилотируемый полет пятого "Священного челна" был запланирован на 15 октября. Первоначально предполагалась следующая схема полета. Ракета-носитель "Чанчжэн-2Ф" стартует с космодрома Цзюцюань на северо-западе Китая и выведет "Шэньчжоу-5" на орбиту высотой около 200 километров. После 90 минут полета (чуть менее 1 витка) заработает основной двигатель корабля, находящийся в кормовом отсеке, и затормозит "Шэньчжоу". Однако накануне запуска стало известно, что высота орбиты составит 350 километров, а космонавт проведет на орбите около суток и выполнит 14 витков.

После торможения от спускаемого аппарата отделятся орбитальный модуль и двигательный отсек (орбитальный модуль может как сгореть в атмосфере, так и продолжить околоземный полет), а капсула с космонавтом войдет в плотные слои атмосферы со скоростью семь километров в секунду. Аппарат, затормозившийся в результате трения о воздух, на высоте 40 километров раскроет парашют и приземлится во Внутренней Монголии. Читателям Виктора Пелевина известно, что Внутренняя Монголия, в чьих песках завершили свои похождения Петька с Чапаевым - место, "куда попадает человек, которому удалось взойти на трон, находящийся нигде". На самом деле, это просто равнинный сельскохозяйственный район в Северном Китае, принадлежавший до середины 17 века монгольским князьям. Космодром Цзюцюань тоже расположен во Внутренней Монголии.

Хотя "Священный челн" рассчитан на троих, в первый полет отправится только один из 12 членов китайского отряда космонавтов (тайконавтов, как их называют на Западе, или юаньгуаней - на родине). Кстати, весь отряд, как на подбор, не более 170 сантиметров роста и 64 килограммов веса. Первые советские и американские космонавты тоже подбирались таким образом, чтобы помещаться в маленькие корабли.

Претендентов на роль китайского Гагарина трое - Ян Ливэй, Чжай Чжиган и Нье Хайшэнь. Наиболее вероятный кандидат - Ливэй. Во время заключительного отбора он по ряду тестов уступил Чжигану, но превзошел его по психологической устойчивости. Ливэй и Чжиган уроженцы северного Китая, в то время как Хайшэнь - южанин. Ян Ливэй родился в 1965 году в семье экономиста и школьной учительницы, после окончания средней школы в 1983 году поступил на службу в ВВС Китая, в 1990 году женился, в 1993 прошел отбор в отряд космонавтов. Со слов родственников и друзей, Ян всегда отличался отменным здоровьем, любил спорт и, несмотря на невысокий общий балл в школе, ему хорошо давались естественные и технические предметы.

Фантастика в чертежах

    Планы КНР по освоению космоса не просто впечатляют - они заставляют остальные космические державы рыдать:
  • 2004 - Отработка на кораблях "Шэньчжоу" стыковки, маневрирования и выхода в открытый космос.
  • 2005 - Пилотируемая орбитальная станция (аналог летающей сейчас Международной космической станции), полет к Луне автоматической станции.
  • 2011 - Луноход.
  • 2012 - Доставка лунного грунта на Землю.
  • 2016 - Пилотируемый облет Луны.
  • 2020 - Двухместный аэрокосмический самолет, высадка космонавтов на Луну.
  • 2030 - Обитаемая лунная база.

Таким образом, к 2020-2030 году КНР планирует не только догнать РФ и США в освоении космоса, но и перегнать их. Тогда Китай можно будет спокойно переименовать из Поднебесной империи в Небесную. Конечно, от планов до их воплощения в реальность - не одна тысяча ли. Но уже сейчас китайские планы вынудили американцев задуматься о том, как бы не отстать в космической гонке. Официальные представители НАСА заявили о том, что ведут разработки ядерного двигателя, аэрокосмического самолета (старт и посадка на обычном аэродроме), хотят возродить лунную программу, отправить людей на Марс и даже послать экспедицию из 200 человек за пределы Солнечной системы. Планы обеих держав попахивают фантастикой, но по крайней мере - научной. Остальные государства, в том числе и Россия, даже мечтать о подобном не могут.

Впрочем, рядовые обитатели державы с пятым в мире ВВП о своих космических перспективах отзываются сдержанно.

"Для китайцев - по крайней мере тех, кто живет в Шанхае - все это не очень важно", - заявила корреспонденту Ленты.Ру жительница города. Китайцы и без космоса знают, что их страна - передовая в научно-техническом отношении, да и людей в космосе побывало уже очень много. ТВ о предстоящем полете рассказывает мало и сдержанно, возможно опасаясь неудачи. Несколько лет назад на стартовой площадке взорвалась ракета, и погибли 6 человек, так что там знают, что во время запуска всякое может случиться. Тем не менее, шанхайцы уверены, что все пройдет хорошо.

Николай Дзись-Войнаровский

Другие материалы
Бывший СССР00:02Сегодня

Формула мира

До Донбасса Штайнмайер пытался помирить Грузию и Абхазию. Тогда все закончилось войной