В среду, 30 июня, в 10 утра (c опозданием на час) по катарскому времени в Дохе началось заключительное заседание суда по делу об убийстве бывшего президента республики Ичкерия Зелимхана Яндарбиева. На скамье подсудимых находились Анатолий Белашков и Василий Бочков - сотрудники российских спецслужб. Катарский прокурор требовал приговорить их к смертной казни за совершение преднамеренного убийства зверским способом (такова принятая в Катаре юридическая формулировка), покушение на убийство (кроме погибшего Зелимхана Яндарбиева от взрыва пострадал его сын Дауд), контрабанду оружия, изготовление взрывчатых веществ, попытку посеять смуту в государстве Катар и мошеннические действия в отношении компании по найму автомобилей (имеется в виду получение в прокат транспортного средства с помощью подложных паспортов).
На заключительном заседании суд огласил свое решение. Оба россиянина были приговорены к пожизненному заключению. "Пожизненным заключением" в Катаре считается отбытие наказания в местах лишения свободы в течение 25 лет. Видимо, дольше заключенные катарских тюрем просто не живут. Хотя, возможно, для россиян катарцы могли бы создать особые условия. По крайней мере, до сих пор они получали трехразовое питание и находились в камерах с кондиционером.
Впрочем, российская общественность до сих пор надеется, что Белашкову и Бочкову вообще удастся избежать наказания. Во-первых, их защита в лице адвокатов из московского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", английской фирмы Ashhurst Morris Crisp и американской юридической фирмы Wolf Block и Kirkpatrick&Lockhart (услуги этих специалистов оплатила РФ) уже объявила, что собирается обжаловать приговор. А если их жалоба не будет удовлетворена, то общественности придется ждать доброй феи в лице эмира Катара Хамада бен Халифа Аль Тани, который может в любой момент помиловать россиян.
Правда, возникает вопрос: с какой стати эмир арабского государства, которое в 2000 году предоставило Зелимхану Яндарбиеву - видному чеченскому лидеру, пользовавшемуся определенным уважением в мусульманских кругах - вид на жительство без права ведения политической деятельности и казенную виллу, а теперь попало в неудобное положение, так как позволило (пусть, не желая того) ликвидировать его на собственной территории, помилует убийц своего дорогого гостя?
Вроде бы, шейх должен поступить таким образом потому, что с ним об этом договорился Владимир Путин. Разговор у двух коллег произошел в ночь с 23 на 24 марта. Согласно официальному заявлению путинской пресс-службы, говорили главы двух государств о "дальнейшем развитии двусторонних отношений". Однако происходило это в такой момент и сопровождалось такими событиями, что ни у кого не осталось сомнений в истинном предмете их беседы. Еще тогда создалось впечатление, что Россия и Катар договорились о дальнейшей судьбе российских спецслужбистов.
Родина обязана этим людям многим. Зелимхана Яндарбиева мог убить кто угодно - от людей Аслана Масхадова, которому погибший якобы недодал деньги, собранные в мусульманских странах на нужды Ичкерии, до неизвестных широкой общественности кровников. Даже после того, как 13 февраля в Дохе взорвался автомобиль Яндарбиева, а 18 февраля были арестованы люди, подозреваемые в организации этого взрыва, СМИ всего мира рассматривали различные версии произошедшего. Уверенность в том, что убийство Яндарбиева было делом рук РФ, появилась только после того, как 25 февраля российский МИД опубликовал официальное заявление, в котором сообщил, что арестованные были сотрудниками российских спецслужб и что занимались они в Катаре деятельностью, направленной на борьбу с терроризмом. И хотя тогдашний министр иностранных дел Игорь Иванов сообщил, что к убийству граждане РФ отношения не имеют, всем стало ясно, что МИД даже не пытается скрыть факт их участия в операции. Таким образом, враги российской государственности, прячущиеся в разных странах мира, получили напоминание о том, что у нас длинные руки. А избиратели в самой РФ впервые за долгое время получили основание гордиться своими спецслужбами.
Этот блистательный успех был омрачен лишь одним фактом - двое задержанных россиян продолжали сидеть в тюрьме. Еще один человек - помогавший им сотрудник посольства РФ в Дохе - находился под домашним арестом. И катарцы давали понять России, что просто так отпускать подозреваемых в убийстве Яндарбиева не собираются. И отказывались выписывать визы защищавшим их российским адвокатам.
СМОТРИ ТАКЖЕ:МИД РФ
Ответный шаг России был выдержан в лучших традициях шпионских войн. 26 февраля в аэропорту "Шереметьево-2" были задержаны двое катарских спортсменов, летевших из Белоруссии в Сербию на отборочный олимпийский турнир по классической борьбе. Хотя официальной причиной задержания стало сходство катарцев с фотороботами людей, подозреваемых в причастности к взрыву московского метро 6 февраля 2004 года, никто не отрицал, что их судьба напрямую зависит от поведения катарских властей в отношении остававшихся в Дохе россиян.
Что подтвердилось в конце марта. 22 марта российские адвокаты получили визы и выехали в Катар. 23 марта Путин поговорил с шейхом Хамадом бен Халифом Аль Тани. 24 марта находившийся в Дохе под домашним арестом сотрудник российского посольства - Александр Фетисов - был отпущен и вернулся в Москву. В этот же день в Катар прилетели спортсмены, которых отпустили, так и не предъявив им обвинения.
СМОТРИ ТАКЖЕПарфенизмЗа что канал НТВ уволил Леонида Парфенова
Все это внушило уверенность в благоприятном для россиян исходе катарского дела. Кстати, освобождения разведчиков страстно желали почти все российские СМИ. В многочисленных публикациях на катарскую тему можно было найти только признаки праведного гнева в адрес арабского государства, не желавшего отпустить российских героев, и требования срочно "надавить на Доху". При этом большинство журналистов не высказывало сомнений в том, что задержанные в Катаре россияне - убийцы и исполнители внесудебной расправы. Просто это соображение заставляло общественность еще сильнее желать их освобождения.
Однако сегодняшний приговор суда не может внушить оптимизм тем, кто беспокоится за судьбу разведчиков. Дело в том, что, если бы договоренность между Россией и Катаром действительно существовала, суд мог просто закрыть дело на том основании, что задержание россиян было произведено на территории дипломатической резиденции. Защита говорила об этом неоднократно, но услышана не была. Это может означать как то, что катарские власти собираются отпустить россиян, сохранив при этом лицо, так и то, что Анатолий Белашков и Василий Бочков проведут ближайшие 25 лет в катарской тюрьме.
Кстати, суд не приговорил их к смертной казни потому, что, по заявлению судьи, готовя убийство Яндарбиева, россияне "выполняли приказ". Это делает их менее виновными в глазах катарского правосудия, но заставляет вспомнить о тех, кто такой приказ отдал.
Елена Любарская