Для нескольких десятков тысяч американцев, британцев и граждан других стран коалиции, вооюющей сегодня в Ираке пилоты боевых вертолетов стали настоящими ангелами-хранителями. Только они могут гарантировать жизнь в стране, которая уже несколько месяцев охвачена востанием. Как заявил в интервью американской газете Washington Post командир 4-й авиабригады 1-й аэромобильной дивизии США полковник Джим Макконвиль, "когда мы летаем, солдаты остаются в живых". Это можно назвать девизом вертолетчиков - в условиях современной войны, когда с одной стороны в ней участвует регулярная армия государства, а с другой - мятежники, партизаны или террористы, боевые вертолеты являются чрезвычайно эффективным оружием.
"Апачи" (AH-64 Apache), "Кайовы" (OH-58D Kiowa), "Кобры" (AH-1W Super Cobra) - эти ударные вертолеты являются "глазами" и "ушами" небольших боевых групп, которые выполняют контрпартизанские спецоперации, а в случае боевого столкновения они становятся еще и "руками", вооруженными, к тому же, высокоточным и эффективным оружием.
В свою очередь, бронированные "Блэк Хоуки" и "Чинуки" (CH-47 Chinook) можно назвать спасительными "крыльями" солдат. Как утверждает Макконвиль, вертолеты являются самым удобным и самым безопасным видом транспорта в Ираке. Добраться из одной точки страны в другую можно, конечно, и на автомобиле, однако такое путешествие с большой долей вероятности может закончиться в подвале заброшенного здания, ставшего импровизированной партизанской тюрьмой для заложников, либо вообще в морге.
Нападения на конвои с убийствами военнослужащих и гражданских специалистов, а также захватами заложников происходят в Ираке чуть ли не ежедневно. Об этом сообщают СМИ, это знают все, и это привело к тому, что солдаты зачастую просто отказываются перемещаться по стране на автомобилях.
Так произошло, к примеру, в октябре 2004 года, когда 19 военнослужащих 343 интендантского батальона резерва, дислоцированного в южноиракском городе Талил, отказались выполнять приказ командира - перевозить груз топлива и боеприпасов в расположение части, которая находилась в районе Фаллуджи (тогда еще не взятого иракского города, бывшего центром иракского сопротивления). При помощи коротких и емких выражений солдаты объяснили офицеру, что не поедут через весь Ирак на автомобилях.
Разумеется, когда речь идет о доставке грузов, никакой альтернативы автомобилям быть не может - в том случае отказников, виновных в нарушении воинской дисциплины, наказали, а конвой все равно отправился, пусть и с небольшой задержкой. Однако это происшествие наглядно демонстрирует, какой "популярностью" в Ираке пользуются автомобильные прогулки.
По словам полковника Макконвиля, вертолеты в Ираке, напротив, идут нарасхват - каждый военнослужащий, которому надо по служебным делам отправиться в ту или иную точку страны, первым делом отправляется к вертолетчикам. "Мы летаем настолько часто, насколько физически возможно. И все равно не можем перевезти всех, кому это надо... Если у кого-то есть выбор, то он никогда не поедет на машине, но у нас просто не хватает вертолетов на всех", - сказал полковник.
Еще одной обязанностью небольших транспортных "Блэк Хоуков", которые гораздо чаще своих более крупных коллег "Чинуков" летают над страной, является эвакуация раненых и пострадавших с поля боя. Кстати, это и есть "древнейшая" профессия вертолета. Дело в том, что первой боевой операцией, осуществленной с помощью вертолета, была именно эвакуация экипажа сбитого в Бирме самолета в 1944 году. Правда, во Второй мировой войне вертолеты не использовались широко - в первую очередь они поступили на вооружение береговой охраны США. Но успех, который сопутствовал той первой операции, остается вместе с вертолетчиками и поныне.
Каждый раз, когда иракские партизаны нападают на американскую колонну или на блок-пост, вместе с ударными вертолетами на место прибывают транспортные, особенно когда необходимо эвакуировать раненых. Оперативность, с которой вертолетчики выполняют свою работу, спасла жизни многих десятков людей. Они работают ежедневно без выходных и праздничных дней.
Вот только воевать в Ираке им пришлось учиться заново. Еще до начала войны экипажи транспортных и ударных вертолетов отрабатывали атаки в рамках общевойсковых операций, но та работа, которую им пришлось выполнять после "победы", кардинально отличается от задач, которые они решали во время маневров.
Когда американские танки совершали бросок по пустыне в самом начале войны в Ираке, вертолеты следовали впереди них, находя и уничтожая при помощи ракет вражескую бронетехнику и укрепленные пункты. Однако по окончании боевых действий против регулярной армии Саддама Хусейна на сцену вышли партизаны. У них не было танков и крупных зенитно-ракетных комплексов, которые относительно легко засечь летающими радарами. Партизаны расстреливали вертолеты из автоматов, пулеметов, гранатометов и ПЗРК.
Поэтому пилотам пришлось изменить тактику. Летая так, как они делали это на учениях, вертолетчики неминуемо превратили бы свои машины в идеальные мишени для повстанцев. Происходящее в Ираке очень напоминало то, что происходило 30 лет назад во время войны во Вьетнаме, и летчикам пришлось заново учиться летать, вспоминая боевой опыт своих предшественников.
В начале 70-х на вооружение Вьетконга стали поступать советские зенитно-ракетные комплексы СА-7, эффективные против вертолетов, летающих на большой высоте. Тогда пилоты стали применять новую тактику. Они летали настолько низко, насколько возможно при максимальной скорости. Эта тактика позволила резко снизить потери среди экипажей и пассажиров вертолетов.
Теперь в Ираке они летают так же. "Это просто взрыв адреналина, когда вы летите на скорости 140 километров в час прямо над верхушками деревьев, отстреливая ловушки для ракет", - рассказал Макконвиль. К слову сказать, именно вертолетчики 1-й аэромобильной дивизии США совершали самые дерзкие операции во время вьетнамской войны. Одна из них послужила прототипом для эпизода из фильма "Апокалипсис сегодня" - помните "Полет Валькирий"?
Однако полковник признал, что даже проверенная временем тактика не гарантирует стопроцентной безопасности - каждый день на авиабазу возвращаются вертолеты с пробоинами от пуль и осколков. Машины спасает броня из кевлара - современного прочного и легкого материала, который широко используют в современной военной авиации (из кевлара, в частности, изготовлена кабина российского вертолета Ка-50).
Но и кевлар, однако, спасает не всегда. С мая 2003 года в Ираке разбились более 30 американских вертолетов, часть из которых были сбиты иракскими боевиками, а часть потерпели технические аварии. Причиной этих аварий, чаще всего, становится чрезвычайно сильный износ техники - с февраля 2004 года только 100 транспортных вертолетов бригады полковника Макконвиля отлетали по 50 тысяч часов, что составляет примерно по 50 часов в месяц.
По словам полковника, необходимость капремонта, который проводится по уставу каждые два года, в Ираке наступает через шесть месяцев, несмотря на то, что военные техники и так формально увеличили число летных часов, через которые его нужно проводить - с 250 до 500. Ударным вертолетам приходится летать еще больше - подполковник Майк Линди из той же дивизии рассказал, что его "Кайовы" летают в среднем по 105 часов в месяц при норме в 65.
Пилоты ударных вертолетов также были вынуждены поменять тактику, однако в качестве примера они взяли действия израильских вертолетчиков, которые уже много лет ведут борьбу с террористами в густонаселенных районах на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Кроме того, американские вертолетчики используют тактические наработки, которые использовали еще немецкие войска во времена Второй мировой. Только тогда роль вертолетов играли пикирующие бомбардировщики - знаменитые "Штуки".
Как и транспортные "Блэк хоуки", "Апачи" летают на небольшой высоте. Экипажи работают в тесной связи с солдатами на земле. Каждый раз, когда те натыкаются на вооруженное сопротивление, ударный вертолет взлетает и делает один залп высокоточными ракетами. Немцы в 40-х годах отмечали районы нанесения ударов расстеленными на земле флагами (относительно которых указывалось точное местонахождение противника). Американцы в Ираке обходятся без подобных изысков - они передают пилотам координаты цели по радио.
Американские пилоты, так же как и их израильские коллеги, не брезгуют точечными ударами. Правда, в условиях Ирака израильская ювелирная работа не нужна, Фаллуджа - это не сектор Газа. Там проходит не полицейская операция, а общевойсковая, и поэтому с потерями среди мирных жителей американцы не очень считаются.
Впрочем, и иракские повстанцы вооружены гораздо лучше, чем палестинцы. Как уже говорилось выше, у них есть неплохие средства для поражения низколетящих целей. Поэтому о сбитых над Ираком вертолетах пресса сообщает чуть ли не каждую неделю.
Последний такой случай произошел в нескольких километрах к северу от Багдада в минувшую пятницу. Скорее всего по ударному "Блэк Хоуку" стреляли из ПЗРК - у машины был поврежден двигатель или система управления. Вертолет приземлился на авторотации, но при этом пострадали трое из четырех человек, находившихся на его борту. На место тут же прибыли другие вертолеты, на которых прилетели солдаты. Они окружили место падения машины и эвакуировали раненых. Итог этого инцидента - ни одного погибшего американца.
Бывает и по-другому. Зачастую во время падений экипажи гибнут, особенно если у машины оказывается поврежденной винто-моторная группа, и она камнем падает вниз. Часто летчиков добивают на земле партизаны, но эти потери не идут ни в какое сравнение с тем, сколько жизней американских солдат смогли сохранить сами пилоты.
В целом война в Ираке показала, что при всем разнообразии типов вертолетов, которые стоят на вооружении американской армии, всем им находится работа по специальности. Ударным "Апачам" пришлось крепко повоевать в самом начале войны, "Кобры" и "Кайовы" оказались незаменимы при точечных ударах и во время спецопераций, "Чинуки" и "Блэк Хоуки" вообще работают ежедневно. Соответствующие выводы, по всей видимости, сделали военные всех стран, активно использующих этот вид боевой техники.
Российские конструкторы еще несколько лет назад предложили нашей армии два современных ударных вертолета - Ка-50 "Черная акула" (Ка-52 "Аллигатор") и Ми-28. Каждая их этих машин имеет свои особенности и свои достоинства.
Главной особенностью конструкции Ка-50 является соосная система двух несущих винтов, которая улучшает его летные характеристики. За счет такой схемы конструкторам удалось уменьшить диаметр винтов и общие размеры вертолета. Ка-50 способен разворачиваться во время полета на 180 градусов, не меняя при этом направления движения. Эта машина идеальна для выполнения спецзаданий в горах в условиях партизанской войны. Ми-28, построенный по классической схеме, больше подходит для общевойсковых операций. Это хороший ударный вертолет, который может обеспечить огневую поддержку во время наступления.
Однако оснастить армию сразу двумя различными типами вертолетов Министерство обороны Российской Федерации оказалось не в состоянии. Оно было вынуждено выбирать межу вертолетом для спецопераций и ударной машиной для ведения боевых действий против армий противников. Причины, по которым военное ведомство выбрало вертолет КБ Миля, неизвестны. Однако на закрытых совещаниях в Министерстве по окончательному распределению бюджетного госзаказа на производство новых вертолетов Ка-50 и испытания Ка-52 денег почти не выделено.
В настоящее время в Чечне, где российская армия также ведет противопартизанскую войну, вертолеты не менее популярны, чем в Ираке. Военно-транспортные Ми-8, как и американские "Блэк Хоуки", перевозят десанты и эвакуируют раненых, а ударные Ми-24 наносят удары по базам боевиков в горах, подтверждая то, что в современной войне вертолеты играют все более важную роль.
Павел Аксенов