Полковник в отставке Павел Поповских, обвинявшийся в причастности к убийству журналиста Дмитрия Холодова, имеет право на реабилитацию. Такое решение вынес 15 декабря Московский окружной военный суд, рассматривавший иск Поповских к Генеральной прокуратуре России в связи с необоснованным уголовным преследованием. Суд также обязал гособвинителя по делу Холодова принести официальные извинения оправданному через государственные СМИ.
Прокуратура начинает и проигрывает
Журналист газеты "Московский комсомолец" Дмитрий Холодов погиб 17 октября 1994 года в результате взрыва бомбы, спрятанной в чемоданчике-"дипломате". Бомба сработала при попытке открыть "дипломат", в котором, как полагал Холодов, находились некие документы, содержащие сенсационные сведения.
По подозрению в организации и осуществлении убийства были задержаны шесть человек: полковник в отставке Павел Поповских, бывший начальник разведки ВДВ; командир отряда спецназа майор Владимир Морозов; бывший десантник Константин Барковский; офицер ВДВ Александр Сорока; бывший командир отряда спецназа Константин Мирзоянц; и замгендиректора частного охранного предприятия "Росс" Александр Капунцов. Им было предъявлено обвинение в убийстве, а также в совершении ряда других преступлений.
9 ноября 2000 года начался первый процесс по делу об убийстве Холодова.
Обвинение утверждало, что в 1993 году тогдашний министр обороны Павел Грачев, недовольный публикациями "МК" о Министерстве обороны, поручил Поповских "разобраться" с этими публикациями и с их автором. В августе 1994 года Поповских якобы принял решение о ликвидации журналиста. Однако Московский окружной военный суд посчитал версию прокуратуры недоказанной и 26 июня 2002 года оправдал всех шестерых.
Генпрокуратура и родственники и друзья Холодова подали жалобу в Военную коллегию Верховного суда. 27 мая 2003 года оправдательный приговор был отменен, а дело было направлено в Московский окружной военный суд на новое рассмотрение. 10 июня 2004 года суд повторно оправдал всех подсудимых. Генпрокуратура попыталась обжаловать и это решение суда, снова обратившись в Военную коллегию. Однако 14 марта 2005 года коллегия подтвердила оправдательный приговор.
Ответный удар
Решение коллегии, как ни странно, подтолкнуло обе стороны к дальнейшим действиям. Родители журналиста сразу же объявили о намерении обратиться в Европейский суд по правам человека. Дважды оправданные тоже не утратили воли к победе. Спустя примерно месяц после решения суда - 13 апреля 2005 года - адвокат Павла Поповских Игорь Яртых сообщил журналистам, что его подзащитный решил предъявить Генпрокуратуре иск в связи с необоснованным уголовным преследованием.
Яртых объяснил, что полковник, проведший под стражей более четырех лет (с февраля 1998 года по июнь 2002 года), намерен добиваться компенсации морального и материального ущерба. На тот момент сумма иска еще не была определена. Лишь 28 сентября 2005 года выяснилось, что Поповский претендует на 3,5 миллиона рублей.
В эту сумму была включена зарплата, которую отставной офицер мог бы получить за те четыре года, что он провел в СИЗО, компенсация затрат на адвокатов и компенсация за моральный ущерб. Кроме того, полковник просил компенсацию в размере 241,7 тысяч рублей за исключение его из списка лауреатов Госпремии за 1997 год (Поповских был одним из разработчиков беспилотного самолета-разведчика "Пчела-1Т") и настаивал на том, чтобы гособвинитель Ирина Алешина принесла ему извинения в эфире программы "Время". Этот иск Московский окружной военный суд начал рассматривать 14 декабря 2005 года.
Представители Генпрокуратуры в тот день заявили, что Поповских не может быть реабилитирован, так как, будучи оправдан в убийстве, он был признан виновным в превышении служебных полномочий (дело было прекращено в связи с истечением срока давности). А представитель Минфина указал, что квитанции об оплате услуг адвокатов, предоставленные Поповских суду, противоречат утвержденному образцу. А значит, расчеты материального вреда, нанесенного прокуратурой Поповских, противоречат законодательству.
Однако суд не счел их аргументы убедительными.
Реабилитация
Для власти извинения и признание своих ошибок - это все равно, что восхождение на Джомолунгму.
15 декабря 2005 года Московский окружной военный суд удовлетворил иск Поповских, признав его право на реабилитацию и компенсационные выплаты. Правда, суд снизил размер компенсации до 2 миллионов 135 тысяч 341 рубля и 65 копеек. Зато обязал гособвинителя по делу Холодова Ирину Алешину принести официальные извинения Поповских - пусть не в программе "Время", но через через СМИ, в том числе и государственные.
Адвокат Поповских Игорь Яртых объявил это решение суда уникальным, так как суды вообще редко признают право на реабилитацию. А ведь в данном случае суд еще и обязал гособвинителя извиниться! По словам адвоката, для власти этот поступок по масштабу сравним с восхождением на Эверест.
Зато Павел Поповских по окончании судебного процесса заявил, что не сомневался в его положительном исходе. Тот факт, что сумма компенсации была снижена, не испортил ему настроения. "Главное - само удовлетворение иска, тем более, что я являюсь первопроходцем для остальных ребят, теперь они тоже подадут аналогичные иски", - сказал бывший начальник разведки ВДВ.
И действительно, еще 1 сентября 2005 года стало известно, что судиться с Генпрокуратурой намерен и Александр Капунцов, еще один из оправданных по делу об убийстве Холодова. По словам адвоката Капунцова Валентина Вольвача, его подзащитный решил требовать возмещения материального и морального вреда на общую сумму 5 миллионов рублей. И весьма вероятно, что это дело также будет выиграно.
Кажется, альпинизм входит в моду.
Мария Мстиславская