Незаметное движение к сухому закону С каждым годом в России все больше ограничивают продажу алкогольных напитков

С Нового года в России вступили в силу поправки к алкогольному законодательству, фактически, ограничивающие продажу алкоголя лишь в местах массового скопления граждан.Однако после того, как эти поправки вступили в силу, в стране случился "водочный кризис", московские власти запретили продажу алкоголя по ночам, а власти Якутии на днях объявили о создании "зон трезвости". Возможно, это только начало.

Духовные потребности алкоголика

В далеком декабре 2001 года в ходе общенациональной конференции Владимира Путина, транслировавшейся в прямом эфире, президент четко определил пути, по которым он пойдет в борьбе с алкоголизмом в России. "Самый плохой - запретительный, по этому пути пошли во времена Горбачева, и результат был обратный ожидаемому, - заявил Владимир Путин. - Для того чтобы отвлечь человека от стакана, надо повысить социальный уровень, уровень благосостояния, чтобы духовные потребности совпадали с материальными возможностями".

Таким образом, было заявлено о том, что российские алкоголики - народ сознательный, даже обладающий духовными потребностями, правда, по нищете своей он не в силах эти потребности удовлетворить, оттого и пьет. Так что до той поры, пока каждый крестьянин из далекой деревни или, скажем, московский слесарь не получит возможности регулярно бывать в театре, государство никаким образом не сможет запретить ему пить, а если и попытается - только хуже будет.

Правда, уже через месяц Совет Федерации усомнился в сознательности если не всех российских алкоголиков, то хотя бы проживающих на Крайнем Севере. На своем первом заседании в 2002 году сенаторы выступили с законопроектом об ограничении продажи алкоголя в районах компактного проживания "малых народов". "Пускай в тайге работают, а не водку жрут в поселке!" - заявил знакомый с обычаями северных народов парламентарий из Эвенкии. Впрочем, мысль заменить северный алкоголизм и смутную духовную потребность здоровым трудом на свежем таежном воздухе так и не получила законодательного оформления.

Еще через полгода в русской сознательности засомневались в Государственной Думе. Народные избранники высказали мысль, достойную классических персонажей Федора Михайловича Достоевского. Они покаялись, что у них самих не хватает сил отказаться от возлияний в буфете, и выступили с предложением раз и навсегда категорически запретить торговать спиртным в здании Думы. Таким образом, было решено, что русский человек (даже и с удовлетворенными духовными потребностями), может, и сознателен, и готов раскаяться в дурных привычках, но отказаться от них самостоятельно - неспособен.

С этим убеждением законодатели и жили до 2005 года, пытаясь повышать социальный уровень граждан, как рекомендовал президент, и надеясь, что алкогольная проблема как-нибудь рассосется.

Показательная борьба с пивом

Впрочем, нельзя сказать, чтобы депутаты совсем уж игнорировали алкогольный вопрос. С того самого 2001 года в Думе регулярно проводились дискуссии о том, что же делать с врагом неявным, но грозным - с пивным алкоголизмом. Главное убеждение депутатов на этот счет состояло в том, что русский человек, привыкший к крепкому алкоголю, пиво и за спиртное-то не считает. А зря.

В прессе все время появлялись публикации о том, что Россия, особенно подростки, катастрофически спиваются из-за того, что пиво можно свободно рекламировать и без зазрения совести пить на каждом углу. Являлись ли эти публикации "антипивным заговором", или же, напротив, "заговором производителей пива" являлось то, что законы, ограничивающие употребление хмельного напитка, хоть и были предложены еще в 2001 году, однако не были окончательно приняты до 2005 года - вопрос смутный.

Тем не менее, в 2004 году что-то произошло с толерантностью депутатов, и они перешли от обсуждения всяких любопытных аспектов пивной рекламы (вроде того, можно ли в роликах пить пиво с удовольствием, а также показывать животных и русских богатырей) к делу. Для начала был все-таки принят закон, ограничивающий рекламу пива, который, впрочем, скорее затрагивал интересы пивных производителей, чем обычных граждан. Однако обычным гражданам было осторожно обещано, что в скором времени им запретят сидеть с бутылочкой пива на лавочке и наслаждаться любимым напитком на глазах у всех.

Ожидалось, что это спровоцирует, как минимум, пивные бунты… Но обещание вызвало совершенно неожиданный эффект. Выяснилось, что русский человек вполне готов осознать вред от пива и употреблять его как водку - стыдясь. Согласно опросам, проведенным сразу после решения запретить распитие пива в общественных местах, 72 процента россиян было полностью согласно с такой инициативой.

Черный год производителей алкоголя

И вот настал злополучный для производителей алкоголя 2005 год (кстати, по стечению обстоятельств - именно в этот год исполнилось 20 лет с начала той самой антиалкогольной кампании Горбачева, которую так осудил президент Путин в начале своего правления).
В мае депутаты, ободренные поддержкой населения, окончательно запретили пить пиво на улице.

А в июле Владимир Путин, выступая на заседании Госсовета, фактически объявил конец толерантному времени в истории российской борьбы с алкоголизмом. Он заявил, что проблема неумеренного употребления спиртного в России все-таки требует пристального внимания власти, так как существующая система контроля за оборотом алкогольной продукции неэффективна. Президент даже помечтал о государственной монополии на продажу спиртных напитков, впрочем, не нарушающей принципы рыночной экономики. В конце он пообещал, что правительство будет поэтапно, однако быстро решать алкогольную проблему. И все завертелось.

В том же месяце в Государственной Думе были приняты поправки к алкогольному законодательству, на которые поначалу мало кто обратил внимание. Однако когда они вступили в силу в 2006 году, стало понятно, что государство отныне пойдет по пути именно насильственного ограничения употребления алкоголя.

Уже в январе сказался первый маленький нюанс, прописанный в поправках - введение новых акцизных марок для крепкого алкоголя. Из-за бюрократических проволочек эти марки не были вовремя напечатаны, в результате почти на месяц в стране остановились вино-водочные заводы.

Последствия второго нюанса - права регионов самостоятельно ограничивать время продажи алкогольной продукции крепостью более 15 процентов - стали очевидны чуть позже. Сначала Москва ограничила розничную продажу алкоголя по ночам. А вслед за этим те самые малосознательные народы севера, в частности, администрация Якутии, запретили продажу алкоголя на отдельных своих территориях. Сбылась далекая мечта эвенкийского парламентера.

Остается ждать, как повлияет этот пример на администрацию остальных регионов страны, неожиданно осознавшую новые, весьма серьезные полномочия. Впрочем, какие бы драконовские меры не принимали регионы - центральная власть при этом останется вне народного гнева. Даже если алкоголь запретят продавать по всей стране - это будет не "сухой закон Путина", а "самодурство" местных начальников.

Отметим, что в ноябре прошлого года в Великобритании было произведено прямо противоположное действие - впервые за несколько десятков лет британским барам разрешили работать по ночам. Спустя три месяца Министерство внутренних дел Великобритании сообщило о значительном сокращении пьяных драк и серьезных преступлений, совершенных гражданами в состоянии алкогольного опьянения.

Екатерина Чекушина

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше