Армения рискнула первой Роберт Кочарян заявил о готовности признать независимость Нагорного Карабаха

После того как переговоры по карабахскому урегулированию в замке Рамбуйе под Парижем в середине февраля завершились полным фиаско, многим из тех, кто возлагал надежды именно на переговорный процесс, пришлось пересмотреть свою точку зрения. Несмотря на в целом благожелательную атмосферу, в которой прошла встреча, и усилия, приложенные посредниками, в первую очередь Францией, Армения и Азербайджан ни на йоту не приблизились к решению проблемы. Обменявшись впоследствии уже традиционными взаимными обвинениями, Баку и Ереван стали ожидать друг от друга если не промашек, то рискованных шагов, чтобы дать на них адекватный ответ. Первым такой шаг сделал президент Армении.

В прошедший четверг Роберт Кочарян предложил своим азербайджанским оппонентам всерьез задуматься над тем, а что, собственно, делать дальше, поскольку нынешние формы диалога по Карабаху, застывшие в этом виде еще лет десять назад, уже никуда не годятся и настало время кардинальных решений. По словам армянского президента, его страна готова де-юре признать независимость Нагорного Карабаха, если переговоры с Азербайджаном снова зайдут в тупик. Впрочем, Кочарян не стал совсем уж сгущать краски и выразился довольно-таки обтекаемо. "Хотя встреча в Рамбуйе не принесла результатов, переговоры продолжаются, и шансы на успех еще есть. Если же переговоры по какой-либо причине зайдут в тупик, это будет наихудший сценарий. Тем не менее, Армения должна быть готова к любому сценарию", - сказал Кочарян в интервью Первому каналу Армянского телевидения.

Как заявил президент, в случае провала переговоров Ереван первым делом признает Нагорный Карабах де-юре Нагорно-Карабахской Республикой, а затем подпишет с этой республикой целый пакет межгосударственных документов, который будет включать в себя договор об обеспечения безопасности народа НКР. Это означает, что любое посягательство на Нагорный Карабах Ереван воспримет как посягательство на саму Армению. Такое взаимодействие, по словам Кочаряна, подразумевает и активизация интеграционных процессов между Арменией и Нагорным Карабахом в оборонной сфере.

Фактически Кочарян поставил азербайджанцам ультиматум - Баку остается или идти навстречу пожеланиям армянской стороны или, уже не отвлекаясь на различные дипломатические маневры, готовиться к войне, поскольку Кочарян, поставив под сомнение территориальную целостность Азербайджана, фактически заявил об аннексии его земель.

Переговоры в Рамбуйе, фото AFP

Переговоры в Рамбуйе, фото AFP

Lenta.ru

Не стоит однако думать, что в Баку заправляют совсем уж безынициативные политики. В конце концов, это Азербайджан считается пострадавшей стороной в конфликте, и местных деятелей вялотекущий процесс урегулирования устраивал еще меньше, чем армян. За день до того как со своими откровениями выступил Кочарян, мыслями по поводу перспектив карабахского урегулированию поделился и его азербайджанский коллега Ильхам Алиев. По его словам, в ходе переговоров с армянской стороной о мирном урегулировании конфликта периодически появляются определенные надежды, однако "неконструктивная позиция Армении приводит к тому, что они исчезают". В этой связи, Азербайджан "должен заново рассмотреть свою политику", отметил Алиев, подчеркнув, что в Баку не исключают и развития событий по военному сценарию.

Если сравнить высказывания двух лидеров, то становится понятно, что Кочарян фактически ответил Алиеву, причем для ответа использовал едва ли не те же самые формулировки. Правда, если азербайджанский президент сделал упор на то, что в случае вооруженного конфликта его страна просто раздавит армян ("ускоренное развитие экономики Азербайджана превращает его в регионального лидера, с которым Армения не может тягаться ни в экономическом, ни в политическом, ни в военном плане") то Кочарян сделал ставку на сам проармянский Нагорный Карабах вместе с которым Ереван будет противостоять агрессивным планам Баку в одной упряжке. При этом, упомянув о признании Карабаха, армянский президент пошел еще дальше своего коллеги из Баку, переведя диалог на совершенно новый уровень.

Тревожные нотки прозвучали не только в выступлениях президентов. На днях посол США в Азербайджане Рино Харниша, комментируя перспективы ближайшей встречи сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта, которая пройдет 7-8 марта в Вашингтоне, заметил, что ожидать прогресса от переговоров в американской столице не стоит.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев, кадр НТВ

Президент Азербайджана Ильхам Алиев, кадр НТВ

Lenta.ru

Азербайджанские политологи считают, что на самом деле позиции Азербайджана и Армении в настоящее время даже совпадают - обеим сторонам нужно пролонгирование конфликта, но для этого общественность нужно время от времени будоражить громкими заявлениями. Аргументация такова: Азербайджан тянет время, чтобы набраться сил и в дальнейшем подавить Армению военной мощью, а в Ереване рассчитывают, что постепенно мировая общественность перестанет видеть в Нагорном Карабахе сепаратистское образование, тем более, что растущая возможность признания Косова может представить Степанакерту дополнительный, а возможно, и главный козырь. Но так было до выступления Кочаряна, а вот теперь азербайджанцам придется готовить ответный ход.

По мнению эксперта из Азербайджана Зардушта Ализаде, азербайджанская армия к войне сейчас абсолютно не готова. "С нынешними коррумпированными генералами-пораженцами войну начинать нельзя", - считает политолог. Его коллега Эльдар Исмайлов также полагает, что "военного конфликта не будет - это однозначно". "Видимо, переговоры действительно зашли в тупик, потому что у сторон нет никаких точек соприкосновения. Боюсь, что вообще уже не может идти речи о продолжении переговоров. Сегодня подходы сторон к проблеме ничем не отличаются от подходов 10-15-летней давности. Что-то не нравится мне сам ход переговоров. По-моему, все это - продолжение оттягивания времени", - заявил Исмайлов.

С моей точки зрения, вопрос о выходе Нагорного Карабаха из состава Азербайджана был во многом оправдан

Первый и последний президент СССР Михаил Горбачев

Если признание Карабаха Ереваном все же состоится или хотя бы возможность этого станет реальностью, Азербайджану придется, по всей видимости, настаивать на расширении формата переговоров, чтобы вовлечь в них те стороны, которые поддержат в споре Баку. Или же попытаться договориться с теми, кто входит в Минскую группу ОБСЕ - Россией, США и Францией. На фоне недавнего визита Владимира Путина в Баку не исключено, что Алиев будет искать поддержки именно у своего северного соседа, более того - многие в Армении встречу в азербайджанской столице расценили как некое предательство со стороны Кремля. Хотя Кочарян на днях заявил, что "наши отношения с Россией, и мои личные отношения с президентом России, исключают подобные вещи".

Но есть еще и США, нескрываемый интерес которых к Азербайджану в связи с возможным вторжением в Иран давно всем известен. Прискорбно, если Карабах станет всего лишь разменной монетой в сложной политической игре посторонних, по сути, держав.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше