Понедельник, 10 июля, объявлен в России днем траура. На всей территории страны будут приспущены государственные флаги, отменены развлекательные мероприятия. Соответствующий указ "Об объявлении траура в связи с авиационной катастрофой, происшедшей в городе Иркутске" президент страны Владимир Путин подписал в середине дня в воскресенье.
А рано утром в воскресенье, в 07:44 по местному времени, в аэропорту Иркутска совершил посадку самолет А-310 авиакомпании "Сибирь" (S7), следовавший рейсом номер 778 из московского аэропорта Домодедово. Самолет приземлился на взлетно-посадочной полосе аэропорта в расчетной точке, пилот сообщил диспетчеру, что посадка совершена. Но затем самолет развернуло, авиалайнер "выкатился" с ВПП и, ударившись о бетонные заграждения, на большой скорости врезался боком в постройки гаражно-строительного кооператива, расположенного рядом с аэропортом. Затем те, кто находился на земле, увидели, как практически полностью разрушившийся фюзеляж самолета и развороченные сильным ударом гаражные боксы охватило пламя. По информации некоторых СМИ, на борту авиалайнера оставалось еще около полтонны топлива.
Впечатления
По словам одного из очевидцев, которому удалось снять первые кадры после катастрофы на мобильный телефон, при аварии были слышны два сильных взрыва. Еще один очевидец катастрофы - Маргарита Светлова, которая находилась в разбившемся самолете. Она рассказала телекомпании НТВ следующее: "Мы стали садиться, сели нормально, всё было гладко. Начали останавливаться, потом снова разгоняться, я думала - взлетаем. Полоса закончилась, нас стало трясти. Мы крылом зацепились, врезались в забор. Было страшно. Начался пожар. Люди стали кричать. Я на минуту сознание потеряла. Потом отстегнула ремень и побежала. Выскочила одна из самых первых. Какой-то мужчина подбежал, открыл дверь, выпрыгнул сам, за ним еще три человека. Трап не надулся. Я тоже выпрыгнула, мне повезло". Также находившийся на борту аэробуса Дмитрий Говорухин рассказал, что когда начался пожар, едкий дым заполнил салон, и люди, которые были возле эвакуационных выходов, спрыгнули на землю по каким-то доскам. Другая свидетельница катастрофы - Татьяна Попова - наблюдала за крушением самолета с балкона собственного дома. "Я услышала дикий гул, потом удар самолета о землю, и поняла, что беда. Сначала горела кабина, потом постепенно загорелся весь самолет. "Пожарки" подъехали, "скорая"…", - рассказала она.
То, что мы умеем...
Пожарным и спасателям достаточно быстро удалось сбить пламя, и началась спасательная операция, которая длилась практически весь день. На место катастрофы прибыли полпред президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин и глава МЧС России Сергей Шойгу, комиссию по расследованию катастрофы возглавил глава Минтранса РФ Игорь Левитин, а во главе областного штаба по ликвидации последствий катастрофы встал и.о. губернатора Иркутской области Юрий Параничев. На место катастрофы своего авиалайнера прибыл также генеральный директор авиакомпании ОАО "Авиакомпания "Сибирь" Владислав Филев, в Иркутск вылетели и представители Европейского авиастроительного концерна Airbus, построившего А-310.В течение всего дня в шесть больниц Иркутска продолжали поступать извлеченные из под обломков самолета и развалин гаражных боксов пассажиры рейса 778. Многие из них с сильными ожогами и переломами были госпитализированы в тяжелом состоянии. Около десятка пассажиров, самостоятельно выбравшись из самолета, разошлись по домам. Некоторые из них затем позвонили в оперативный штаб и сообщили о себе, что значительно облегчило МЧС составление списков пострадавших.
Точное число летевших этим рейсом пассажиров не известно до сих пор. По данным пресс-службы аэропорта Домодедово, на борту находились 202 человека: 193 пассажира и девять членов экипажа. Однако по уточненным данным авиакомпания "Сибирь", рейс обслуживали восемь членов экипажа, а значит, на борту лайнера был 201 человек, и среди них 14 детей моложе 12 лет. А ближе к вечеру воскресенья МЧС РФ обнародовало свои данные. Спасатели выяснили, что рейсом 778 летели трое незарегистрированных пассажиров, которые были взяты на борт "вне списка", и всего на борту аэробуса, по данным МЧС, находились 204 человека.
Список пассажиров разбившегося в Иркутске авиалайнера А-310, опубликованный на сайте авиакомпании "Сибирь" (S7)
Список пассажиров разбившегося в Иркутске авиалайнера А-310, опубликованный Управлением МЧС по Иркутской области
По последним данным МЧС РФ, опубликованным около семи часов вечера (мск) в воскресенье, когда было объявлено, что живых под обломками самолета уже не осталось и спасательная фаза ликвидации последствий катастрофы завершена, среди погибших значились 122 человека (121 тело было обнаружено на месте крушения лайнера, один пассажир скончался в больнице). Еще 70 человек пострадали, 12 числятся пропавшими без вести. По данным оперативного штаба, 56 пострадавших госпитализированы в больницы Иркутска, среди них трое членов экипажа, двое пассажиров, не вошедшие в списки, и шестеро детей, один из которых находится в коме. В основном уцелеть в катастрофе удалось тем, кто находился в хвостовой части самолета.
Среди пассажиров рейса номер 778 были 12 иностранных граждан. В их числе три гражданина Германии, три гражданина Китая, два гражданина Польши, два гражданина Азербайджана и два гражданина Белоруссии. Из них в больницах Иркутска находятся семь пассажиров: оба гражданина Польши, один гражданин Белоруссии (второй гражданин Белоруссии уже был отпущен домой), два гражданина Германии и один гражданин Азербайджана.
На борту самолета А-310 находился начальник Управления ФСБ по Иркутской области генерал-майор Сергей Коряков. Сотрудники ведомства пока не могут установить, выжил ли Сергей Коряков в результате катастрофы. Имя главы УФСБ Иркутской области не значится в списках тех, кто был госпитализирован в местные больницы с места авиакатастрофы.
В списках выживших не значится также и редактор газеты "Комсомольская правда-Байкал" Татьяна Инешина, которая, по данным
телекомпании АС-Байкал, также находилась на борту А-310. На рейс она была зарегистрирована по фамилии мужа - Шестопалова.
Известно, что одной из жертв катастрофы стала 30-летняя дочь известного писателя Валентина Распутина - Мария. Об этом информагентству РИА Новости сообщил брат погибшей.
Работавшие на месте крушения лайнера спасатели доставляли тела погибших в областной центр судебно-медицинской экспертизы. Там в 04:00 по московскому времени предполагается начать процедуру опознания с участием родственников. В этот центр отправляют и фрагменты тел, для опознания которых потребуется специальная экспертиза.
Телефоны "горячей линии" для родственников и близких пассажиров рейса 778 Москва - Иркутск, организованная авиакомпанией "Сибирь"
8 800 200-00-07
(495) 777-9999
(3952) 21-11-29
Телефоны "горячей линии" в оперативном штабе по ликвидации последствий катастрофы
(3952) 26-61-59, 26-61-60.
"Горячая линия" в аэропорту Домодедово
(495) 504-02-99
Круглосуточная телефонная линия по оказанию психологической помощи пострадавшим в катастрофе и родственникам погибших.
(495) 626-37-07
Авиакомпания предоставила родственникам погибших и пострадавшим три ежедневных рейса из Москву в Иркутск по регулярному расписанию (вылеты по расписанию в 21.15, 21.45 и 23.25 в воскресенье и понедельник). По вопросам получения билетов на эти рейсы нужно обращаться по телефонам Оперативного штаба в "Домодедово": (495) 543-99-44, 641-10-54.
Версии
Пока все версии того, что стало причиной крушения уже приземлившегося самолета, могут быть только предварительными. Окончательное заключение эксперты вынесут только после тщательного анализа бортовых самописцев, которые были обнаружены на месте катастрофы еще утром. По словам Игоря Левитина, они будут доставлены в Москву для расшифровки в понедельник. Однако наиболее вероятной версией представляется отказ гидравлической системы тормозов с последующим выходом из строя других систем торможения. Об этом РИА Новости рассказал неназванный источник в комиссии по расследованию причин катастрофы."Данные, имеющиеся на настоящее время в распоряжении комиссии, свидетельствуют о том, что после приземления у самолета, после включения реверса, произошел отказ системы торможения с последующим выходом из строя других механизмов системы. Это привело к тому, что самолет после приземления стал практически неуправляем", - рассказал он, добавив, что после приземления самолет все-таки начал торможение, после чего произошел отказ систем.
Другую версию высказал летчик-испытатель СССР, заслуженный летчик-испытатель Виталий Жильцов. По его мнению, аварию вызвал сбой механизма реверса одного из двигателей, который используется в самолетах такого типа, в частности, для снижения скорости при посадке. "Версий может быть несколько, но наиболее вероятная версия, на мой взгляд, конечно, - это несрабатывание механизма реверса одного из двигателей. Это могло привести к увеличению прямой тяги раскрытия створок и соответственно - сбросить с полосы самолет", - сказал Виталий Жильцов, еще раз подчеркнув, что для авторитетного заключения необходим анализ "черных ящиков".
Специалисты МЧС РФ заявили, что считают одной из возможных причин катастрофы техническую неисправность самолета. "По одной из версий, внутри аэробуса произошло возгорание в то время, когда самолет приземлялся. По другой версии, при приземлении загорелось шасси", - рассказал утром в воскресенье представитель этого министерства.
Эту версию, а также "человеческий фактор" называют в числе наиболее вероятных причин катастрофы и представители Генпрокуратуры РФ. По факту катастрофы пассажирского самолета A-310 прокуратура Иркутской области возбудила уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ ("нарушение правил эксплуатации воздушного судна, повлекшее смерть двух и более лиц"). А расследование катастрофы взял под личный контроль генпрокурор России Юрий Чайка.
Однако хозяева самолета - авиакомпания "Сибирь" (S7) - категорически опровергают две последние версии, заявляя, что следовавший рейсом номер 778 А-310 прошел все необходимые проверки. По данным "Сибири", лайнер А310-300 (регистрация F-OGYP) поступил к ним в 2004 году и последнюю тяжелую форму технического обслуживания C-check, которая проводится раз в 15 месяцев, прошел 12 июля 2005 года на базе компании Lufthansa Technik во Франкфурте-на-Майне. До следующей формы C-check оставался ресурс в 88 дней.
Еще одну форму проверки - A-Check, которую самолеты проходят после каждых 450 часов налета, аэробус завершил 1 июня 2006 года. Она была проведена специалистами компании "С7 Инжиниринг", имеющей сертификат EASA (Объединенных Европейских авиационных властей) на право выполнения технического обслуживания данного типа самолета, в аэропорту Домодедово. После этого самолет налетал еще 365 часов. Проведение очередного A-Check планировалось на середину июля. Но теперь уже это не понадобится.
Последнюю недельную форму техобслуживания Service-check самолет прошел 6 июля в Домодедово на базе "С7 Инжиниринг". Накануне вылета в Иркутск специалистами все той же "С7 Инжиниринг" была проведена дневная форма техобслуживания и предполетная подготовка самолета. Согласно, как утверждает авиакомпания, технической и летной документации, самолет был исправен и годен к вылету.
В ответ на предположение прокуроров, что причина катастрофы может крыться в "человеческом факторе", или, проще говоря, во всем виновата ошибка пилотов, авиакомпания приводит на своем сайте послужной список пилотов, управлявших самолетом:
"Командир воздушного судна - Шибанов Сергей Геннадьевич, пилот 1-го класса, общий налёт 10507 часов. Авиационных происшествий не имел. Второй пилот - Черных Владимир Григорьевич, пилот 1-го класса, общий налёт 9691 час. Авиационных происшествий не имел. Оба пилота - работники Иркутского летного отряда ОАО "Авиакомпания "Сибирь". Экипаж допущен к полётам по 2-й категории ИКАО, что является свидетельством высокого уровня подготовки экипажа", - говорится в официальном сообщении авиакомпанией.
Еще одну версию катастрофы, ответственность за которую в этом случае ложится на администрацию аэропорта Иркутска, утром в воскресенье высказал глава Минтранса Игорь Левитин. По его словам, всему виной могла стать мокрая взлетно-посадочная полоса. "Самолет сел самостоятельно, пилоты доложили, что посадка совершена, после чего связь прервалась", - пояснил он. Министр транспорта сообщил, что, по его данным, полоса была мокрой после дождя и именно это могло привести к тому, что самолет не смог вовремя остановиться.
Не менее неприятной для руководства аэропорта версией является появившаяся в СМИ информация, что взлетно-посадочная полоса аэропорта не соответствует требованиям безопасности. По правилам эксплуатации, за взлетно-посадочной полосой должна располагаться 200-метровая зона, засыпанная гравием. Это необходимо для того, чтобы при аварийной ситуации самолет мог затормозить в этой зоне. Однако, как сообщает Газета.Ру, в аэропорту Иркутска ВПП от ограждения аэропорта и построек отделяют только около 50 метров заросшего травой пустыря.
Кроме того, по данным сайта транспортной газеты "Гудок", в первых числах июля 2006 года администрация международного аэропорта Иркутск начала реконструкцию на взлетно-посадочной полосе. К 2010 году планировалось увеличить длину ВПП на 400 метров. Представитель пресс-службы иркутского аэропорта Евгения Липина, рассказала, что единственная взлетная полоса аэропорта, построенная в 1956 году, последний раз ремонтировалась в 1988-1989 годах. На время реконструкции аэропорт закрывать не планировалось. Работами на ВПП занимается компания "Сибавиастрой", выигравшая тендер среди строительных организаций.
Воскресенье принесло нам новую катастрофу. В стране приспущены флаги. Больницы Иркутска полны пострадавших. Областной центр судебно-медицинской экспертизы полон тел погибших. Их родственников ждет страшный понедельник и необходимость опознавать своих близких. А нам остается дожидаться расшифровки "черных ящиков".