Сентябрь и начало октября привнесли в политическую жизнь России много нового. Настолько, что у наблюдателей на время пропал всякий интерес к предполагаемой "операции Преемник", о которой в начале года, да еще и летом, они так любили рассуждать. 12 сентября правительство Михаила Фрадкова в полном составе было отправлено в отставку, и вскоре новым премьер-министром стал Виктор Зубков. А 1 октября президент РФ Владимир Путин согласился возглавить предвыборный список "Единой России", окончательно смешав две избирательные кампании - осеннюю парламентскую и весеннюю президентскую. За отражением происходящего в СМИ следили "Лента.ру" и "Медиалогия".
Традицию идти в президенты с премьер-министерского поста в свое время заложил сам Владимир Путин, поэтому многие были уверены, что Михаила Фрадкова ближе к выборам сменит настоящий Преемник. Отставка правительства почти за полгода до выборов, да еще и выдвижение на пост второго лица государства мало кому известного руководителя Росфинмониторинга Виктора Зубкова нарушили все ожидания. А после того как сам Путин согласился участвовать в декабрьских парламентских выборах и даже намекнул, что не прочь впоследствии стать премьер-министром при "достойном президенте", стало ясно, что ореол вокруг кресла в Кремле, еще недавно олицетворявшего собой высшую российскую власть, стал стремительно меркнуть. Будущего президента, который займет этот пост в марте 2008 года, уже сейчас называют технической фигурой, чьи функции будут сводиться к тому, чтобы прикрывать своим именем властные полномочия настоящего правителя страны.
Тем не менее именно Зубков, на сегодня - главный возможный претендент в "технические президенты", стал героем сентябрьских рейтингов упоминаемости в СМИ. По абсолютным показателям Путина он, разумеется, не обогнал, зато в относительном измерении сумел приблизиться к нему так, как ранее не удавалось никому из четверки "лидеров" - ни прежнему председателю правительства Фрадкову, ни двум его первым заместителям Сергею Иванову и Дмитрию Медведеву, ни спикеру Государственной Думы и по совместительству лидеру партии "Единая Россия" Борису Грызлову.
По данным информационно-аналитической системы "Медиалогия", сентябрьская доля упоминаний Зубкова на телевидении составила 55 процентов от доли Путина, в радиоэфире - 64 процента, в интернет-СМИ - 44 процента и в печатной прессе - 37 процентов. Для сравнения: прежним "рекордсменом" на телеэкране и на радио по этому показателю был Иванов (28 и 35 процентов соответственно в феврале, когда бывший министр обороны стал первым вице-премьером правительства); в интернет-СМИ с 22 процентами фигурировали все тот же Иванов в январе и Фрадков в течение трех месяцев - с апреля по июнь; и тот же Фрадков в марте сумел "набрать" 27 процентов от президентской доли упоминаний в печатной прессе.
В абсолютных цифрах показатели Зубкова выглядят так. За три неполные недели сентября телеканалы упомянули его 725 раз, причем 379 раз - в качестве главного героя, печатная пресса - 374 раза (186 раз - главное действующее лицо), радиостанции - 667 раз (426) и интернет-издания - 847 (554). А если мы обратимся к индексу информационного благоприятствования (ИИБ - специальному показателю, который разработан "Медиалогией" и учитывает не только количество, но и характер упоминаний политика в СМИ), то увидим и вовсе что-то фантастическое: ИИБ Зубкова в сентябре во всех четырех категориях масс-медиа оказался - страшно подумать - выше президентского! Так, если сентябрьский ИИБ на телевидении у Владимира Путина составил 4104,05 условных единицы, то Зубкову "Медиалогия" выставила 6858,40. Такого за девять последних месяцев не было еще ни разу. Подобный всплеск симпатий к новому премьеру закономерен - для журналистов он человек новый, и большинство публикаций о нем носили, так сказать, представительно-ознакомительный характер. Думается, что уже в следующем месяце все встанет на свои места и Путин вновь займет в рейтинге ИИБ полагающуюся ему первую строчку.
Не забыли журналисты и про освободившего премьерское кресло Михаила Фрадкова. В асболютных показателях он значительно прибавил по сравнению с предыдущими месяцами, но это, по понятным причинам, в последний раз. Так, телеканалы упомянули его в сентябре 272 раза (в августе - 84), печатная пресса - 259 раз (личный рекорд Фрадкова; в августе - 136), радиостанции - 257 раз (еще один личный рекорд; в августе - 77), интернет-СМИ - 456 раз (в августе - 144). Журналисты провожали Фрадкова без злорадства - его ИИБ во всех четырех категориях масс-медиа также значительно вырос по сравнению с предыдущими месяцами, а на телевидении и на радио достиг наибольших значений за все время наблюдения (1584,05 и 362,65 условных единицы соответственно).
Впрочем, в сентябре по всем абсолютным показателям прибавили и остальные участники нашего "рейтинга преемников", хотя их рост нельзя сравнить с взлетом Зубкова. При этом один вице-премьер по-прежнему несколько опережает другого, но кто теперь возьмется сказать, что у Сергея Иванова больше шансов стать следующим президентом, чем у Дмитрия Медведева? В относительных цифрах их положение по отношению к той доле внимания, которую СМИ уделяют Путину, в сентябре практически не изменилось и остается в интервале 15-25 процентов. Если бы президентские выборы были назначены на осень этого года, можно было бы смело говорить о том, что первые вице-премьеры сошли с дистанции, и прочить их непосредственного начальника на пост главы государства. Но до выборов еще много времени, да и реальное отношение СМИ к Зубкову прояснится не раньше, чем в конце октября, когда страсти, вызванные сменой правительства, улягутся.
И все же один важный вывод можно сделать уже сейчас. СМИ принято рассматривать как важный инструмент влияния на умы избирателей, поэтому от того, кто из будущих кандидатов пользуется их наибольшим расположением, во многом, по идее, зависят результаты голосования. Однако современный российский опыт опровергает это предположение. Журналисты в нашей стране знают и могут не больше, чем обычные граждане, и очередные кадровые перестановки, осуществленные Кремлем, ставят их в тупик не меньше, чем прочих рядовых граждан. Вместе со всей страной узнав о замене Фрадкова на Зубкова, они вынуждены были реагировать как простые обыватели - удивляться неожиданности случившегося и по крохам собирать информацию о новом премьере. Ни о каком последовательном формировании избирательной позиции у зрителей, слушателей и читателей речь тут идти не может. Колоссальный интерес к Зубкову, продемонстрированный в сентябре, может смениться полным забвением в январе, если президент еще раз решит сменить главу правительства. И кто знает, о ком журналистам придется писать в следующий раз? "Лента.ру" и "Медиалогия" продолжают следить за событиями.
Дмитрий Иванов