Большой передел В прошедшем году продолжилось перераспределение сфер влияния в мировом медиа-пространстве

Прошедший год в сфере масс-медиа запомнится крупными переменами, участниками которых стали основные представители индустрии как на Западе, так и в России. За океаном медиа-магнаты активно скупали активы конкурентов и разрывали давно сложившиеся партнерства. В России эти же процессы проходили в силовом поле, созданном парламентскими выборами и общим похолоданием атмосферы в стране, что не могло не сказаться на скорости и направленности их протекания.

Большой передел

В 2007 году произошли, по меньшей мере, три события, которые грозят полностью изменить мировое медийное пространство.

В мае стало известно о совершении крупнейшей сделки в истории медиа-бизнеса - канадская компания Thomson Corp. более чем за 17 миллиардов долларов купила активы старейшего информационного агентства Reuters. Результатом этого слияния станет образование информационного агентства Thomson-Reuters. После завершения сделки, которое ожидается в конце 2007 - в первом квартале 2008 года, Thomson-Reuters станет лидером, получив контроль над 34 процентами рынка мировой финансовой информации, и обгонит своего ближайшего конкурента и текущего лидера, агентство Bloomberg (33 процента).

О том, что Reuters получило предложение о поглощении со стороны неназванного инвестора, сообщило само агентство 4 мая. После этого его акции выросли в цене почти на 25 процентов, а рыночная капитализация достигла 7,7 миллиарда фунтов стерлингов (15,3 миллиарда долларов). 7 мая агентство Thomson официально подтвердило свою заинтересованность в покупке, а 15 мая стало известно о том, что руководство Reuters одобрило сделку по продаже своих активов. Крупнейшее информационное агентство возглавит генеральный директор Reuters Том Глосер, а нынешний президент и гендиректор Thomson Ричард Харрингтон после завершения сделки уйдет в отставку.

Штаб-квартира Reuters. Фото с сайта globalgiants.com

Штаб-квартира Reuters. Фото с сайта globalgiants.com

Lenta.ru

В то же время 30 августа крупнейшая американская телекомпания CNN объявила о том, что после 27 лет сотрудничества прекращает работу с Reuters, и добавила, что намерена сфокусироваться на производстве собственного контента и с этой целью будет расширять свою сеть сбора информационных материалов и создавать собственное информационное агентство. Так что не исключено, что вскоре в этом сегменте рынка появится еще один крупный игрок.

Далеко не так гладко, как слияние Thomson и Reuters, прошло другое крупное поглощение 2007 года - покупка австралийским медиа-магнатом Рупертом Мердоком, владельцем компании News Corporation, компании Dow Jones & Co - американской издательской фирмы, специализирующейся на деловой информации, главным активом которой является газета Wall Street Journal (WSJ).

О том, что Мердок предложил за Dow Jones сумму в 5 миллиардов долларов (что почти на 60 процентов превышает стоимость компании), стало известно 1 мая. Эта информация уже на следующий день вызвала подорожание акций Dow Jones на 55 процентов, что, тем не менее, не вызвало восторга у членов семьи Бэнкрофт, более ста лет владеющих компанией и контролирующих 64 процента голосов в совете директоров. Тем не менее, в результате длительных переговоров, сопровождавшихся расколом в семействе Бэнкрофт и появлением других претендентов на Dow Jones, Мердоку все же удалось довести начатое до конца. В ночь с 31 июля на 1 августа стало известно о том, что акционеры Dow Jones официально приняли предложение Мердока о покупке компании. Как выяснилось, медиа-магнат предложил акционерам по 60 долларов за одну акцию, что в сумме составило около 5,6 миллиарда долларов. Это на 65 процентов больше текущей рыночной стоимости компании.

У Мердока большие планы относительно WSJ - у газеты появятся специальные издания в Китае и Индии, а подписка на онлайн-версию станет бесплатной. По подсчетам медиа-магната, при этом Dow Jones потеряет доходы от миллиона платных подписчиков, однако посещаемость сайта вырастет на 10-15 миллионов человек в день. Соответственно, доходы от рекламы должны компенсировать потери от отсутствия платной подписки. При этом главной бизнес-площадкой для WSJ по-прежнему останется США - размер ежедневной американской газеты увеличится на 15-20 процентов, а уикенд-приложение "потолстеет" вдвое.

Руперт Мердок. Фото AFP

Руперт Мердок. Фото AFP

Lenta.ru

Между тем эти планы входят в противоречие с наметившейся в уходящем году тенденцией на уменьшение формата ведущих западных печатных изданий. Так, с 6 августа в формате А3, свойственном таблоидам, начала выходить The New York Times. На такой же шаг пошли и издатели некоторых других газет, объясняя "переформатирование" желанием сделать издание более компактным и, следовательно, более удобным для чтения, а также соображениями экономии.

После покупки Dow Jones принадлежащая Мердоку корпорация News Corporation стала самым дорогим медиа-холдингом в мире, обойдя по стоимости Time Warner и Walt Disney. Ее рыночная капитализация достигла 67,79 миллиарда долларов. Под контролем Мердока теперь находится киностудия 20th Century Fox, телеканал Fox News, газеты The Wall Street Journal, The Daily Telegraph, The Times, The Sun, The New York Post и множество других активов.

Банк "Россия"

Российское медиа-пространство существовало в 2007 году под знаком приближающихся выборов, и этот факт не мог не сказаться на происходивших процессах. С одной стороны, за прошедший год ничего кардинально нового не произошло - крупные игроки продолжали наращивать и перегруппировывать свои активы. Однако главными участниками этого процесса оказались близкие к Кремлю финансовые структуры.

Так, активным расширением своих медиа-владений занимался Юрий Ковальчук, председатель совета директоров санкт-петербургского банка "Россия", которого называют близким другом Владимира Путина. С 2005 года банк "Россия" уже фактически получил контроль над ТРК "Петербург" ("Пятый канал") и газетой "Санкт-Петербургские ведомости". В апреле этого года стало известно о том, что под контроль инвестиционной компании "Аброс" - "дочки" банка "Россия" - перешло 70 процентов акций "Рен ТВ", а 5 ноября указом президента "Петербург - Пятый канал" приобрел статус общероссийского. Таким образом, накануне выборов Ковальчук получил контроль над двумя общефедеральными каналами.

О смене акционеров "Рен ТВ" было официально объявлено через несколько дней после того, как с канала уволился главный редактор Илья Кузьменков. Информационную службу "Рен ТВ" возглавил бывший директор "Радио Россия" Алексей Абакумов, и аналитики предсказывали, что редакционную политику канала ждут серьезные изменения. Однако, несмотря на пессимистические прогнозы, новости "Рен ТВ" пока по-прежнему значительно отличаются от новостей на других федеральных каналах.

В декабре также стало известно о том, что под контроль Ковальчука перейдет и газета "Известия". Кроме того, считается, что акционеры банка "Россия" опосредованно контролируют один из ведущих российских издательских домов - ИД "Комсомольская правда", сделка по продаже которого холдингом "ПрофМедиа" группе компаний ЕСН была завершена весной 2007 года. В июле мажоритарный акционер - группа ЕСН - консолидировала пакет, выкупив 25,05 процента акций у норвежской медиа-корпорации A-pressen. По информации СМИ, за этими сделками стоит действующий в интересах банка "Россия" еще один питерский друг Путина - глава Балтийской медиагруппы Олег Руднов, в начале июля возглавивший совет директоров ИД, а в декабре ставший его крупнейшим акционером.

Иллюстрация Ленты.Ру

Иллюстрация Ленты.Ру

Lenta.ru

Тем временем холдинг "ПрофМедиа", избавившись от ИД "Комсомольская правда", в начале июня объявил о том, что присоединяет к своим теле-активам - национальной телесети "ТВ-3" и мульт-каналу "2х2", который вышел в эфир в апреле - музыкальный телеканал "MTV Россия". Сумма сделки составила около 360 миллионов долларов.

В конце июня сменил владельца и другой музыкальный телеканал - "Муз-ТВ", 75 процентов акций которого выкупил за примерно ту же сумму гендиректор "Газпроминвестхолдинга", владелец ИД "Коммерсант" Алишер Усманов, которому также принадлежит ИД "Секрет фирмы" и 50 процентов акций телеканала "7ТВ". В начале августа стало известно о том, что Усманов консолидировал все свои медийные активы во вновь учрежденной компании "Коммерсантъ Холдинг", в который вошли газета "Коммерсант", журналы "Власть", "Деньги", "Weekend", "Секрет фирмы", "Молоток" и "Автопилот", интернет-издание "Газета.Ru", а также музыкально-информационное радио, которое пока не вышло в эфир.

Уже в сентябре появилась информация о том, что холдинг Усманова приобретет у издательского дома Axel Springer русские версии журналов Forbes и Newsweek, продажи которых наблюдатели ожидают с начала года ввиду убыточности этих проектов. В качестве покупателя также неоднократно назывался еще один крупный медиа-игрок - Издательский дом Родионова (ИДР), но эта информация неизменно опровергалась. Между тем под занавес года свой пост неожиданно решил покинуть главный редактор "Русского Newsweek'а" Леонид Парфенов. Свое решение он объяснил желанием заняться собственными проектами, однако в свете информации о скорой продаже издания все выглядит не так однозначно.

Шерше ля фам

Тем временем ИДР и Axel Springer Russia упоминались в течение года в СМИ скорее не как продавцы и покупатели, а как фигуранты скандальных новостей, причем, по странному совпадению, так или иначе неприятности издательских домов были связаны с женщинами.

Особенно в этом плане отличился ИДР, выпускающий деловые издания "Профиль", "BusinessWeek", глянцевые - "Moulin Rouge", "FHM" и другие журналы. В ноябре ИДР вновь стал объектом пристального внимания Федеральной антимонопольной службы (ФАС), причем, как и в предыдущий раз, из-за рекламных щитов с полуобнаженной Ольгой Родионовой - супругой владельца и гендиректора ИД Сергея Родионова. Судебная тяжба ИДР с ФАС по поводу наружной рекламы журнала Moulin Rouge, которая, по мнению чиновников, оскорбительна и аморальна, тянется с 2003 года. На этот раз антимонопольщикам не понравились щиты с рекламой мужского журнала FHM, на которых изображены Ольга Родионова в шляпе и слоган "FHM - главный мужской печатный орган".

Ольга Родионова на рекламе FHM. Иллюстрация с сайта издания

Ольга Родионова на рекламе FHM. Иллюстрация с сайта издания

Lenta.ru

Однако наибольшее внимание ИДР привлек к себе в связи с другой Ольгой - известной журналисткой Ольгой Романовой, которая в конце мая была назначена главным редактором журнала "BusinessWeek". Однако уже в начале октября Романова была со скандалом уволена с этого поста на основании "недостаточной квалификации". В частности, она якобы регулярно срывала сроки сдачи журнала в типографию, а редакционная политика, проводимая Романовой, не соответствовала формату журнала, предусмотренному лицензионным соглашением. При этом руководство ИДР подчеркивало, что в решении об увольнении Романовой нет никакой "политики", только бизнес.

Сама Романова, уходя, публично обвинила руководство ИДР в уклонении от уплаты налогов с помощью "черных" зарплат и связала свое увольнение с отказом участвовать "в этических и уголовных преступлениях, активно практикуемых в ИД Родионова". Руководство ИД предпочло на обвинения Романовой не реагировать.

ИД Axel Springer Russia в течение всего года фигурировал в новостях в связи со скандалом, разразившимся еще в конце 2006 года и связанным с декабрьским номером русской версии журнала Forbes со статьей о бизнесе супруги московского мэра и главы компании "Интеко" Елены Батуриной.

В феврале Батурина вчинила сразу два иска - один редакции Forbes за то, что та отказалась раскрывать источники опубликованных в скандальной статье сведений, которые Батурина посчитала недостоверными, а второй лично главному редактору Forbes Максиму Кашулинскому, который поплатился за то, что обвинил Батурину в попытке наложить цензурные ограничения на деятельность его издания. Оба иска были на 106 с половиной тысяч рублей каждый - по рублю за каждый экземпляр декабрьского номера. Кроме того, Батурина потребовала опубликовать в журнале опровержение сведений из той пресловутой статьи. Суды сначала удовлетворили оба иска. Однако в ноябре решение по иску к Forbes было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение.

Гламур навсегда

Вообще российские общественно-политические СМИ в уходящем году не могли пожаловаться на отсутствие внимания к своей деятельности со стороны власть предержащих. У журналистов и изданий, в первую очередь региональных, замеченных в симпатиях к оппозиции, или в "неправильной" критике, или просто слишком глубоко копнувших, немедленно начинались неприятности, связанные с правоохранительными и судебными органами.

В редакции приходил с обыском РУБОП и обнаруживал там, например, контрафактное программное обеспечение, после чего все редакционные компьютеры изымались и работа издания фактически прекращалась. Таким образом, например, была закрыта "Новая газета в Самаре", замеченная в активных связях с "Другой Россией". А саратовские журналисты начиная с лета этого года ходят в прокуратуру, как на работу, в связи с уголовными делами по обвинению в клевете, возбужденными в отношении них видными представителями партии "Единая Россия". Последний, наиболее одиозный пример такого рода - высылка из России по решению ФСБ корреспондента журнала The New Times Натальи Морарь, которая в своей последней статье утверждала, будто кампания по выборам депутатов Госдумы финансировалась через "черную кассу" Кремля".

Обложка журнала StarHit с сайта intermediagroup.ru

Обложка журнала StarHit с сайта intermediagroup.ru

Lenta.ru

Между тем в параллельной медиа-вселенной, в мире печатного глянца, в этом году все было как нельзя лучше. Журналы о мире гламура и жизни "звезд" росли, как грибы после дождя, а главными редакторами в них становились сами звезды. Так, например, главредом журнала StarHit был назначен Андрей Малахов, а журнала Viva! - Яна Чурикова. Только вот журналу Gala не повезло - в августе весь редакционный коллектив российской версии журнала, включая главного редактора Машу Гессен, написал заявления об уходе из-за конфликта с издателем. Гессен, по ее словам, попыталась сделать издание более интеллектуальным, а немецкие владельцы настаивают, что их журнал - для женщин, а значит, должен быть ярким и развлекательным. Так что, как оказалось, законы глянца тоже суровы, хоть и без привлечения ФСБ.

А вообще, за редким исключением, российские медиа вполне вписались в предложенные обстоятельства: в новостных выпусках четырех федеральных телеканалов фигурировало еще больше "Единой России", "вестей с полей" и знатных ткачих, тиражи ведущих общественно-политических изданий расходятся в основном в крупных городах, а сами они стали значительно осторожнее в своих публикациях. К тому же их становится все меньше ввиду их нерентабельности - например, в декабре стало известно о приостановке выпуска и переформатировании в городской развлекательный еженедельник газеты "Московские новости". А необъятные просторы страны захлестнули беззаботные и успокаивающие глянцевые волны.

Татьяна Щеглова

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше