На прошлой неделе интернет-журнал The Baltic Course сообщил о грядущем сокращении военных бюджетов прибалтийских государств. Литва, Латвия и Эстония, которые вошли в НАТО в 2004 году, взяли на себя обязательство закладывать военные расходы в размере около 2 процентов от ВВП. Худо-бедно у них это получалось. Но наступивший экономический кризис заставил прибалтов изменить прежние планы.
Наметившаяся тенденция к снижению военных расходов прибалтийских государств возникла впервые за долгое время, поскольку раньше, несмотря на экономические и демографические трудности, все три республики увеличивали свои оборонные бюджеты относительно общего объема ВВП. Как утверждает The Baltic Course, военные чиновники некоторых стран даже не знали, на что истратить эти деньги. Хотя это как раз объяснимо - общий объем оборонных расходов все же не позволял прибалтийским странам кардинально обновить парк техники и вооружения, а в таких случаях приходилось искать "альтернативные" способы укрепления обороноспособности.
Обои и рингтоны
Самые большие нападки по поводу нерационального расходования военного бюджета пришлось выдерживать министру обороны Латвии Винету Велдре. Ранее Велдре, имеющий ветеринарное образование, возглавлял продовольственно-ветеринарную службу Латвии, а затем и министерство здравоохранения. Но если на первом посту он проявил себя весьма эффективно и даже снискал уважение местных крестьян, не желавших отпускать его на повышение, то в качестве главы военного ведомства проекты Винета Велдре вызывали, скорее, открытое негодование оппонентов.
В 2008 году оборонные деньги Латвии частично были потрачены на весьма экстравагантные проекты. Так, около 15 тысяч евро министерство обороны выделило на создание обоев для рабочего стола. Блог главы военного ведомства и рингтоны для мобильных телефонов с музыкой военного оркестра обошлись еще в 35 тысяч. Все это роскошество сегодня доступно на официальном сайте военного ведомства страны.
Но самой дорогостоящей оказалась программа "Информирование общества и развитие соучастия в вопросах государственной обороны". На нее было потрачено почти 7 миллионов евро. В частности, в рамках этой программы военное ведомство страны анонсировало планы по созданию Института по изучению безопасности и обороны, который в качестве еще одного "мозгового центра" армии должен дополнить Национальную академию обороны, бюджет которой составляет около 1 миллиона евро в год.
Общий военный бюджет Латвии относительно общей численности войск является фактически самым большим среди трех прибалтийских республик. В 2008 году он составил 1,93 процента от ВВП, или около 360 миллионов евро. Для небогатого государства сумма весьма внушительная. Особенно если учесть, что численность армии, согласно открытым данным, составляет чуть более 5 тысяч человек, не считая национальной гвардии.
США - 700 млрд.(2009)
Великобритания - 60 млрд. (2008)
Китай - 60 млрд. (2008)
Россия - 50 млрд. (2009)
Германия - 45 млрд. (2008)
Южная Корея - 30 млрд. (2008)
Индия - 25 млрд. (2008-09)
Тайвань - 10 млрд.(2008)
Новая Зеландия - 1,5 млрд.(2008)
Эфиопия - 400 млн. (2008-09)
Другие расходы военного ведомства были не менее экстравагантны. Особенно в сравнении. К примеру, на закупку оружия и амуниции в 2008 году истрачено около 35 миллионов евро. На строительство спортивных объектов выделено более 11 миллионов, и примерно столько же - на форму и экипировку.
При этом, по данным издания Бизнес&Балтия, из числа латвийских бюджетников только военные не высказывали недовольства объемами финансирования. Учителя, медики и полицейские уже открыто демонстрировали свое недовольство. Оборонное ведомство, по выражению издания, "мужественно решает поставленные задачи", главной из которых, судя по опубликованным самими же военными документам, является "уничтожение казенных миллионов".
Латвийские парламентарии уже задумались о целесообразности 2-процентной рекомендации, поскольку при таком расходовании средств выделяемых денег армии даже много. В частности, Линда Мурниеце, бывший министр обороны страны, а ныне - депутат Сейма от оппозиционного движения "Новое время", заявила в интервью Бизнес&Балтия, что "требование выделять 2 процента от ВПП на оборонные нужды страны было целесообразным при вступлении в НATO. Сейчас это уже не категорическое условие, да и прочие страны-участницы его не исполняют".
Самая экономная
Одной из стран, которая упорно игнорирует требования НАТО фактически с момента своего вступления в альянс, остается Литва. Военный бюджет этой страны, в прошлые годы едва превышавший 1 процент от ВВП, или около 400 миллионов евро, в 2009 году сократится еще больше - до 1,01 процента, или на 14 миллионов евро. Хотя ранее в СМИ звучали заявления о планирующемся повышении военных расходов.
При этом долг военного министерства Литвы сейчас составляет 43,5 миллиона евро, а численность военнослужащих литовской армии значительно превосходит латвийскую - около 17 тысяч человек, а также около 90 тысяч резервистов.
Тем не менее, в этом году министр обороны Литвы Юозас Олякас подписал указ, в котором отменил призыв в армию. Таким образом, Литва перешла к практическому плану по созданию профессиональных вооруженных сил. Данный шаг военное ведомство сумело преподнести весьма красиво, что нашло отражение на страницах некоторых СМИ.
К примеру, украинское издание "Подробности" еще в мае 2008 года в таких тонах комментировало переход литовской армии на контрактную основу: "К 2014 году срочников вообще не останется. Бюджет армии в связи с этим ежегодно пересматривают, увеличивая расходы на 10-15 процентов. Но в убытке страна не будет - в Вильнюсе уверяют, что вступление в НАТО принесло финансовые преимущества".
Кроме этого, грядущие перемены сулили литовским военным профессионалам зарплату в 1000 долларов, бесплатное жилье, питание и даже университетские дипломы за счет военного ведомства. Последний бонус, к слову, весьма популярен в западных армиях, которые уже давно перешли на контрактную основу и пытаются искать различные способы, с помощью которых можно заманить призывников.
Дефицит - два военных бюджета
Численность вооруженных сил Эстонии составляет около 5,6 тысячи человек, не считая около 20 тысяч ополченцев, а ее военный бюджет за прошлый год был немногим более 300 миллионов евро.
В 2009 году, согласно планам правительства, он должен составить около 1,9 процента от ВВП и уменьшиться на 20 миллионов. При этом дефицит бюджета самой Эстонии в следующем году может превысить 600 миллионов евро. А это, по самым скромным подсчетам, два годовых военных бюджета страны.
Глава оборонного ведомства Яак Авиксоо уже пессимистично заявил, что армии придется перейти на вынужденный режим экономии. Причем Авиксоо опасается, что, помимо этих уже учтенных сокращений, военный бюджет может быть урезан еще больше. Хотя законных оснований для этого у правительства нет.
Скромно, но с претензиями
Из-за более чем скромного финансирования, нередко сочетающегося с нерациональным расходованием средств, тратить адекватные деньги на перевооружение все три балтийские республики позволить себе не могут. Правда, в 2008 году Литва все же озвучила "амбициозные" планы по переоснащению своих средств ПВО - в перспективе военное ведомство планирует выделить около 45 миллионов долларов на замену советских радаров западными образцами, соответствующими стандартам НАТО.
Новые радары, точная модификация которых не сообщается, будут иметь большую дальность и позволят истребителям НАТО, участвующим в миссии "воздушной полиции" в странах Балтии, более оперативно реагировать на возможные угрозы. В настоящее время литовская армия использует советские радары большой дальности - три Р-37 и три P-18. Два западных образца, оплата за которые будет производиться по частям с 2009 по 2015 год, предназначены для установки на нынешних постах Управления по наблюдению и контролю за воздушным пространством ВВС Литвы.
Эти траты, впрочем, выглядят вполне обоснованными. Ведь небо Прибалтики патрулируют самолеты НАТО, а собственной боевой авиации у всех трех государств фактически нет и наверняка в ближайшее время не будет. Считать серьезной угрозой для кого-либо военно-транспортные самолеты или чешские учебно-боевые L-39 при всем желании сложно.
Грузия - 7,2 (2007)
Колумбия - 5,7 (2008)
США - 4 (2007)
Великобритания - 2,7 (2007)
Россия - 2,6 (2009)
Китай - 1,7 (2007)
Еще об одной сделке прибалты объявили в 2007 году, когда сразу три государства совместными усилиями решили закупить шведские гранатометы Carl Gustaf. Это оружие есть в арсенале многих стран, хотя назвать его новым можно лишь с большой натяжкой - на вооружение гранатомет поступил в 1948 году.
А министерство обороны Латвии в 2005 году даже выступило в качестве спонсора, подарив оружие Ираку на общую сумму около 600 тысяч долларов. В числе переданного вооружения советского производства были 500 автоматов, 500 гранат, 100 ручных гранатометов и 40 пулеметов, а также 120-миллиметровые минометы. Из недавней "спонсорской помощи" можно назвать поставленные Литвой и Латвией автоматы Калашникова Грузии (около 14 тысяч единиц), а также радиооборудование.
Очевидно, что снижение военных расходов стран Балтии связано с экономической ситуацией в мире. А кризис, затронувший многие европейские государства, сказался на прибалтах особенно фатально: если раньше Латвия, Литва и Эстония развивались с ежегодным ростом примерно в 10 процентов ВВП, то теперь о таких темпах можно забыть. В незначительном "плюсе", по данным "Вестей", осталась лишь Литва. Эстония и Латвия ушли глубоко в "минус".
В таких условиях странам остается рассчитывать разве что на помощь и благосклонность США и других партнеров по НАТО, которые и так уже не единожды помогали им "морально и материально". Советское оружие, от которого прибалты когда-то с легкой душой избавлялись, наверняка еще послужит. А его, кстати, на вооружении армий трех республик не так мало.
Андрей Федоров