На прошлой неделе правительство Таиланда приняло решение сократить военные расходы, сэкономив, в том числе, на обновлении авиапарка ВВС. Под сокращение попали шесть истребителей Gripen производства шведской компании Saab, которые, по заверению военных, необходимы для обеспечения оборонных интересов государства. Небольшая партия самолетов, от которой отказался Таиланд, на первый взгляд, не может сказаться на перспективах самого проекта. Но с учетом того, что гордость шведского авиапрома в последнее время преследует неудача за неудачей, демарш Бангкока явно поубавит оптимизма сторонникам истребителя, который шведы продвигают под громким слоганом "Крылья твоей нации" (The Wings of Your Nation).
Судя по сообщениям таиландской печати, решение об отказе от шведских самолетов было принято не из-за недовольства качествами Gripen, а сугубо по экономическим соображениям. В нынешних реалиях это вовсе неудивительно, хотя, как отмечают в военном ведомстве страны, новые истребители сегодня жизненно необходимы ВВС. Устаревшие F-5B/E, которые стоят на вооружении таиландской авиации, будут списаны в 2011 году, а в качестве основных истребителей военные пока используют также не новые американские F-16.
Одноместные JAS 39C Gripen и двухместные JAS 39D Gripen, заказанные в Швеции, должны были стать основной ударной силой таиландской авиации, но вместо двенадцати самолетов Королевским ВВС предстоит ограничиться лишь шестью. Со стороны руководства оборонного ведомства Таиланда уже прозвучали резкие заявления по поводу этого решения.
Но у компании Saab, равно как и самих шведов, причин для оптимизма еще меньше, чем у таиландских военных. Gripen, который, по оценкам многих экспертов, является весьма достойным истребителем, все чаще оказывается в числе проигравших, не выдерживая растущей конкуренции на рынке боевых самолетов. На смену четвертому поколению неумолимо приходит пятое, а ставка на более низкую стоимость не всегда приносит результат, поскольку соперничество в этом сегменте также возрастает. В такое время даже небольшая экспортная партия самолетов является значительной.
В конце прошлого года производитель Gripen получил неприятные известия из соседней Норвегии, рассматривавшей возможность приобретения шведских самолетов. Руководство страны предварительно остановило выбор на многоцелевом истребителе пятого поколения F-35 Lightning II, который разрабатывается в рамках международного проекта Joint Strike Fighter.
Осло уже инвестировало в него около 100 миллионов долларов, однако из-за разногласий с производителем в профессиональной среде муссировались слухи о выходе норвежцев из проекта. В таком случае они вполне могли остановить свой выбор на истребителе соседней Швеции. Однако этого, судя по всему, не произойдет.
В августе 2008 года Швеция направила предложения о поставке аналогичных 85 истребителей следующего поколения Gripen NG (Next Generation) Нидерландам. От предыдущих модификаций Gripen этот самолет отличают более мощный двигатель, усиленные шасси, топливные баки с увеличенным на 40 процентов объемом, радиолокационная станция с активной антенной решеткой электронного сканирования, а также усовершенствованные средства связи и дополнительное вооружение.
Помимо этого, Saab пообещала поставить заказчику запасные части и тренажеры, предоставить сервисные услуги и организовать обучение специалистов. Но голландцы также отдали предпочтение американскому F-35. И хоть планы по приобретению крупной партии боевых самолетов пока столкнулись с серьезными политическими препятствиями, шансов на то, что Нидерланды пересмотрят это решение в пользу шведского истребителя, немного.
Тем не менее, в августе 2008 года группа голландских политиков, включая министра обороны и членов профильного парламентского комитета, посетила Швецию, где гостям продемонстрировали гордость шведского авиапрома. Saab еще раз предложила своим пока еще не состоявшимся партнерам партию истребителей на весьма привлекательных условиях. Правда, на этот раз - из 48 самолетов.
Макс. взлетная масса 14000 кг
Макс. скорость 2130 км/ч
Практич. потолок 15240 м
Дальн. полета с б/нагрузкой 800 км
Длина 14,1 м
Высота 4,5 м
Размах крыла 8,4 м
Еще одним потенциальным покупателем Gripen NG может стать Дания. Однако, по мнению экспертов, шансы получить этот контракт у шведского самолета также минимальны. Ожидается, что решение по этому вопросу будет принято уже в 2009 году.
Gripen также является участником двух крупных оборонных тендеров, объявленных Индией и Бразилией. Индийцы намерены закупить до 190 самолетов, однако конкуренция в этом состязании более чем велика. Помимо Gripen NG, в тендере участвуют российская корпорация "МиГ" с Миг-35, европейский концерн EADS с Eurofighter Typhoon, французская Dassault Aviation с Rafale, а также американские Boeing и Lockheed Martin, представившие самолеты F/A-18E/F и F-16C/D соответственно.
Бразилия планирует закупить у иностранных производителей 36 боевых самолетов. На данном этапе в тендере остались три претендента - американский F-18 E/F Super Hornet, французский Rafale и Gripen NG. Eurofighter Typhoon и российский Су-35 были исключены из конкурса в конце прошлого года.
Очевидно, что победа в бразильском тендере может стать неплохим подспорьем для шведского самолета, а индийский контракт так и вовсе был бы для него настоящим спасением. Впрочем, несмотря на оптимизм шведов, реальных шансов на победу у Gripen не так уж много.
Возможным покупателем Gripen может стать Швейцария, планирующая выбрать новые самолеты для замены F-5 Tiger. Здесь у шведов два традиционных конкурента - французский Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon. Все три самолета швейцарские военные уже успели оценить на практике. Однако на стороне Gripen с недавних пор оказались не технические или финансовые, а политические факторы. Они связаны тем, что Берн недоволен давлением со стороны некоторых европейских стран на швейцарские банки.
По иронии судьбы, Франция и Германия, являющиеся производителями истребителей-конкурентов (Германия участвует в проекте Eurofighter Typhoon, а Dassault Rafale является французским самолетом) вызвали критику местных националистов своей агрессивной политикой по отношению к Швейцарии. Из-за этого Берн пока приостановил реализацию программы. Не исключено, что это добавит шансов шведскому самолету.
В настоящее время, по данным из открытых источников, на вооружении ВВС различных государств стоят около двухсот истребителей типа Gripen. Подавляющее большинство этих самолетов заказано вооруженными силами самой Швеции. 14 самолетов с 2005 года находятся в лизинге у Чехии, которая недавно объявила о решении выкупить их. Столько же самолетов арендовала Венгрия. Еще одним заказчиком является ЮАР, которая в перспективе должна получить 28 шведских истребителей. И все же для самолета, совершившего первый полет более 20 лет назад и с тех пор прошедшего несколько стадий усовершенствования, такие показатели являются весьма скромными.
Потребности ВВС своей страны, может, и позволят истребителю определенное время оставаться на плаву, но в число лидеров рынка его явно не выведут. В то же время экспортные поставки Gripen пока выглядят весьма туманно. Ведь не секрет, что в вопросах поставки вооружений большую роль играют не только технические и экономические, но и другие, субъективные факторы. Швеции они далеко не всегда на пользу.