Украина, один из крупнейших покупателей российского природного газа, в 2010 году планирует сократить закупки газа в России вдвое - до 25 миллиардов кубометров. Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко заявила, что сделать это Киеву позволит внедрение энергосберегающих технологий. При этом Тимошенко совершенно не смущает тот факт, что ее планы впрямую нарушают подписанные в начале 2009 года газовые соглашения с Россией. Впрочем, контракт "Нафтогаза Украины" и "Газпрома" уже можно считать недействительным.
Российским властям и Юлии Тимошенко, похоже, вновь придется решать газовый вопрос за столом переговоров. Лично. Плохо то, что новый пересмотр газовых контрактов, похоже, состоится в самый разгар кампании по избранию украинского президента, что выведет газовую программу в список приоритетных предвыборных тем.
Она одна, одна такая
Тимошенко, которая является одним из основных претендентов на пост президента страны, ранее довольно ловко удавалось улаживать с Москвой спорные вопросы по газу. В российском правительстве предпочитали вести дела с украинским премьером, как с меньшим из двух зол - президент Виктор Ющенко для таких переговоров не годится в принципе. Однако затем Тимошенко продемонстрировала, что умеет не только договариваться с Москвой, но и идти наперекор интересам соседа, преследуя свои выгоды. Речь идет о подписании газовой декларации с Евросоюзом, которая взбесила московский политикум весной 2009 года.
Осенью Тимошенко предстоит решить, пожалуй, одну из самых серьезных российско-украинских газовых головоломок за всю ее карьеру. Премьер, по сути, намерена пересмотреть контракты с "Газпромом", подписанные с ее же участием в начале года. Собственно говоря, пересмотр контракта уже начался с молчаливого согласия российской стороны, которая не может, а возможно, и не желает попрекнуть Украину, чтобы не начать новое газовое противостояние с Киевом.
Газовый вопрос может стать одной из карт и в руках Кремля, который августовским заявлением Дмитрия Медведева уже обозначил для себя аутсайдера украинских выборов. Кого именно поддержит Москва на выборах президента Украины, неизвестно. Похоже, что российские власти решили вообще дистанцироваться от этого вопроса, ведь среди кандидатов пророссийски настроенных политиков вообще нет. Зато Кремль может дать или не дать фору Тимошенко, как более-менее прагматично настроенному политику, позволив ей увезти в Киев новый газовый контракт.
По крайней мере, альтернативы на переговорах Тимошенко пока нет, поэтому украинский премьер, прекрасно это понимая, уже готовит для них почву. 19 августа по инициативе украинской стороны уже состоялся телефонный разговор между главами правительств России и Украины. В частности, стороны обсуждали и вопросы энергетики. Юлия Тимошенко и Владимир Путин также могут встретиться в Польше 1 сентября, куда главы правительств двух государств прибудут по приглашению премьер-министра этой страны.
Двум политикам есть что обсудить, ведь именно им придется решать газовый вопрос. Дело в том, что изменить годовые объемы по соглашению сторон можно, но такое соглашение должно появиться за полгода до начала поставок. По данным российских СМИ, стороны такие переговоры пока не проводили.
Без бумажек
Тимошенко, выступая во Львове на собрании Всемирного конгресса украинцев, заявила, что Украина в 2010 году намерена сократить закупки газа в России почти на четверть - до 25 миллиардов кубометров с 33 миллиардов, планируемых к закупке в текущем году.
В этом утверждении украинского премьера содержится как минимум несколько странностей, которые противоречат ранее подписанным Москвой и Киевом документам.
Обычно Украина потребляет примерно 70 миллиардов кубометров топлива в год, из которых самостоятельно добывает около 20 миллиардов. В 2008 году страна закупила у "Газпрома" 52 миллиарда кубометров топлива.
В 2009 году Украина изначально планировала импортировать около 40 миллиардов кубометров российского газа, однако уже весной, когда кризис проявился наиболее серьезно, Киев заговорил о необходимости сократить закупки до 33 миллиардов кубометров, большая часть из которых пойдет в подземные хранилища. "Газпром" на это не согласился, но Украине, как оказалось, разрешение и не было нужно.
Подписанный в январе "Нафтогазом" и "Газпромом" контракт предусматривает поставку на Украину в первом квартале 2009 года 5 миллиардов кубометров, во втором - 10, третьем - 12 и четвертом - 12,5 миллиарда кубометров газа. В контрактах также прописано, что в случае, если Украина выбирает меньше 80 процентов законтрактованного топлива, то российский концерн может оштрафовать "Нафтогаз".
Российская сторона этим своим правом пока не воспользовалась, хотя с начала года Украина из квартала в квартал закупает у "Газпрома" меньшие объемы газа, чем те, что предусмотрены контрактом. В первом полугодии, к примеру, было закуплено лишь 8,5 миллиарда кубометров газа вместо 17-ти. В Киеве утверждают, что в третьем квартале закупят 9-10 миллиардов кубометров. Таким, образом, в четвертом квартале, чтобы выполнить контрактные обязательства, "Нафтогазу" придется закупить более 20 миллиардов кубометров газа, что попросту нереально. "Газпром" физически не сможет перекачать за три месяца такой объем топлива. Видимо, Киев действительно не планирует импортировать больше 33 миллиардов кубометров газа в 2009 году.
Это означает, что контракт не будет исполнен, но штраф, который "Газпром" получит право выставить "Нафтогазу", способен попросту обанкротить украинский концерн. Тимошенко этот вопрос не смущает. Более того, украинский премьер, похоже, считает этот вопрос закрытым и уже говорит о пересмотре контракта на следующий год. 25 миллиардов кубометров импортного газа – это наполовину меньше объема в 52 миллиарда кубометров, который предусмотрен договорами "Нафтогаза" и "Газпрома" на 2010 год.
По мнению "Нафтогаза", снижение объемов импорта в 2010 году может быть вызвано сокращением потребления топлива предприятиями страны. "Украинская экономика ощущает последствия экономического кризиса, и пока мы не наблюдаем роста объемов потребления газа", - цитирует Reuters представителя украинской компании.
Промышленное производство Украины упало в текущем году примерно на 30 процентов к уровню прошлого года, валовый внутренний продукт сократился в первом квартале на 20,3 процента, во втором - на 18 процентов. По прогнозу Всемирного банка, в 2009 году экономика Украины сократится на 15 процентов. По прогнозу Тимошенко, уже в 2010 году ВВП Украины вырастет на 3 процента.
Логично было бы предположить, что Украине в 2010 году понадобится столько же газа, сколько и в 2009 году. Не логично, утверждает украинский премьер. Однако почему в год, когда экономика страны начнет восстановление, потребность в импортном топливе должна столь резко снизиться, Тимошенко не пояснила.
Более того, слова украинского премьера, по информации газеты "Время новостей", противоречат расчетам "Нафтогаза", который подсчитал, что в следующем году Украине потребуется закупить 33 миллиарда кубометров газа. Издание поэтому предположило, что украинский премьер "могла оговориться или округлить число".
Частично импортный газ Киев сможет заместить тем топливом, что Украина добывает самостоятельно: внутренняя добыча в январе-июле 2009 года на Украине выросла на 1,8 процента - до 11,4 миллиарда кубометров. Кроме того, по словам Тимошенко, Украина сократит импорт дорогого газа благодаря активному внедрению энергосберегающих технологий, а также использованию альтернативного топлива, к примеру угля.
Советник Тимошенко по топливным вопросам Александр Гудыма пояснил газете "Ведомости", что Украина может использовать в качестве замены газу – солому. По его словам, только в 2009 году страна соберет 45 миллионов тонн урожая зерна, что даст более 40 миллионов тонн соломы, около 10 процентов от которой пойдет на корм скоту. Остальное, по словам Гудымы, - тепловой эквивалент почти 10 миллиардов кубометров газа. Впрочем, работать на соломе украинские предприятия смогут еще очень нескоро.
"Еще три года, и мы будем иметь собственный уран. Независимость энергетическую мы вырвем, кто бы нам ни мешал это делать", - утверждала в предвыборном угаре Тимошенко во Львове. Но пока все же придется пользоваться газом, поэтому украинский премьер и полетит в Польшу 1 сентября.