Спортивный арбитражный суд в Лозанне дисквалифицировал 29-летнего испанского велогонщика Альберто Контадора - трехкратного победителя "Тур де Франс", двукратного победителя "Джиро д'Италия" и победителя "Вуэльты". Контадор отстранен от спорта на два года и лишен титула чемпиона "Тур де Франс" 2010 года.
Велоспорт много лет считался одним из самых допинговых видов спорта. Долгое время использование гонщиками запрещенных препаратов было негласной нормой, а борьба с допингом в велоспорте проходила по формуле "пчелы против меда". Однако в начале XXI века организаторам велогонок пришлось взяться за нарушителей всерьез: спонсоры, не желавшие ассоциировать свои бренды с допинговыми скандалами, начали отказываться от финансирования гонок, и для велоспорта вопрос борьбы с допингом стал вопросом выживания.
В 2011 году французская газета L'Equipe опубликовала список участников "Тур де Франс" 2010 года, каждому из которых был присвоен рейтинг от 0 до 10. Чем выше рейтинг - тем выше, по данным UCI, вероятность, что спортсмен применяет допинг. Контадор получил пять баллов, Денис Меньшов - девять, а олимпийский чемпион Пекина Фабиан Канчеллара - ноль.
Насколько эффективно у антидопинговых органов получается очищать велоспорт, сказать трудно. Времена, когда гонщики перебивались со стероидов на стимуляторы, уже позади - это факт. Однако факт и то, что с 1995 года подозрений в применении допинга избежали только два чемпиона "Тур де Франс" - испанец Карлос Састре, который выиграл гонку в 2008 году, и победитель 2011 года австралиец Кэдел Эванс (и то в последнем случае правильнее сказать "пока избежал подозрений").
Контадор выигрывал "Тур де Франс" в 2007, 2009 и 2010 годах, и последняя победа принесла ему больше огорчения, чем радости. Дело Контадора тянется уже полтора года: запрещенный кленбутерол обнаружили в допинг-пробе, взятой у спортсмена во время французской веломногодневки в июле 2010 года. В августе о результате допинг-теста узнал сам Контадор, месяц спустя - весь мир.
Кленбутерол - не самый современный (запрещен с 1992 года), но довольно часто применяемый препарат. Считается, что он помогает сжигать жир и наращивать мышечную массу. Второе качество сделало кленбутерол популярным среди фермеров: вещество добавляют в корм свиньям и крупному рогатому скоту, чтобы побольше заработать на продаже мяса. В Евросоюзе кормить животных кленбутеролом запрещено, но недобросовестные производители мяса этот запрет иногда игнорируют.
На этом факте Контадор и построил свою защиту. Спортсмен заявил, что во время "Тур де Франс" он ел мясо, специально привезенное из Испании. По словам Контадора, кусок телятины, купленный другом велогонщика на родине, мог быть "заражен" кленбутеролом, который затем попал в организм спортсмена. Само по себе это объяснение выглядело не слишком убедительным, но в пользу Контадора говорила концентрация кленбутерола в допинг-пробе: она оказалась очень низкой. С медицинской точки зрения, вещество действительно могло попасть в организм Контадора после того, как гонщик поужинал "неправильным" стейком.
Заявления Контадора дали любопытный эффект: слова гонщика вызвали возмущение Испанской ассоциации производителей говядины. Производители мяса заявили, что запрещенными препаратами они животных не кормят, потребовали провести расследование, а Контадору посоветовали обратиться в суд, если он действительно хочет разобраться в случившемся.
В спортивной юридической практике положительная допинг-проба по умолчанию считается свидетельством вины атлета. Для того чтобы избежать дисквалификации, спортсмену нужно представить доказательства того, что запрещенный препарат попал в его организм случайно. И слов обычно бывает недостаточно.
Тем не менее, Испанской федерации велоспорта объяснений Контадора хватило. В январе 2011 года велогонщика дисквалифицировали на год (то есть на срок вдвое меньше обычного), но спортсмен подал апелляцию, и уже через месяц наказание отменили. Контадор пообещал больше не есть мясо, вернулся в велоспорт, занял пятое место на "Тур де Франс" - 2011 и выиграл "Джиро" - в общем, провел довольно успешный год.
Но на этом дело не закончилось. Вердиктом испанской стороны остался недоволен Международный союз велосипедистов (UCI). Президента этой организации Пэта Маккуэйда особенно возмутило, что в Испании дело Контадора стало политическим: свое мнение по поводу случившегося выразил даже премьер-министр Хосе Луис Родригес Сапатеро, который заявил, что для наказания гонщика нет оснований. По словам Маккуэйда, Сапатеро вмешиваться в ход дела не следовало.
Сообщалось, что в пробе Контадора, помимо кленбутерола, нашли следы пластика, из которого делаются пакеты для переливания крови, а также пластификатор - вещество, использующееся, в частности, в производстве капельниц. СМИ подозревали, что гонщику сделали переливание крови (эта процедура запрещена), а кленбутерол содержался в плазме, которую переливали Контадору. Суд эту версию отверг - скорее всего, запрещенное вещество содержалось в пищевой добавке, которую употребил гонщик.
UCI и Всемирная антидопинговая организация (WADA) подали апелляцию в Спортивный арбитражный суд, который потребовал от Контадора подробных объяснений результата допинг-теста. Гонщик рассказал, где и при каких обстоятельствах было куплено мясо. Поставщиком телятины оказался фермер Лусио Карабиас. Адвокаты Контадора указывали, что брат Карабиаса, скончавшийся в 2010 году, в 1996 году добавлял в пищу животных кленбутерол и впоследствии был признан виновным в нарушении законов ЕС.
Доказательств того, что Лусио Карабиас по примеру брата кормит своих коров кленбутеролом, как и образец "некачественного" мяса, Контадор представить не смог. В 2009 и 2010 году ветеринары провели на ферме Карабиаса несколько проверок и ни разу не выявили нарушений. Поэтому суд счел объяснения спортсмена недостаточными и дисквалифицировал его на два года. Срок дисквалификации закончится 5 августа 2012 года - это означает, что испанец не выступит ни на "Тур де Франс", ни на Олимпийских играх в Лондоне.
"Это печальный день для нашего спорта. Некоторые могут подумать, что это победа, но это совсем не тот случай. Когда дело касается допинга, победителей не бывает", - подвел итоги разбирательства Маккуэйд.
Не порадовал исход дела и гонщика Энди Шлека из Люксембурга. Именно к нему после дисквалификации Контадора перешел титул победителя "Тур де Франс" 2010 года (серебряным призером многодневки стал россиянин Денис Меньшов). "Мне грустно из-за Альберто, - заявил Шлек. - Я всегда верил в его невиновность".