21 февраля суд постановил начать розыск имущества отбывающего пожизненный срок экс-милиционера Дениса Евсюкова. Если имущество будет найдено, оно может быть использовано для выплаты компенсаций двум потерпевшим, которые еще не оставили надежды получить деньги за пережитые неприятности. С момента вынесения приговора прошло два года, с момента совершения преступления - почти три года.
Евсюков был признан виновным в убийстве двух человек и покушении на убийство 22 человек (семеро из которых получили ранения). Таков итог беспричинной стрельбы, открытой начальником московского ОВД "Царицыно" в ночь на 27 апреля 2009 года. Напомним, Евсюков подъехал на такси к магазину "Остров" на Шипиловской улице. Он застрелил таксиста, затем вошел в магазин и убил продавщицу, после чего стал стрелять по покупателям.
По неподтвержденным данным СМИ, МВД РФ еще до того, как Евсюкова приговорили к пожизненному сроку, выплатило компенсации родственникам двоих погибших. Размер компенсаций журналистам неизвестен. Кроме того, после вынесения приговора суд удовлетворил два гражданских иска. Во-первых, с экс-милиционера взыскали 4,8 тысячи рублей в пользу сети аптек "Ригла". В такую сумму владельцы аптеки оценили дверцу шкафа, разбитую шальной пулей, и хранившиеся в этом шкафу антицеллюлитные препараты. Кроме того, Евсюкова обязали заплатить 120 тысяч рублей гражданской жене убитого таксиста. Во столько оценена стоимость ремонта автомобиля. Были ли деньги в итоге действительно уплачены, неизвестно.
Почти все раненые тоже попытались добиться компенсаций - гораздо более крупных. Они разделились на две группы - интересы Ильи Герасименко и Луизы Салиховой представляют адвокаты коллегии "Трунов, Айвар и партнеры", а интересы Алены Дудаль, Антона Кондакова и Ольги Бедновой - правозащитная ассоциация "Агора". Также сообщалось, что иск с требованием 4,5 миллиона рублей подала некая Лиза Мухаметдинова. Однако СМИ быстро перестали упоминать ее, зато начали упоминать Салихову. Похоже, что это одна и та же девушка, просто она вышла замуж и сменила фамилию. В пользу этого предположения говорит тот факт, что в обоих случаях речь идет о компенсации за ранение в голову.
Герасименко и Салихова проявляют гораздо большую активность, нежели Дудаль, Кондаков и Беднова. Они успели потребовать по нескольку миллионов рублей от МВД, Минфина, Департамента финансов при правительстве Москвы и Федерального казначейства. Их адвокаты пытались доказать, что МВД или бюджетные органы обязаны отвечать за действия Евсюкова. Представители властей, в свою очередь, говорили, что милиционер в момент преступления находился не при исполнении обязанностей. Первоначально указывалось даже, что Евсюков пользовался не табельным оружием. Но потом обвинения в незаконном хранении оружия с него были сняты. Означает ли это, что стрельба велась все же из табельного пистолета, разъяснено не было.
Потерпевшие до последнего оттягивали тот момент, когда им пришлось обратиться с претензиями к самому Евсюкову. Лишь в январе 2012 года, после множества неудачных попыток получить деньги от государства, Салихова и Герасименко подали иск к экс-милиционеру. Девушка требует 2 миллиона 28 тысяч рублей, а молодой человек - 2 миллиона 115 тысяч рублей. 21 февраля Нагатинский суд Москвы попытался начать слушания, однако рассмотрение иска по существу не состоялось. Неожиданно выяснилось, что Евсюков успел отказаться от адвоката, да и вообще, возможно, не знает о требованиях потерпевших. Экс-милиционер отбывает наказание в колонии "Полярная сова" за полярным кругом. "Переписка с Ямало-Ненецким округом это дело небыстрое и практически безнадежное", - заявил судья. Он сказал, что заключенного попробуют известить об иске телефонограммами.
Тем не менее, один вопрос в рамках заседания решить удалось. Адвокат Людмила Айвар подала ходатайство о розыске имущества Евсюкова. Суд согласился направить соответствующие запросы в Росреестр, ГИБДД и Кадастровую палату России. Также будет проверено имущество жены Евсюкова, экс-участницы группы "Стрелки" Карины Тонаканян. Бывший милиционер имеет долю в совместно нажитом имуществе. Глава адвокатской коллегии Игорь Трунов сказал "Ленте.ру", что, по его сведениям, на момент совершения преступления у Евсюкова имелись в собственности квартира, машина, дача и земельный участок.
По словам Трунова, путем подачи иска к Евсюкову потерпевшие и их адвокаты фактически выполняют функцию государства. По мнению Трунова, в соответствии с Конституцией РФ и гражданским законодательством государство должно из бюджета компенсировать ущерб, нанесенный любым чиновником. А уже затем государство должно заставить чиновника вернуть в бюджет затраченные деньги. Однако власти отказались выполнять эту работу, и адвокатам приходится истребовать деньги с Евсюкова самостоятельно.
Адвокат Александр Васильев, не имеющий отношения к делу Евсюкова, в разговоре с "Лентой.ру" в целом положительно оценил решение коллег. По словам Васильева, данный случай не уникален - получить компенсацию от государства потерпевшим обычно удается, лишь если сотрудник правоохранительных органов в момент преступления совершенно очевидно находится при исполнении. Если же существуют хотя бы какие-то сомнения, компенсация возлагается только на преступника лично.
Дохода пожизненно осужденные практически не имеют. Они содержатся в камерах поодиночке или по двое, и их могут обеспечить заработком, лишь если руководство колонии найдет работу, которую можно выполнять в камере. И даже если это случается - заработок очевидно не подходит для выплаты миллионных компенсаций (по данным ФСИН, средний дневной заработок заключенных в РФ составляет 165 рублей). А вот имущество пожизненно осужденных остается в их распоряжении. Они могут выдавать на него доверенности, могут воспользоваться им в случае помилования (возможном после отбытия 25 лет), а значит - оно может также быть изъято для выплаты компенсаций.
Однако Васильев отметил, что сотрудники МВД очень редко регистрируют имущество на себя лично. Что касается имущества Карины Тонаканян, то, по словам адвоката, очень многое зависит от конкретики. Возможно, долю Евсюкова действительно удастся вычленить из совместно нажитого имущества, а возможно, какие-то тонкости этому помешают.
В ближайшее время в Госдуму РФ планируется внести законопроект "О потерпевших от преступлений". Согласно этому документу, в России может быть создан Национальный компенсационный фонд, из которого будут выдавать компенсации пострадавшим от тяжких преступлений. В фонд будут поступать деньги, полученные от штрафов, от реализации преступно нажитого имущества или от конфискации (которую планируется возвращать в российское законодательство).
Тонаканян в последний раз беседовала с журналистами в июле 2010 года (через пять месяцев после вынесения приговора). Она дала интервью изданию Life News. Жена осужденного заявила, что по-прежнему любит Евсюкова, намерена сохранить брак и, возможно, даже родить ребенка. Она подчеркнула, что пытается устроиться на работу, но не может из-за дурной репутации супруга. "У всех вокруг сложилось предвзятое отношение к нашей семье. Я не виновата в том, что произошло! Но ведь никому ничего не докажешь", - пояснила Тонаканян. Когда журналист спросил, на какие деньги она живет без работы, женщина ответила: "Это не важно". С тех пор жена Евсюкова не беседовала с прессой, поэтому неизвестно, как сложилась ее жизнь, где она живет и работает.
Зато где живет сам Евсюков, известно точно. Колония "Полярная сова" расположена на территории поселка Харп на 60 километров севернее полярного круга. Лимит наполнения колонии - 1014 мест, сейчас там отбывают наказание около 400 осужденных. С октября по февраль включительно средняя температура воздуха в данной местности составляет 40 градусов ниже нуля, лед с реки Собь сходит в конце мая, лето как таковое длится только один месяц - июль. Ближайший город, Лабытнанги, расположен в 30 километрах от Харпа. Приговоренные к пожизненному заключению покидают камеры лишь на 1,5 часа в день - это время прогулки, проходящей в одиночестве. Пищу заключенным подают в камеры, на водные процедуры их отводят один раз в неделю. За пределами камер заключенные всегда находятся с руками, скованными за спиной.
Как стало известно журналистам, в январе 2011 года ассоциация "Агора" направила в "Полярную сову" запрос о доходах Евсюкова. Однако за четыре месяца на запрос так и не ответили. В мае в колонию за комментарием обратился журналист газеты "Московские новости", но ему сказали, что начальник учреждения Вячеслав Козловский находится в отпуске (интересно, что когда в июне 2010 года в колонию приезжал адвокат заключенного Николая Королева, он не смог побеседовать с Козловским по той же причине). Однако в канцелярии колонии "Московским новостям" сказали, что ответ "Агоре" о доходах Евсюкова был отправлен в феврале. В канцелярии предположили, что письмо могло не дойти по вине "Почты России". На почте журналистам заявили, что претензии "являются безосновательными, поскольку сам факт отправки нерегистрируемого отправления достоверно не подтвержден".
В общем, судья Нагатинского суда был прав насчет того, что переписка с "Полярной совой" - "дело небыстрое и практически безнадежное". Колония эффективно выполняет не только функции по защите общества от преступников, но и по защите преступников от тех вопросов, которые остались к ним у общества.