Трем предполагаемым участницам Pussy Riot - Надежде Толоконниковой, Екатерине Самуцевич и Марии Алехиной - Таганский суд Москвы продлил арест на один месяц. Девушки останутся под стражей до 24 июля, при том что предварительное расследование их дела завершилось еще 4 июня. Тем временем свою поддержку Pussy Riot выразили самые разные люди по всему миру: от Чулпан Хаматовой и министра иностранных дел Чехии до американской панк-группы Anti-Flag и Никиты Джигурды.
Внутри
Решение Таганского суда не было неожиданным: еще до вынесения приговора активист московской фракции арт-группы "Война" и муж Толоконниковой Петр Верзилов сказал в интервью "Радио Свобода", что, по его мнению, девушкам продлят арест на два месяца. Однако следователь Артем Ранченков ходатайствовал о продлении ареста лишь на месяц, и суд, как и в предыдущий раз, ходатайство удовлетворил. Аргументы о том, что предварительное расследование завершено и девушки не могут уничтожить улики или что четырехлетняя дочь Толоконниковой и пятилетний сын Алехиной не видели своих матерей несколько месяцев, на судью впечатления не произвели, как и готовность членов Общественного совета при ГУ МВД по Москве поручиться за них.
В этот раз вердикт выносила федеральный судья Наталья Коновалова (работающая в Таганском суде как минимум с 1999 года) - третий судья в деле Pussy Riot. В апреле арест девушек продлила Елена Иванова, к которой затем явился с топором сторонник Pussy Riot Андрей Бородин, а первой в марте арест санкционировала Светлана Александрова. Алехина и Толоконникова находятся под стражей с 3 марта, Самуцевич - с 15 числа того же месяца.
Следствие аргументировало необходимость продления ареста стандартно: девушки могут попытаться скрыться, уничтожить доказательства, повлиять на свидетелей или помешать следствию. Впрочем, арест - это еще и выражение заботы о самих участницах Pussy Riot: на воле разъяренные православные могут, по мнению следствия, попытаться напасть на беззащитных девушек. Адвокаты панк-группы не могли не сравнить эту логику с нацистской логикой "защиты" евреев от окружающих, ради которой и были построены концлагеря.
По мнению адвоката Толоконниковой Марка Фейгина, которое приводит "Новая газета", арест продлили лишь на месяц, чтобы успеть начать судебный процесс в августе. С одной стороны, август - пора отпусков, когда можно ожидать спада внимания к делу Pussy Riot (хотя протестные марши показывают, что подобные ожидания в последнее время не оправдываются), а с другой стороны, за короткий срок защита не успеет качественно подготовиться к делу, отмечает Фейгин. Адвокат Самуцевич (и заодно Сергея Удальцова) Виолетта Волкова добавляет, что арест затрудняет ознакомление с материалами дела. "Приходится либо выстаивать невероятную очередь, либо приезжать в четыре-пять утра. Пользоваться копировальной техникой нельзя, только выписки. Общими усилиями мы в день можем ознакомиться с 50-70 листами дела, а в деле 2800 листов", - рассказывает она про работу адвоката в СИЗО.
"Панк-молебен" в храме Христа Спасителя четыре девушки в масках "отслужили" 21 февраля 2012 года. Обвинение по части 2 статьи 213 УК РФ (хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в данном случае - из религиозной ненависти) девушкам было предъявлено 4 июня, когда закончилось предварительное расследование дела. Единственный способ доказать наличие у Pussy Riot мотивов религиозной ненависти - это провести психо-лингвистическую экспертизу текста их песни.
Две таких экспертизы провело ГУП "Центр информационно-аналитических технологий", которое не нашло никаких разжигающих мотивов в "панк-молебне". В заключении "ЦИАТ" (неясно, первом или втором), которое поступило к следователям 2 апреля, а к защите - только 24 числа того же месяца, говорится, что действия девушек могут оскорблять чувства верующих (это в худшем случае грозит тысячей рублей штрафа по административной статье), но признаков религиозной вражды в них не содержится. Экстремистские мотивы в "панк-молебне" обнаружили "крайне неизвестные и сомнительные эксперты" из трех заведений: Института мировой литературы имени Горького, Института государственных конфессиональных отношений и права и Института психолого-педагогических проблем детства (sic!) РАО. Именно их мнение и легло в основу обвинения. Адвокаты хотели обжаловать последнюю экспертизу, но о том, сделали ли они это, не сообщалось.
Экстремизмом, как хорошо известно всем оппозиционерам (282-я статья все еще является одной из самых популярных для политических судов), в России занимается специальное подразделение МВД - центр "Э". Об обысках и допросах, которые устраивают сотрудники этого подразделения, регулярно пишут члены "Другой России" Эдуарда Лимонова (например, вот, вот и вот), "Левого фронта" Сергея Удальцова (например, вот и вот) и арт-группы "Война" (вот и вот). В деле Pussy Riot о центре "Э" заговорила Надежда Толоконникова.
Перед заседанием суда девушке удалось поговорить с журналистами. Толоконникова рассказала, что в СИЗО к ним приходили сотрудники центра "Э" и предупреждали, что если девушки не признают себя виновными, им грозит 3-4 года реального срока (максимальное наказание по вменяемой им статье - семь лет). А виновными в хулиганстве Pussy Riot признавать себя не собираются, так как они, как выразилась Толоконникова, не враги истинной христианской вере (той, которая "по-настоящему оправдывающая, добрая и праведная"). Так что "панк-молебен" устроили действительно они, признают Pussy Riot, но отнюдь не по мотивам религиозной ненависти. Впрочем, об этом они уже говорили и сразу после своего выступления. Алехиной же, по словам ее адвоката Николая Полозова, угрожали еще и тем, что если она откажется признавать свою вину, то ее лишат возможности видеться с сыном.
Встречи с центром "Э" участницы Pussy Riot (правда, неизвестно, в том же составе или в ином - согласно концепции группы, девушки в ней "взаимозаменимы") чудом избежали в ноябре 2011 года. Тогда они устроили ряд перфомансов в московском общественном транспорте. На станции метро "Аэропорт" их зрителей, активистов "Войны", задержали борцы с экстремизмом. Девушкам же задержания удалось избежать.
Снаружи
Изначально заседание суда, на котором должны были рассмотреть ходатайство следствия о продлении ареста предполагаемым участницам Pussy Riot, было запланировано на 15:00. Однако после того, как в блоге группы был широко анонсирован "открытый судебный фестиваль-культвстреча", а Никита Джигурда записал "фильм" в поддержку девушек, заседание перенесли на полдень. Перенос, конечно, не помешал сторонникам и противникам Pussy Riot прийти к зданию Таганского суда раньше, чем туда доставили девушек.
На "судебном фестивале" собрались около 300 человек, во многом известных по участию во всех остальных протестных акциях. Поэт Лев Рубинштейн рассказал о своей вере в светлое будущее России, а защитница Химкинского леса и всех остальных лесов России Евгения Чирикова спела свою версию "панк-молебна 'Богородица, Путина прогони'". В ее исполнении композиция потеряла приставку "панк" и стала похожей на обычное церковное пение.
Самым неожиданным человеком, пришедшим поддержать девушек, оказалась Чулпан Хаматова. Ей удалось пройти в зал суда, и фотографии печальной Хаматовой заполонили твиттер. Актриса и благотворительница, вызвавшая противоречивые чувства у протестной общественности роликом в поддержу тогда еще кандидата в президенты РФ Владимира Путина, вышла из здания суда, как пишет "Новая газета", плача. Спустя некоторое время она написала смс ведущему твиттера "Войны" (то есть Петру Верзилову): "Сволочи".
Никита Джигурда, впрочем, у Таганского суда замечен не был.
У здания Таганского суда привычно была усилена охрана, и за время "судебного фестиваля" были задержаны 23 человека. Среди них, по данным Slon.ru, были два "боевых хоругвеносца". Всех задержанных отпустили к утру следующего дня после "профилактической беседы", при этом ОВД-Инфо сообщало, что их заставляли писать объяснительные по поводу участия в беспорядках на Болотной 6 мая - события, имеющего весьма косвенное отношение к Таганскому суду.
Поддерживают девушек, которых Amnesty International признала узницами совести, не только Джигурда и москвичи-оппозиционеры у здания Таганского суда. В Праге 18-19 июня стояла стена Pussy Riot, на которой все желающие - в том числе министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг - написали слова поддержки, а две участницы группы разбрасывали листовки с балкона на центральной площади города. Американская панк-группа Anti-Flag записала 20 июня кавер на "панк-молебен" Pussy Riot, а незадолго до этого в Нью-Йорке прошел концерт в поддержку россиянок, на котором выступил Адам Хоровитц из Beastie Boys.
Но, как показывает опыт выступлений в поддержку тех или иных заключенных, поддержка хоть Рубинштейна, хоть Хаматовой, хоть условных Хиллари Клинтон и сэра Пола Маккартни вряд ли хоть как-то повлияет на судьбу Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич.