Роман Абрамович выиграл у Бориса Березовского судебный спор на 5,5 миллиарда долларов. Бежавший из России олигарх пытался доказать, что являлся деловым партнером Абрамовича, а тот его предал и вынудил задешево продать акции "Сибнефти" и "Русала". По версии бывшего губернатора Чукотки, Березовский не владел акциями, но получал деньги за "крышу". Документальные подтверждения правоты беглого олигарха отсутствуют, в связи с чем суду пришлось полагаться на искренность его показаний. Коммерческий суд Лондона решил, что Березовский лжет.
История отношений Бориса Березовского с Романом Абрамовичем достойна того, чтобы по ней сняли фильм. Хоть их деятельность в 90-х годах по большей части и была скрыта от посторонних глаз, в общих чертах россияне представляли себе, чем после развала Советского Союза занимались внезапно разбогатевшие соотечественники. Тем не менее услышать подробности из первых уст всегда интересно - по большей части, именно эта возможность приковала интерес россиян к процессу.
Уже подготовка к делу оказалась захватывающей: как писала в 2007 году The Daily Mail, вручение повестки Абрамовичу больше походило на сцену из боевика, чем на обычную процессуальную формальность. Березовский, прогуливаясь по Лондону, зашел в магазин Dolce & Gabbana и неожиданно увидел в соседнем бутике Абрамовича. Бывший олигарх тут же отправил телохранителей в машину за бумагами, а затем отправился к владельцу "Челси". Телохранители Абрамовича попытались оградить хозяина от нежелательной встречи, но, пока они выясняли отношения с коллегами, Березовский все же достиг цели. Со словами "у меня есть для тебя подарок" бывший олигарх попытался вручить повестку Абрамовичу, но тот спрятал руки за спину. В итоге адвокаты Березовского воспользовались записями камер видеонаблюдения в качестве вещественного доказательства.
Затем около трех лет в Великобритании решали, рассматривать это дело или нет; в итоге лондонский суд признал свое право вести процесс. Слушания начались в октябре 2011 года. В ходе процесса истец и ответчик вынуждены были отвечать на неудобные вопросы предельно откровенно. В некоторых случаях британским юристам пришлось несладко. К примеру, и истец и ответчик использовали в речи привычные жаргонизмы: krysha, kinut', zamochit'. Слово krysha даже вошло в текст резолютивной части судебного решения - оно надолго запомнится судьям как исконно русская форма делового партнерства. В Лондоне до сих пор не было подобных прецедентов, поэтому судья максимально ответственно подошла к вопросу, можно ли считать "крышу" формой делового партнерства в соответствии с нормами британского права?
Такие партнеры
Отношения Березовского с Абрамовичем действительно никак иначе не назовешь - никаких документальных подтверждений партнерства. Как рассказывал бежавший из России олигарх, в 1995 году они заключили соглашение о разделе долей в совместных компаниях (в том числе и будущих) в устной форме и скрепили его рукопожатием. По версии Березовского, ему и его партнеру Бадри Патаркацишвили после создания "Русского алюминия" принадлежало по 12,5 процента акций компании. Еще 25 процентов якобы находилось под контролем Абрамовича, а оставшиеся 50 процентов акций принадлежали Олегу Дерипаске и его партнерам. Кроме того, Березовский заявляет свои права на акции "Сибнефти", претензии по которым составляют основную часть иска - около пяти миллиардов долларов.
По версии беглого олигарха, его долями в компаниях управлял Абрамович, поскольку сам он на тот момент был сильно вовлечен в политическую деятельность. Истец утверждает, что с приходом к власти Владимира Путина Абрамович воспользовался раздорами Березовского и нового президента, предав партнера и вынудив его продать акции задешево.
Владелец "Челси" утверждает, что никаких договоренностей о разделе бизнеса не было. По версии Абрамовича, в сделке по созданию "Русского алюминия" помощь оказывал Патаркацишвили, который якобы вел переговоры о продаже алюминиевых заводов, за что получил большие комиссионные. Подтвердить эту информацию не представляется возможным, поскольку грузинский предприниматель умер в 2008 году. Что касается "Сибнефти", то Абрамович признает большую роль Березовского в создании вертикального холдинга, но отрицает какое-либо финансовое участие со стороны последнего.
Основным - если не единственным - доказательством денежных выплат в пользу Березовского является запись разговора Абрамовича, Березовского и Патаркацишвили в VIP-зале французского аэропорта Ле Бурже. И истец, и ответчик подтвердили подлинность этой записи. Березовский утверждает, что на той встрече он получал законные дивиденды, а по версии Абрамовича - плату за "крышу". В этой записи есть один отрывок, который может косвенно свидетельствовать о правоте истца по акциям "Русала". В частности, когда бизнесмены рассуждают о "легализации", Березовский говорит: "То же самое надо будет делать с алюминием". На это Абрамович ему отвечает: "С алюминием ты точно не можешь что-то делать. У нас там всего 50 процентов, должна вторая сторона согласиться". Защита не смогла пояснить, что имел в виду Абрамович, когда говорил о "нас".
Суд заслушал по делу нескольких свидетелей, в числе которых были Олег Дерипаска и бывший глава президентской администрации Александр Волошин. Показания свидетелей также не внесли особенной ясности в отношения истца и ответчика. Слушания завершились в конце января этого года, а 31 августа судья Элизабет Глостер огласила резолютивную часть приговора (полный текст обнародуют позднее).
Березовскому не поверили
Как сообщает The Telegraph, судья заявила 31 августа, что итог решения по претензиям Березовского в очень большой степени зависел от его устных показаний. В соответствии с этим, как заметила Глостер, у суда должна быть высокая степень уверенности в качестве этих показаний. "Это означает уверенность не только в его способности точно вспомнить все детали, но также в его объективности и искренности как свидетеля", заявила судья.
В итоге Глостер пришла к выводу, что Березовский был нечестен в суде. "Временами его показания были откровенно нечестными, иногда казалось, что он явно выдумывает их; временами у меня создавалось ощущение, что он не обязательно врет, но вводит сам себя в заблуждение, принимая на веру свою собственную версию. Иногда он избегал ответов на вопросы, пускаясь в длинные и неуместные рассуждения, или утверждая, что забыл детали, которые с легкостью вспоминал, когда говорил о своих претензиях", - пояснила судья. Показания Абрамовича Глостер, напротив, сочла точными и достоверными. В связи с этим суд отклонил все претензии Березовского.
Следить за этим процессом было отчасти интересно, отчасти утомительно. Как заметила известная журналистка Мэри Дежевски, многие британцы утратили интерес к этому делу и провозгласили в адрес предпринимателей шекспировское проклятие "чума на оба ваши дома". Итог процесса был непредсказуем, по крайней мере для Березовского, который приехал в суд в бодром расположении духа. После оглашения приговора беглый олигарх заявил: "Я не в себе. Такое ощущение, что моя вера в британское правосудие подорвана". Решение в пользу Абрамовича действительно можно назвать несколько неожиданным, принимая во внимание непростые отношения Великобритании с Россией, а также то, что Абрамович ассоциируется с официальными властями РФ.