Рынок крупнотоннажных развлекательных судов, как и любой другой, чутко реагирует на изменения здоровья мировой экономики. Основные заказчики суперъяхт, как и других предметов роскоши, — Ultra High Net Worth Individuals (UHNWI), лица с годовым доходом свыше 30 миллионов долларов, но и они в непростые нынешние времена сталкиваются с трудностями. Даже самая верхушка пирамиды потребления, миллиардеры, иной раз попадают в неловкие ситуации — достаточно вспомнить недавнюю историю с претензиями по оплате Sailing Yacht A.
Тем не менее перспективы сектора крупных моторных и парусных яхт, возможно, не так уж плохи. Монакская брокерская фирма Arcon Yachts представила недавно доклад о положении в отрасли, подведя итоги 2016 года. Представленные в докладе данные относятся не только к продаже новых судов, но и ко вторичному рынку. Также доклад учитывает и яхты, еще находящиеся на стапелях, но уже оплаченные будущими владельцами, такие как 98-метровая моторная Project Grande верфи Lurssen и 81-метровый парусник Project 100 фирмы Royal Huisman, сдача которых запланирована на 2020 год.
Количество в качество
В прошлом году в мире было продано 478 яхт, относимых к категориям «супер» и «мега» (длиной более 24 метров). Это на 47 меньше, чем в удачном для отрасли 2015-м, но на 54 больше, чем в кризисном 2014-м. Общий объем продаж составил 4,3 миллиарда долларов — падение на 400 миллионов долларов по сравнению с предшествовавшим годом, но вновь 600-миллионный рост по отношению к 2014-му.
Самой большой проданной в прошлом году яхтой был 115-метровый Pelorus, построенный немецкой верфью Lurssen еще в 2003 году по заказу саудита шейха Мод Хассана. Впоследствии владельцами яхты были российский миллиардер Роман Абрамович и американский медиамагнат Дэвид Геффен, продавший ее за 214 миллионов евро шейху Абдулле бен Зайд аль Нахайяну из королевской семьи Абу-Даби. Последним покупателем яхты, по данным СМИ, в прошлом году стал китайский миллиардер-девелопер Сэмюэл Так Ли. Сколько выложил за судно, по слухам, оборудованное системой противоракетной обороны, пуленепробиваемыми стеклами, системой «антипапарацци» («гасящей» матрицы цифровых фотоаппаратов), новый владелец, точно неизвестно.
Выстроенные в кильватерную колонну, все проданные в 2016 году яхты растянулись бы почти на 17 километров. При этом лишь 2,6 процента из них длиной 70 и более метров. 7,7 процента — 50-70-метровые, а все остальные — суда длиной до 50 метров. Самыми популярными, конечно, остаются суперъяхты «начального» уровня, от 24 до 30 метров, занявшие 40,7 процента рынка. В целом, как и прежде, лидирующие позиции по количеству проданных яхт занимает британская верфь Sunseeker (более 30 судов).
Под парусом
89,6 процента проданных яхт — моторные, однако аналитики отмечают увеличивающийся спрос на парусники и суда с комбинированным движителем (рост по сравнению с 2015 годом на два и 0,5 процента соответственно). Отмечался и большой интерес к вспомогательным судам, сопровождающим суперъяхту в плавании и обеспечивающим ее жизнедеятельность. Одним из самых интересных судов такого рода было в 2016 году построенное голландской верфью Damen 55-метровое Fast & Furious, переименованное новым владельцем после продажи в конце года в Axis.
Как пояснил директор верфи по продукту Марк Вермелен, «владельцы хотят большего разнообразия "игрушек", а также вертолетов, но не всегда готовы увеличивать яхту до таких размеров, чтобы все умещалось на ней. По сравнению с приобретением более вместительной яхты, сценарий «существующая яхта плюс судно поддержки» дает больше гибкости, экономит расходы на эксплуатацию, да и вообще это веселее».
Таким образом, несмотря на спад, эксперты рынка с оптимизмом смотрят на перспективы 2017 года. В 2017 году должны быть переданы владельцам не менее девяти мегаяхт длиной более 100 метров — некоторые из них, например, Sailing Yacht A, уже отправились в плавание. «В 2016 году было сдано более 130 новых яхт по всему миру. Это, конечно, дало верфям возможность конкурировать за новые заказы, о которой они и не думали еще 12 месяцев назад», — считает брокер по продажам и эксперт по новым яхтам Arcon Yachts Константин Колпаков.
Рынок же чартера вообще показал в 2016 году достаточно убедительный рост. В целом по Средиземноморью количество яхт, предлагаемых в чартер, увеличилось на 10 процентов, а в Испании, Хорватии и Черногории рост составил 20 процентов. Зимний чартерный сезон на Мальдивах, в Таиланде и в Карибском бассейне тоже не показал каких-либо признаков нисходящего тренда. Кроме того, значительно ослабила ограничения по плаванию в береговых водах Куба, что создало новые возможности для путешествий на яхтах. Также стали более доступны ранее ограниченные для посещения регионы Антарктики, Австралии и Юго-Восточной Азии.
«В мире чартера идут значительные изменения, но рынок реагирует живо и быстро, так что эти новые требования дают возможность диверсификации. В результате чартерный рынок оживился и выглядит здоровым, ожидая успехов в 2017 году», — считает Юлия Пенцони, чартерный брокер Arcon Yachts.
Уже во втором квартале, полагают эксперты, рынок решительно сдвинется с фазы стагнации и пойдет вверх, тем более что «эффект Трампа», смутивший многих потенциальных покупателей и арендаторов яхт, похоже, окончательно сошел на нет.