Замоскворецкий суд Москвы огласил приговор бывшему министру экономического развития Алексею Улюкаеву — первому чиновнику такого уровня, пойманному на взятке. Осужденного взяли под стражу в зале суда. Теперь ему предстоит встретить Новый год в СИЗО — скорее всего, в спецблоке «Матросской Тишины», где сидят бывшие высокопоставленные чиновники и крупные бизнесмены. За финалом резонансной истории следила «Лента.ру».
Раскаленные страсти
На оглашение приговора бывшему министру Алексею Улюкаеву прибыло более ста российских и иностранных журналистов. При входе в здание Замоскворецкого суда образовалась пробка, в которой подрались двое: оператор ощутимо задел камерой голову корреспондента, тот ответил кулаком в нос. Все ведущие СМИ вели текстовую онлайн-трансляцию.
Сам «виновник торжества» приехал в Замоскворецкий суд в хорошем расположении духа. Алексей Улюкаев с удовольствием пообщался с прессой, рассказал, что хорошо спал и готовится к долгой и счастливой жизни. Что же касается приговора, бывший министр выразил надежду, что он будет справедливым. Улюкаеву передали букет из пяти белых роз. Женщина пояснила, что таким образом хочет поддержать подсудимого, — на нее, как и на многих, произвело сильное впечатление его последнее слово с просьбой о прощении за лицемерие во время работы на государственных постах.
«Я признаю себя виновным, но не в тех абсурдных обвинениях. Я виновен в другом. Я старался делать свою работу хорошо и приносить пользу, но делал недостаточно. Я часто шел на компромиссы, лицемерил, любил получать подарки и сам их делать, — сказал Улюкаев. — Простите меня, люди, я виноват перед вами. Остаток жизни я посвящу отстаиванию интересов людей».
Бывший министр даже предположил, что если будет оправдан, то не вернется в министерство.
«Это один из лучших годов в моей жизни. Я высыпался, гулял. Избавился от раздвоения личности», — рассказал Улюкаев о домашнем аресте, передает РИА Новости.
В суд приехала Елена из Свято-Алексиевского монастыря из-под Переславль-Залесского и передала бывшему министру послание о том, что вся обитель будет молиться за него.
«Человек попал во власть и вместо того, чтобы служить людям, служил мамоне. Теперь он прозрел и родился заново. Господь не оставит его в тех местах, куда он попадет, потому что он покаялся в своих грехах», — с чувством объясняла женщина журналистам свой порыв. Но, видимо, на подсудимого не снизошел религиозный экстаз: Улюкаев шепотом заметил своим адвокатам, что вообще-то он атеист.
Позже настоятель Свято-Алексиевской Пустыни иеромонах Петр (Василенко) опроверг информацию о том, что обитель поддерживает обвиняемого во взятке бывшего функционера.
«Это все неправда! Инициатива поддержки Улюкаева исходила не от администрации Свято-Алексиевской Пустыни, не от насельников и тем более не от детей, а от мамы одной из учениц гимназии — Елены Малютиной. Это ее частное мнение, которое не разделяют администрация и насельники обители», — написал иеромонах Петр в блоге Пустыни.
Он процитировал сыщика Глеба Жеглова из советского фильма «Место встречи изменить нельзя»: «Мы считаем, что ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ!» — подчеркнул священнослужитель (авторская орфография сохранена).
Финал в наручниках
Оглашение приговора заняло 2,5 часа: за это время судья Лариса Семенова заявила, что Улюкаев виновен в получении взятки от главы «Роснефти» Игоря Сечина, и его вина подтверждается доказательствами, предоставленными следствием и показаниями свидетелей, основным из которых был генерал ФСБ Олег Феоктистов (информацию, полученную от него при допросе, проведенном в закрытом режиме, частично изложила в приговоре судья). Семенова, в частности, сообщила, что Улюкаев потребовал от Сечина два миллиона долларов за одобрение сделки по покупке «Роснефтью» пакета акций «Башнефти». Разговор состоялся в Гоа (Индия), где проходил саммит БРИКС. Сечин обратился к Феоктистову за советом, и тот порекомендовал написать заявление в правоохранительные органы.
Как уже неоднократно говорилось в прессе и в суде, именно генерал ФСБ, прикомандированный к «Роснефти», руководил спецоперацией по изобличению Улюкаева, он же нашел доллары для оперативного эксперимента. На допросе в суде Феоктистов сказал, что деньги дал ему неизвестный спонсор. По его поручению ручки кожаной сумки, в которую была уложена взятка, и ключ от нее обработали спецсредством, следы которого впоследствии «засветились» на руках главы МЭР. Феоктистов передал сумку Сечину и видел, как тот поставил ее у гаражного бокса на территории офисного комплекса «Роснефти» и как оттуда сумку забрал Улюкаев. Эти показания огласила судья в своем приговоре.
Таким образом, судья, по сути, повторила фабулу обвинения: когда решался вопрос о приватизации «Башнефти», Улюкаев как министр экономического развития поначалу высказывался против участия «Роснефти» в этой сделке, но потом все-таки пришел к мнению о ее «целесообразности». При этом заявления подсудимого о провокации не нашли своего подтверждения, отмечалось в приговоре. Судья не увидела признаков «искусственного создания преступления» и «провокативного поведения оперативных сотрудников».
Из запрошенных обвинением десяти лет строгого режима суд дал бывшему министру восемь лет. Плюс штраф в 130 миллионов рублей — это сумма, эквивалентная размерам взятки по курсу на ноябрь 2016 года. Услышанное повергло в шок Улюкаева и его адвокатов. Было видно, как сильно они расстроились. Конвоир подошел к подсудимому и надел ему на руки наручники, потом, взявшись за них, отвел подавленного Улюкаева в клетку. Как только бывший министр оказался за решеткой, фоторепортеры принялись его снимать, отталкивая друг друга. Потом подсудимого увели; его защитники даже не стали комментировать приговор. К зданию суда подъехал автозак с включенными мигалками, который увез Улюкаева в СИЗО. Для высокопоставленных чиновников предназначен спецблок «Матросской Тишины»: режим там строгий, но условия содержания более комфортные — к примеру, телевизор и холодильник в каждой камере.
Обманчивое вино и довольный обвинитель
В ходе судебного процесса Улюкаев неоднократно заявлял, что не вымогал взятку у Сечина, а в офис «Роснефти» приехал за обещанным вином. По его словам, на саммите в Гоа глава нефтяной компании сказал министру, что угостит его вином, которое тот еще никогда не пробовал, поэтому он предполагал, что кожаная сумка такая тяжелая из-за того, что внутри находятся коробки с элитным алкоголем, а не деньги.
Прокуроры даже взвесили в суде два миллиона долларов — оказалось, они весят без малого 20 килограммов. Судья в приговоре не определила судьбу этих денег, переложив ответственность за это на вышестоящую инстанцию, которая будет пересматривать и дело, и сам приговор. Но часть вещественных доказательств суд постановил уничтожить: четыре бутылки вина «Усадьба Дивноморское Сира» 2012 года (около трех тысяч рублей за бутылку), буклеты «Роснефти» и плетеную корзину — видимо, ту, в которой были колбаски от Сечина. Сами мясные изделия были уничтожены еще на следствии.
Суд решил не применять к Улюкаеву конфискацию имущества, но сохранил арест на его недвижимость, деньги и ценности на общую сумму полмиллиарда рублей — до тех пор, пока не будет оплачен штраф в 130 миллионов рублей. Речь идет о квартирах, домах, земельных участках, автомобиле, золотых монетах, наручных часах и слитках из драгметаллов. Также суд сохранил Улюкаеву государственные награды.
Улюкаев назвал приговор несправедливым. Его защитники собираются подавать жалобу. Прокурор Борис Непорожный вышел к прессе и прокомментировал решение суда: «Назначенное наказание укладывается в рамки статьи и (...) соответствует тяжести преступления. [Это] символ верховенства закона и неотвратимости наказания».
«Улюкаев лично потребовал и впоследствии получил взятку. Данное преступление является особо тяжким и подрывает доверие власти, отрицательно влияет на все сферы жизни граждан», — заявил Непорожный.
Что же касается главного свидетеля — главы «Роснефти» Игоря Сечина, то прокурор считает, что он не пришел в суд по уважительной причине: служебные командировки. По его словам, сторона обвинения исчерпала все возможные средства, направив свидетелю четыре повестки.
Туманные перспективы
Источник ТАСС в судебной системе заявил, что Улюкаева могут освободить от восьмилетнего наказания по состоянию здоровья: у него имеются заболевания, препятствующие нахождению под стражей или отбыванию наказания в виде лишения свободы.
Бывшему министру 61 год, и длительный срок для него сравним со смертным приговором, заявила заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Ева Меркачева.
«Сегодня даже за насильственные преступления против личности людям пожилого возраста стараются давать небольшие сроки, чтобы у осужденного был шанс освободиться живым. Специализированных колоний для пенсионеров в России нет, спецтюрем для чиновников — тоже. Так что Улюкаев будет "мотать срок" в обычной [тюрьме], со всеми вытекающими последствиями», — пояснила Меркачева.
Между тем источник «Ленты.ру» заявил, что Улюкаев является секретоносителем высшего ранга. Для таких субъектов в России есть спецколонии с особыми условиями, ограничивающими общение с другими заключенными. Впрочем, у бывшего министра есть гипотетический шанс на условно-досрочное освобождение — правда, минимум через четыре года. Кроме того, Улюкаев может обратиться за помилованием к президенту. Впрочем, от ответа на вопрос, планирует ли он подать такое прошение, бывший министр уклонился.
Не исключено, что Улюкаев до колонии даже не доедет. Апелляционная инстанция может изменить приговор, как в случае с бывшим главой «Росатома» Евгением Адамовым. Его судили в Замоскворецком суде в 2008 году за мошенничество и злоупотребление полномочиями и приговорили к пяти годам в колонии общего режима. Он был взят под стражу в зале суда. Но Мосгорсуд, пересмотрев приговор, заменил реальное наказание на условное.