Новости партнеров

Далеко и надолго

Новый плацкарт, повышение цен и отмена виз. Что ждет российских туристов в 2020 году?

Фото: Alexandre Meneghini / Reuters

Из года в год российские туристы стремятся вырваться за пределы страны или хотя бы собственного города — расслабляются в all inclusive, ищут новых впечатлений, гонятся за витамином D и окунаются в местную культуру. Почему в грядущем году следует отправиться в обледеневшую Антарктиду, что произойдет с плацкартом и вагонами-ресторанами в российских поездах и где россиян будут ждать без виз — в прогнозе «Ленты.ру».

Холодный год

Покорить самый недоступный материк планеты, скованный многовековыми льдами и населенный пингвинами, раньше могли только полярники и члены научных экспедиций. В 2020-м самое время отправиться в Антарктиду, ведь в России он объявлен годом самого южного участка земли, расположенного сразу во всех часовых поясах. На градуснике там практически всегда минус, а кругосветное путешествие можно совершить за пару десятков шагов — обойдя по кругу полюс и все меридианы Земли.

Туристы отправляются в Антарктиду в летний для южного полушария сезон — с ноября по март. В это время во внутренних районах континента всего от минус 30 до минус 50 градусов по Цельсию, слепит не заходящее за горизонт солнце и чуть ослабевают суровые ветра с колючими столбами снежных игл. Выбор для деятельности среди айсбергов и острых скал широк: стартовав на круизном лайнере, можно наблюдать за ныряющими тюленями и китами, кататься на снегоступах или лыжах, плавать на каяке среди ледников, переночевать в палатке на антарктическом берегу или искупаться в ледяной океанской воде. Отдать за такое приключение в среднем придется около полумиллиона рублей.

Но даже тем путешественникам, кому по душе поездки без лишнего экстрима, в следующем году стоит приготовиться к тратам, а именно — к росту цен на авиабилеты. По прогнозам, стоимость перелетов внутри страны вырастет как минимум на 6,5 процента, а чтобы оказаться за пределами России, придется заплатить за билет в среднем на пять процентов больше. Особенно подорожают маршруты из Москвы в Новосибирск, Сочи, Рим, Дубай, Ташкент и Париж. Объясняют это явление увеличением издержек авиакомпаний и резким скачком цен на топливо в прошлом году. Вдобавок многие европейские страны начали вводить климатический налог, чтобы мотивировать туристов пересаживаться на альтернативные виды транспорта.

Дома лучше?

Раскошелиться придется, даже если заменить, к примеру, Альпы Алтайскими горами, а средиземноморское побережье — Краснодарским краем. Ударить по карману в грядущем году могут и российские отели — из-за вступившего в силу закона о запрете на размещение гостиниц и хостелов в жилых домах: существует опасность, что увеличится спрос на менее бюджетные варианты размещения, а значит, вырастут и цены. Выход есть: туристы могут продолжать снимать квартиры или апартаменты, на них ограничения не распространяются.

Все больше россиян, планируя отпуск, выбирают «домашние» регионы. Недаром в ближайшее время в стране — в особенности в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере — начнут массово строить новые взлетно-посадочные полосы, приводить в порядок аэропорты и пассажирские терминалы. Поручение развивать региональные сети авиаперевозок дал российский президент Владимир Путин. Благодаря этому путешествия по стране должны стать максимально доступными для россиян.

И где еще русской душе отдохнуть и разгуляться, как не в Турции? Считается, что российские туристы будут готовы в следующем году простить турецким отельерам даже планы поднять цены на обслуживание и проигнорировать новый налог на проживание — он вступит в силу в апреле 2020 года, будет взиматься со всех объектов размещения и может вызвать дополнительное подорожание туров.

Впрочем, в России от такого развития событий видят только плюсы — например, надеются на снижение турпотока за рубеж и, как следствие, развитие внутреннего российского туризма. В то же время в компании Tez Tour считают, что нововведения никак не скажутся на стоимости турпакетов в Турцию — по крайней мере, в следующем году. Да и россияне пока не спешат отказываться от привычного анталийского и кемерского «все включено» — число ранних бронирований уже почти на четверть превышает показатели за прошлый год, уточнила пресс-секретарь туроператора Светлана Баранова. Туры на лето уже сейчас можно купить как минимум за 15,3 тысячи рублей.

В закрытые двери

Автобусом, стыковочными рейсами, втридорога через Каир — добраться до Египта россияне стремятся любой ценой. К слову, турпоток на египетские курорты из России не уменьшается, несмотря на то, что прямые полеты в Шарм-эль-Шейх и Хургаду запрещены с 2015 года, после авиакатастрофы Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа». Ожидается, что авиасообщение может быть восстановлено именно в 2020 году, но конкретные сроки пока не известны.

Надежды на возобновление полетов между Россией и Египтом теплились после двусторонних переговоров на саммите «Россия — Африка», но Москва в итоге отложила принятие решения, сославшись на недостаточную безопасность египетских аэропортов и туристических трансферов — их тщательно проинспектировали эксперты из России. Еще одним шансом на снятие запрета стало решение британских властей о запуске полетов в Египет после четырехлетнего перерыва. Тогда ходили слухи, что аналогично поступит и российская сторона.

Не исключено, что в первой половине следующего года будет принято решение и по вопросу возобновления авиасообщения между Россией и Грузией — ни туда, ни обратно самолеты не летают с июля после инцидента с севшим в кресло спикера парламента депутатом Госдумы и антироссийских акций в Тбилиси. Запрет был введен в ответ на угрозу безопасности россиян и «разгул русофобских настроений». Грузины надеялись на скорое положительное разрешение ситуации и утверждали, что последнее слово будет за Москвой. Российская сторона настаивала на том, что заинтересована в восстановлении полетов не меньше, а главное — активно работает в этом направлении. Когда именно и в какой форме рейсы будут снова запущены, двум странам еще предстоит решить.

Вагончики тронутся

Навязчивый храп попутчиков, располагающая к душевным излияниям теснота и торчащие с верхних полок пятки соседей — уже во вполне обозримом будущем российские поезда избавятся от привычных атрибутов плацкартной романтики. В 2020 году будут разработаны две дополнительные концепции некупейных вагонов: есть идеи сделать спальные места длиннее и оформить их в виде индивидуальных капсул или отсеков, чтобы максимально отделить личное пространство каждого пассажира.

Само слово «плацкарт» может постепенно исчезнуть из обихода — со следующего года в России начнут внедрять систему классов вагонов: пассажирам будут доступны поездки «бюджет», «эконом», «комфорт» и «бизнес». Есть планы отказаться и от нынешней концепции вагонов-ресторанов, при этом не исключено, что они могут вовсе исчезнуть из составов, в которых не пользуются популярностью у пассажиров.

Курильщики надеются, что в поездах дальнего следования рано или поздно появятся отдельные вагоны или тамбуры для курения, а курящих и некурящих пассажиров начнут разделять. К слову, в российские аэропорты курительные комнаты могут вернуться уже в начале 2020-го — в Госдуме рассудили, что «запрет ради запрета» только провоцирует людей на нарушения, и приняли закон, разрешающий установку курилок при условии, что там будет мощная система вентиляции и надежная изоляция. Во многих воздушных гаванях такие комнаты сохранились с тех времен, когда запрета на курение в общественных местах еще не было.

Чемодан вам в руки

Наугад ткнуть пальцем в глобус, не глядя купить горячую путевку или без конца листать фотографии в сети в поисках захватывающих локаций? Чтобы не мучиться при выборе направления для поездки, можно вдохновиться специальными подборками — например National Geographic — с идеями о том, как, куда и когда отправиться в путешествие в новом году.

В феврале можно махнуть на Мальдивы — есть вероятность, что через пару десятков лет они уйдут под воду из-за глобального потепления, а в марте — на канадские острова Мадлен, чтобы полюбоваться мощными ледниками и заглянуть в глаза очаровательным гренландским тюленям. Апрель и май — лучшее время для поездки в культурную столицу Италии 2020 года — Парму, где расположен крупнейший в мире бамбуковый лабиринт. Летом стоит отправиться на высокогорную дорогу Гросглоккнер в Австрии, проходящую по серпантину мимо ледников и горных вершин. В начале осени — на сафари по-белорусски — посмотреть на зубров в Беловежской Пуще, а ближе к зиме запланировать поездку в Гватемалу, где год назад археологи обнаружили десятки тысяч построек цивилизации майя.

Но беспечно расслабляться в отпуске рискованно. Стоит, к примеру, искупаться в случайном африканском озере — и есть вероятность перестать чувствовать ноги, а если в одиночку отправиться на поиски приключений — можно бесследно исчезнуть. На всякий случай еще до путешествия следует изучить данные «Карты туристических рисков», которая предупреждает о потенциальной опасности за границей. Так, в 2020 году самыми опасными для здоровья туристов странами назвали Нигер, Гвинею, Республику Сьерра-Леоне, Либерию, Южный Судан, Эритрею и Центральноафриканскую республику. Риск для личной безопасности присутствует в Сирии, Йемене, Ираке и некоторых районах Нигерии, а угроза попасть в аварию — в Белизе, Доминиканской Республике, Саудовской Аравии, Таиланде и Вьетнаме.

Добро пожаловать

Справки, чеки, тонны копий и выписок, а потом многочасовые очереди — немало россиян призналось в страхе перед процедурой оформления туристической визы. Не меньше путешественников беспокоит тот факт, что оплачивать авиабилеты и бронировать отели приходится заранее. И это при том, что визу могут не выдать или выдать, но на короткий срок. Тем не менее в Европе пообещали в следующем году немного упростить получение визы.

Добросовестные туристы, которые получили и законно использовали визы в предыдущие годы, смогут с большей вероятностью получить визу с многократным въездом на один-два года и пять лет. Для тех, кто любит планировать все заранее, появится возможность подать заявку за полгода до поездки, в том числе в электронном виде. Обнадеживает и тот факт, что визовый сбор останется на прежнем уровне — 35 евро, а некоторые страны могут отменить плату за визу для детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет.

Упростить правила въезда на свою территорию для туристов из России изъявили желание немногие страны, среди них — Мальдивская Республика, где можно будет находиться без визы в течение 90 дней; Андорра, которая согласилась на безвизовый режим; Ботсвана и Антигуа и Барбуда, увеличившие сроки пребывания до 30 и 90 дней соответственно в течение каждого периода по 180 дней. Наконец, от визовых формальностей отказались в Суринаме и Кабо-Верде — теперь россияне могут объездить все 12 стран Южной Америки без дополнительных разрешений. Не исключено, что в 2020-м без виз из России можно будет летать и в Саудовскую Аравию.

Впрочем в сервисе путешествий «Туту.ру» считают, что все эти изменения несущественны для российских путешественников. Например, для того, чтобы попасть в Андорру, все равно придется оформить шенген, а на Мальдивах едва ли кто-то из туристов захочет остаться дольше, чем на месяц, так что турпоток туда не изменится, полагает турменеджер Александра Соколова. Другое дело, если бы какое-то государство отменило платную визу для россиян, как это было в 2017-м с Арабскими Эмиратами, — тогда и расходы на поездку снизились бы, и о сроках беспокоиться можно было бы меньше. Но об этом пока говорить не приходится.