Военно-воздушные силы (ВВС) России, которые с 2015 года являются родом сил в составе Воздушно-космических сил (ВКС), включают дальнюю, военно-транспортную, оперативно-тактическую и армейскую авиацию. На вооружении оперативно-тактической авиации России стоят современные истребители, которые в первую очередь предназначены для уничтожения воздушных целей противника и получения господства в воздухе. Российские самолеты активно экспортируют и применяют в ходе специальной военной операции на Украине. «Лента.ру» рассказывает о главных истребителях России.
В апреле 1981 года впервые поднялся в небо истребитель под обозначением Т-10С-1, который приняли в эксплуатацию через четыре года. В 1990 году самолет официально поступил на вооружение как тяжелый истребитель четвертого поколения Су-27 (по кодификации НАТО: Flanker-B), который впоследствии стал одним из основных боевых самолетов ВВС России.
Машину создавали как ответ на американский истребитель McDonnell Douglas F-15 Eagle, который впервые взлетел в 1972 году. Выполненный по интегральной аэродинамической схеме Су-27 получил пару двигателей АЛ-31Ф с тягой на форсаже 12,5 тысячи килограмм-сил, которые позволяли развивать скорость до 2430 километров в час на большой высоте и нести до шести тонн вооружения на десяти узлах подвески. В арсенал базовой версии Су-27 входят ракеты класса «воздух — воздух» средней и малой дальности, а также пушка ГШ-30-1 калибра 30 миллиметров.
Обозреватель американского издания The National Interest Калеб Ларсон отметил, что появившийся более 40 лет назад самолет не перестает быть актуальным. Этому способствовал ряд модернизаций Су-27. В 2002 году совершил первый полет Су-27СМ с обновленной системой управления вооружением, которая обеспечивает применение новых ракет класса «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», включая противокорабельные ракеты Х-31А. Также была создана версия Су-27СМ3 с двигателями АЛ-31Ф-М1 с тягой 13,5 тысячи килограмм-сил, усиленным планером и дополнительными узлами подвески вооружения. На базе Су-27 также разработали палубный истребитель Су-33, который входит в авиагруппу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
Еще в 1986 году в СССР начали выпуск учебно-боевой версии самолета. Су-27УБ отличается от базовой версии двухместной кабиной и пилотажно-навигационным комплексом, который доработали с учетом наличия двойного управления. Впоследствии эта модель легла в основу семейства истребителей Су-30, в которых второе место отдали летчику-оператору, обеспечивающему выполнение тактических и навигационных задач. Это позволило снизить нагрузку на пилота. Помимо увеличенной кабины, Су-30 получил систему дозаправки в воздухе, позволяющую вести длительное патрулирование.
Начало эксплуатации самолета пришлось на трудное для страны время, поэтому Су-30 решили вывести на экспортный рынок. Коммерческая версия (Су-30К) получила возможность применять высокоточное оружие класса «воздух — поверхность» с дальностью пуска до 250 километров. В арсенал самолета могут входить противорадиолокационные ракеты Х-31П, противокорабельные Х-31А, корректируемые бомбы, а также ракеты среднего радиуса действия Х-59М и малого радиуса Х-29Т.
Первым иностранным заказчиком самолета стала Индия, которая получила версию Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский). Самолет с передним горизонтальным оперением оснастили двигателями АЛ-31ФП с отклоняемым вектором тяги, улучшенной авионикой и радиолокационной станцией (РЛС) Н011М с пассивной фазированной антенной решеткой. Позже эти самолеты поставляли в Алжир, Анголу, Венесуэлу, Вьетнам, Китай и другие страны. По мнению авторов журнала Military Watch, индийский Су-30МКИ является лучшим истребителем Южной Азии.
После успеха Су-30 на международном рынке для ВВС России создали версию Су-30СМ, основанную на линейке Су-30МКИ. Самолет впервые поднялся в небо в 2012 году, а в 2021 году совершил первый полет Су-30СМ2, который стал дальнейшим развитием истребителя. Новая версия получила двигатели АЛ-41Ф-1С и обновленное бортовое оборудование, часть которого унифицировали с оборудованием Су-35С. Также в Су-30СМ2 заменили иностранные приборы российскими аналогами. В начале 2022 года стало известно, что Иркутский авиационный завод впервые изготовил четыре Су-30СМ2 в интересах морской авиации Военно-морского флота России. Еще одну партию самолетов передали ВКС России в ноябре того же года.
Вершиной эволюции линейки «Фланкеров» стал сверхманевренный истребитель поколения 4++ (к которому относят машины, удовлетворяющие большинству требований к самолетам пятого поколения) Су-35С. Опытный самолет впервые испытали в полете в 2008 году. Самолет получил двигатели с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф-1С, которые развивают тягу 14,5 тысячи килограмм-сил на форсаже, и РЛС Н035 «Ирбис» с фазированной антенной решеткой, способную обнаруживать цели на расстоянии до 400 километров и сопровождать до 30 воздушных целей одновременно. Максимальная боевая нагрузка Су-35С составляет восемь тонн — на 12 узлах подвески вооружения истребитель может нести неуправляемые ракеты, бомбы, а также управляемые ракеты класса «воздух — воздух» и «воздух — поверхность». В арсенал самолета входят ракеты Р-37М с дальностью пуска до 400 километров. В марте источник РИА Новости сообщил, что вероятность поражения целей применяемой в ходе СВО ракетой составляет почти единицу. По мнению российских пилотов, Су-35С приумножил преимущества базовой модели.
Еще одним ответвлением Су-27 стал фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-34, который предназначен для нанесения ударов по наземным целям. Кроме того, по совокупности боевых возможностей самолет относят к истребителям поколения 4++, что дает возможность Су-34 самостоятельно вести воздушный бой, не требуя истребительного прикрытия. Самолет получил двухместную кабину с расположением сидений в ряд, что позволило избежать дублирования некоторых приборов и облегчило взаимодействие членов экипажа. Су-34 оснащен РЛС, которая обнаруживает истребители на расстоянии до 90 километров и крупные наземные цели на расстоянии до 250 километров. Также Су-34 способен обнаружить цель типа «танк» на расстоянии до 75 километров. Это позволяет самолету эффективно поражать небольшие цели.
В арсенал истребителя-бомбардировщика с максимальной боевой нагрузкой восемь тонн входит пушка, бомбы, а также управляемые ракеты «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», для размещения которых самолет получил 12 узлов подвески. Помимо боеприпасов, самолет может нести подвесное разведывательное оборудование. Модернизированные версии Су-34 НВО могут использовать оптико-электронные, радиотехнические и радиолокационные подвесные контейнеры. Кроме того, Су-34 может оснащаться бортовым авиационным комплексом радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Хибины», который предназначен для защиты самолета от авиационных и противовоздушных средств поражения. В мае 2022 года источник ТАСС сообщил, что «Хибины» для Су-34 модернизируют по результатам применения самолета в спецоперации на Украине. Работа комплекса станет более автоматизированной.
В конце 1960-х годов в СССР начали работу над легким фронтовым истребителем нового поколения, результатом которой стал МиГ-29. Первый полет самолета состоялся в 1977 году, а через пять лет стартовало серийное производство истребителя. Если вес пустого Су-27 составлял 16,3 тонны, то МиГ-29 весил 10,9 тонны. При этом МиГ-29 обладал сопоставимой тяговооруженностью: 1,09 килограмм-силы на килограмм веса против 1,1-1,2 килограмм-силы у Су-27. Такие характеристики обеспечивает пара двигателей РД-33 с суммарной тягой на форсаже 16,6 тысячи килограмм-сил. По мнению авторов газеты Star, МиГ-29 превосходит американский F-16 Fighting Falcon по маневренности.
На этом самолете впервые в мире реализовали систему управления вооружением с нашлемной системой целеуказания и оптико-локационной системой. Также МиГ-29 получил радиолокационный прицельный комплекс. Самолет способен нести 2,18 тонны вооружения на шести узлах подвески. Базовая версия истребителя может использовать ракеты класса «воздух — воздух» средней дальности Р-27Р, ракеты ближнего боя Р-73 или Р-60М, а также бомбы и неуправляемые ракеты. Помимо этого, МиГ-29 оснащен пушкой ГШ-30-1.
В 1998 году совершил первый полет модернизированный МиГ-29СМТ, который отличается увеличенной дальностью полета, новым комплексом бортового оборудования и расширенным арсеналом применяемого вооружения. Усовершенствованный самолет может нести, среди прочего, ракеты класса «воздух — поверхность» Х-29Л и Х-29Т, корректируемые авиабомбы, а также ракеты Х-31 и Х-35. На базе МиГ-29 была создана палубная версия МиГ-29К с новой РЛС «Жук-МЭ», позволяющей одновременно обстреливать четыре цели. Эти самолеты состоят на вооружении России и Индии.
Самым совершенным представителем платформы МиГ-29 остается легкий истребитель поколения 4++ МиГ-35, который впервые взлетел в 2016 году. Самолет получил новое крыло, фюзеляж и двигатели РД-33МК с увеличенной до 9000 килограмм-сил тягой на форсаже, а радиус действия МиГ-35 в полтора раза превышает этот показатель у МиГ-29. Также самолет отличается от МиГ-29 сниженной радиолокационной заметностью и наличием комплекса обороны со средствами РЭБ. По словам главы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрия Слюсаря, шесть МиГ-35 уже передали заказчику, дополнительная поставка ожидается в следующие годы.
Первым советским истребителем четвертого поколения стал двухместный МиГ-31. Высотный истребитель-перехватчик изначально разрабатывали для перехвата авиационных крылатых ракет. Самолет с ракетами большой дальности класса «воздух — воздух» Р-33 и РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой РП-31 «Заслон», которая обеспечивала обнаружение цели типа «истребитель» на дальности до 180 километров, приняли на вооружение в 1981 году.
Базовая версия истребителя оснащена двумя двигателями Д-30Ф-6 с тягой 15,5 тысячи килограмм-сил, а МиГ-31БМ получил версию Д-30Ф-6М с увеличенной до 16,5 тысячи килограмм-сил тягой. Это позволяет самолету развивать скорость 3000 километров в час на большой высоте.
Модернизированный МиГ-31БМ, который впервые взлетел в 1999 году, превратился в многоцелевой самолет. Истребитель оснастили РЛС «Заслон-М» с увеличенной до 320 километров дальностью обнаружения воздушных целей. Самолет может нести девять тонн вооружения, включая корректируемые авиабомбы, а также ракеты класса «воздух — поверхность» Х-59, Х-29, Х-31 и Х-25. Характеристики МиГ-31 позволили сделать его носителем гиперзвуковой ракеты комплекса «Кинжал», который применяют в ходе СВО. Кроме того, МиГ-31 может применять ракеты Р-37М. Считается, что эти боеприпасы позволяют истребителю поражать цели в ходе СВО, оставаясь вне досягаемости украинских средств противовоздушной обороны.
Самым современным истребителем России является Су-57, который относят к пятому поколению. Прототип самолета совершил первый полет в 2010 году, а в 2020 году ВВС России получили первый серийный истребитель. Большинство характеристик Су-57 засекречены, но считается, что он отвечает всем требованиям к истребителю пятого поколения, включая малозаметность, сверхзвуковую крейсерскую скорость и возможность маневрирования с большими перегрузками.
Первые Су-57 оснащают двигателями АЛ-41Ф-1, которые отличаются от двигателя Су-35С повышенной тягой, полностью цифровой системой управления и улучшенными расходными характеристиками. Также для самолета разрабатывают двигатель второго этапа («Изделие 30»), который обеспечивает Су-57 полет на сверхзвуковой крейсерской скорости. Первый полет с новым силовым агрегатом самолет совершил в 2017 году. Малозаметность истребителя обеспечивает геометрия корпуса, применение радиопоглощающих материалов и возможность размещения боеприпасов во внутренних отсеках. Считается, что основным вооружением Су-57 являются ракеты Р-37М, Р-77-1 с дальностью 110 километров и К-77М с дальностью до 160 километров. Также Су-57 смогут выполнять задачи вместе с ведомыми беспилотниками С-70 «Охотник».
В декабре 2022 года Минобороны России передали партию серийных Су-57, а в октябре того же года первый полет совершил модернизированный истребитель. На усовершенствованной машине испытывают комплекс бортового оборудования с расширенным функционалом.