Бут, Виктор

Российский предприниматель, осужденный в США на 25 лет тюрьмы за незаконную торговлю оружием и помощь террористическим группировкам

Российский предприниматель, называемый спецслужбами США одним из крупнейших нелегальных торговцев оружием в мире. В 2008 году был арестован в столице Таиланда и в 2010 году был экстрадирован в США. В ноябре 2011 года был признан виновным в преступном заговоре с целью убийства, незаконной торговле оружием и помощи террористическим группировкам. В апреле 2012 года был приговорен к 25 годам тюрьмы.

По данным газеты "Ведомости" и других изданий, Виктор Анатольевич Бут родился 13 января 1967 года в городе Душанбе - столице Таджикской ССР. При этом сам Бут местом своего рождения называл то Ашхабад (столицу Туркменской ССР), то Душанбе. Разведывательные органы ЮАР называли его украинцем, а российская пресса - русским.

Бут вырос в Таджикской ССР. После службы в армии, летом 1987 года он поступил в Военный институт иностранных языков по специальности "португальский язык". Получив специальность и звание младшего лейтенанта, он служил переводчиком в Мозамбике и Анголе в составе контингента Организации объединенных наций (ООН). В 1990 году после ускоренных курсов китайского языка, не окончив институт, Бут уволился из армии в звании старшего лейтенанта и начал работать в Союзе объединенных кооперативов СССР. Там он был переводчиком в центре организации авиаперевозок, работал в Бразилии и Мозамбике. Бут заявлял, что никогда не находился на службе в КГБ или ГРУ, хотя разведывательные управления ЮАР и Великобритании заявляли, что он был агентом советских спецслужб с 1985 по 1989 год.

В конце 1991 года Бут решил заняться собственным бизнесом, став авиационным брокером. В 1993 году Бут переехал в ОАЭ и сделал аэропорт Шарджи главной базой для своей новой авиакомпании. Бут заявлял, что его самолеты возили цветы, хозяйственную технику и законные военные грузы: в 1994 году на его самолетах осуществлялась переброска французского военного контингента в Анголу и бельгийского - в Сомали. В 1996 году его компания осуществила доставку в Малайзию российских истребителей. Принадлежащие Буту самолеты в 1990-х годах участвовали в переброске миротворцев ООН в Сомали и Восточный Тимор, в 1994 году доставляли гуманитарную помощь и французский контингент в Руанду. Летчики, работавшие на Бута отказались говорить о том, возили ли они оружие, однако признавались, что обычно груз был в заколоченных ящиках.

В начале 1990-х годов Бут стал основателем зарегистрированной в Казани компании "Трансавиа" (по другим сведениям, сотрудничал с белорусской компанией Transavia Export Cargo). Также в Алма-Ате была зарегистрирована его компания IRBIS. В 1995 году стало известно о том, что Бут может быть причастен к торговле оружием: 3 августа в афганском городе Кандагар боевики из оппозиционного движения "Талибан" с помощью своего истребителя МиГ-21 посадили и захватили российский самолет Ил-76, принадлежавший казанской компании "Аэростан" и совершавший коммерческий рейс по маршруту Тирана-Шарджа-Кабул по контракту с возглавляемой Бутом компании "Трансавиа". На борту самолета находились патроны. Летчики самолета насильно удерживались талибами и смогли покинуть Афганистан только в 1996 году. В прессе писали, что после инцидента с Ил-76 Бут начал без посредников поставлять оружие движению "Талибан" и "Аль-Каеде", и эти поставки продолжались вплоть до терактов в США 11 сентября 2001 года. Всего, по заявлению британской разведки (МИ-6), он мог поставить оружия "Талибану" на сумму в 30 или 50 миллионов долларов.

С 1995 по 1997 год Бут работал в Бельгии, в 1997 году занялся бизнесом в ЮАР, где купил заброшенный аэродром и начал ввозить в республику замороженных цыплят из Европы. Его южноафриканская авиакомпания в конце 1997 года получила название Air Pass, и Буту, по сведениям прессы, принадлежало от 43 до 60 самолетов, преимущество разновидности марки "Ан". До этого в Либерии с 1995 по 1996 год действовала авиакомпания Air Cess (или Cessair, Air Cess Liberia), затем она была перерегистрирована в Экваториальной Гвинее, но продолжала базироваться в Шардже. В ЮАР Бут работал до 1998 года, когда власти отозвали у него лицензию на авиаперевозки (по мнению Бута, это было сделано под давлением США).

В 2000 году Совет безопасности ООН попросил группу экспертов подготовить доклад о соблюдении режима международного эмбарго в отношении Анголы, где около 30 лет шла гражданская война. Эксперты заключили, что повстанцы из УНИТА (Национального союза за полную независимость Анголы, Unito Nacional para a Independencia Total de Angola) продолжали в обход эмбарго получать оружие из Болгарии и Румынии, и что поставлял это оружие Бут. Аналогичные доклады в том году обвинили Бута в поставках оружия повстанцам из Сьерра-Леоне и Либерии, фактически называя его владельцем крупнейшей в мире сети по нелегальной продаже оружия.

В 2001 году Бут был вынужден уехать из ОАЭ, а в 2002 году Бельгия обвинила предпринимателя в контрабанде алмазов и отмывании денег на сумму около 300 миллионов долларов с 1994 по 2001 год и объявила его в международный розыск. По словам жены Аллы Бут, бизнесмен окончательно разорился в 2002 году и не таясь жил в России, стараясь не выезжать за рубеж и не занимаясь авиационным бизнесом. В 2002 году ООН ввела запрет на перемещение Бута, а в 2005 году вместе с США потребовала заморозить счета российского бизнесмена и всех связанных с ним компаний и лиц. Бут утверждал, что в результате санкций ООН потерял около 17 миллионов долларов.

Бут категорически отвергал все обвинения в торговле оружием и их нелегальных поставках в обход эмбарго. Он заявлял, что никогда не контактировал с "Талибаном" и "Аль-Каедой", и США решили переложить на него свою вину за вооружение талибов. Впрочем, на вопрос, перевозили ли его самолеты оружие Бут отвечал уклончиво, заявляя, что никогда не совершал и не мог совершать незаконных перевозок.

6 марта 2008 года Бут был арестован в Бангкоке, столице Таиланда, по выданному США ордеру. Его задержали сотрудники управления по борьбе с наркотиками США, выдававшие себя за боевиков Революционных вооруженных сил Колумбии (FARC), которые якобы намеревались приобрести у него ракеты класса "земля-воздух". Власти США заявили, что будут добиваться экстрадиции Бута. СМИ писали о том, что если Бута будут судить в Таиланде, ему могло грозить до десяти лет лишения свободы по обвинению в пособничестве терроризму. По словам супруги Бута, которая вскоре после ареста мужа попросила помощи у министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, ее муж приехал в Таиланд для переговоров о строительстве завода по производству одноразовых шприцов для африканских стран.

9 апреля 2008 года таиландский прокурор отказался от предъявления обвинения Буту в Таиланде. 6 мая 2008 года власти США официально выдвинули против Бута обвинения и отправил в Таиланд запрос об экстрадиции Бута. В августе 2009 года уголовный суд Бангкока, рассмотрев этот запрос, не нашел достаточных оснований для выдачи российского бизнесмена. В сентябре того же года, после подачи апелляции, уголовный суд Бангкока отказался освободить Бута под залог, опасаясь, что тот попытается скрыться от правосудия и покинуть Таиланд. В феврале 2010 года США предъявили ему новые обвинения, которые в октябре 2010 года были сняты из-за недостатка доказательств.

20 августа 2010 года Апелляционный суд Таиланда отменил прошлогоднее решение суда первой инстанции и согласился на экстрадицию Бута в США. Сообщалось, что оно не подлежит обжалованию. В ноябре того же года кабинет министров Таиланда рассмотрел и подтвердил запрос США на экстрадицию Бута, после чего его вывезли из Таиланда в США.

12 октября 2011 года в США состоялось первое заседание суда по делу Бута. 2 ноября того же года присяжные признали его виновным по всем пунктам обвинения. 5 апреля 2012 года Бут был приговорен к 25 годам тюрьмы.

Бут женат, у него есть дочь. Старший брат Виктора Бута, Сергей, продолжает заниматься легальным авиационным бизнесом в Шардже и Болгарии.

Полная версия справки (55 кб.)

Дружеская война на поражение
Зачем Евросоюз предъявляет претензии американским корпорациям
«Автошколы — это бизнес, не нужно на них цыкать»
Председатель правления «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев о водительской реформе
Приручить дракона
Что мешает российским машиностроителям покорить Китай
Подозрительные лица
Кто и для кого хотел приобрести Vivacom
«Бурлаки прорубили здесь стенку, чтобы достать утопленника»
Алексей Иванов и Екатерина Дементьева читают «Золото бунта»
Не хочу учиться
11 показательных фильмов о детской и подростковой сексуальности
«Люди не видят разницы между порнографией и искусством»
Галеристы и фотографы о закрытии выставки Стерджеса
Дживан Гаспарян«Я хотел, чтобы дудук любили все»
Дживан Гаспарян об отношении к жизни, искусству и главных качествах музыканта
«Все мировые музеи наполнены обнаженкой»
Способствуют ли запреты на наготу нравственному воспитанию
Рожать нельзя помиловать
Как живет страна, где за аборт можно получить 10 лет тюрьмы
Богат бедняк мечтами
Фотопроект о реальности и фантазиях бездомных людей
Джентльмен из песочницы
10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
«Корейцы пьют даже больше русских»
История жителя Владивостока, поселившегося в Сеуле
Париж-2016
Репортаж с Парижского моторшоу: день первый
Великий увозитель
Все, что нужно знать о новом Land Rover Discovery, в 27 фотографиях
Лошади на литры
Самые вместительные машины с моторами мощностью 600 л.с. и больше
Народный успех
Как прошел первый сезон в РСКГ победителя третьего сезона «Народного пилота»
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США