- Чтобы в старости было кому подать стакан воды.
...Вот завел детей, наступила старость, лежишь и думаешь: "Что-то пить не хочется..."
До начала 2002 в года в России действовала так называемая распределительная пенсионная система: работающие кормили тех, кто уже вышел на пенсию. Определенная часть любой "белой" зарплаты перечислялась в Пенсионный фонд России, который распределял эти средства между всеми пенсионерами в зависимости от их трудового стажа. Кстати, хотя эта система и досталась нам в наследство от СССР, еще недавно она же достаточно эффективно работала и в капиталистических странах.
Распределительная система выгодна тогда, когда работающих много, а пенсионеров мало. Однако увеличение продолжительности жизни приводит к тому, что в ближайшие десять лет количество трудоспособного населения и вышедших на пенсию в развитых странах сравняется. Самое интересное, что подобная ситуация ждет и Россию, несмотря на то, что граждане нашей страны живут относительно недолго (средняя продолжительность жизни мужчины составляет у нас 59 лет). Это связано с низкой рождаемостью и сравнительно низким пенсионным возрастом. Поэтому распределительной пенсионной системе грозит коллапс и у нас: по данным ПФР, только за последние три года пенсионные начисления выросли с 4 до 6,1 процентов ВВП. В конце концов, денег бы не хватило даже на выплату тех небольших пенсий, что старики получают сейчас.
Выходом из такой ситуации является введение накопительной пенсионной системы. Во Франции, например, подобные меры были приняты еще в 1990 году. Суть нового подхода к обеспечению безбедной старости состоит в появлении у каждого работающего индивидуального пенсионного счета, куда отчисляется определенная часть его зарплаты. Эти средства и полученные от них доходы скапливаются на счете до момента выхода человека на пенсию, когда он и получает доступ ко всему этому богатству. В нашей стране такое нововведение должно было не только снять часть бремени по содержанию стариков с будущих поколений, но и обеспечить приток на рынок пенсионных денег, которые, будучи инвестированы в реальный сектор экономики (например, строительство жилья), могли бы стимулировать экономический рост.
Разговоры о пенсионной реформе в России начались еще в 1995 году. А в 1997 тезис о необходимости срочного ее проведения был включен в послание президента РФ Бориса Ельцина к Федеральному Собранию. Однако основные положения пенсионной реформы были разработаны уже во время правления Владимира Путина, а необходимая для ее осуществления законодательная база была сформирована к концу 2001 года.
Благие намерения
В новой системе пенсия делится на три части. Первая часть - базовая - является по сути социальным пособием и полагается каждому достигшему пенсионного возраста гражданину РФ, независимо от его трудового стажа, зарплаты на бывшем месте работы и других факторов. На базовую пенсию может рассчитывать даже человек, не проработавший в своей жизни ни дня. Размер базовой пенсии устанавливается государством и может меняться. В данный момент базовая часть пенсии составляет 600 рублей.
Вторая часть пенсии - страховая. Она зависит от стажа работы и зарплаты, которую пенсионер когда-то получал. И базовая и страховая части пенсии финансируются по распределительной системе - пенсионерам платят деньги, полученные от граждан в виде налога.
Это налог платит за гражданина работодатель. Начислив человеку "белую" зарплату, он обязан направить определнную сумму в пенсионную систему. 14 процентов от зарплаты любого сотрудника уходит в госбюджет, а оттуда перечисляется в пенсионный фонд для финансирования базовых пенсий. На финансирование страховой части пенсии нынешних пенсионеров уходит 11 или 12 процентов вашей ежемесячной получки, а оставшиеся 2 или 3 процента - ваша накопительная часть пенсии. Всего работодатель тратит на пенсионные отчисления сумму, равную 28 процентам вашей зарплаты. Эта сумма является главной составляющей Единого социального налога, который вместе с другими отчислениями (например, обязательным медицинским страхованием) составляет 35,8 процента любой зарплаты.
Итак, в основе накопительной пенсионной системы лежат пенсионные отчисления. В начале 2002 года ПФР открыл индивидуальные накопительные счета для всех мужчин, родившихся в 1953 году и позже, и женщин, родившихся в 1958 году и позже. У тех, кому в 2002 году еще не исполнилось 46 лет, накопительная часть пенсии составила три процента зарплаты. Россиянам старшего возраста пришлось довольствоваться двумя процентами.
Собранные на индивидуальных накопительных счетах средства должны передаваться в управление той или иной компании, которая займется их инвестированием. Государственной управляющей компанией стал Внешэкономбанк, который обещал вкладывать накопления граждан в ГКО. Однако главной изюминкой пенсионной реформы должна была стать приватизация пенсионных накоплений. Каждый будущий пенсионер получил право выбрать для себя негосударственную управляющую компанию и доверить ей размещение своих кровных. Предполагалось, что доходность накоплений в негосударственных компаниях будет выше, чем в ВЭБе.
Особенно от новой системы появилась возможность выиграть у тех, кто выйдет на пенсию еще не скоро. Доля накопительной составляющей у граждан, родившихся после 1966 года, будет расти и достигнет к 2005 году 6 процентов зарплаты. По оценкам сотрудников инвестиционных компаний, через 20-25 лет на некоторых накопительных счетах будет храниться до 70 тысяч долларов. И хотя их владельцы не смогут получить все деньги сразу, накопительная прибавка к пенсии способна обеспечить им не только достойную, но и приятную старость.
Чтобы все это произошло, гражданин должен написать заявление о передаче управления своими сбережениями негосударственной компании. В противном случае накопительные средства автоматически поступают в распоряжение Внешэкономбанка. До следующего года, когда выбор управляющей компании можно будет сделать еще раз.
Получилось как всегда
Осуществлением пенсионной реформы должен был заняться Пенсионный фонд РФ. Первый шаг - открытие накопительных счетов - прошел на удивление успешно. Настоящие проблемы начались уже на этапе рассылки так называемых "писем счастья" - уведомлений о состоянии индивидуальных пенсионных счетов. Такое письмо должен был получить каждый работающий россиянин для того, чтобы принять решение о выборе управляющей компании. Разослать 40 миллионов уведомлений ПФР должен был до 1 июля. Однако летом, объясняя задержку огромным масштабом задачи, ПФР перенес дату завершения рассылки на 1 августа. Как известно сейчас, к 1 августа рассылка даже не начиналась. Ближе к началу сентября руководители ПФР сообщили пораженной общественности, что фонд испытывает трудности с печатью уведомлений: приобретенная типографская линия не может обрабатывать российскую бумагу, поэтому необходимо закупить бумагу в Финляндии. В конце концов, массовая рассылка "писем счастья" началась лишь в октябре, а о ее "почти полном" завершении глава Минтруда Александр Починок объявил 18 декабря.
При этом до 15 октября граждане, желающие выбрать частную управляющую компанию, должны были направить в ПФ соответствующие заявления. Когда стало понятно, что уведомления все еще не разосланы, а назначенный срок уже истекает, была назначена новая дата - 31 декабря. Для того чтобы распорядиться своими средствами, владелец счета должен был заполнить бланк заявления, прилагаемый к уведомительному письму (которого большинство россиян в срок не получили), отнести его в свое отделение ПФР (адрес которого узнать достаточно нелегко) и заверить его у сотрудников фонда (график работы которых не особенно отличается от графика других госчиновников).
Существовало еще два других способа. Заявление можно было заверить у нотариуса (это стоит 120 рублей) и отправить в ПФР заказным письмом. Кроме этого, 18 российских банков (например, "Альфа-Банк") получили статус трансфер-агентов. Это значило, что заверить и отдать заявление можно было в их отделениях. Правда, ПФР "забыл" сообщить своим клиентам об этой возможности. Впрочем, как и о продлении срока выбора управляющей компании, да и о самой сути пенсионной реформы.
По результатам опроса общественного мнения, проведенного ВЦИОМ-А 25 ноября 2003 года, 42 процента россиян вообще не знали о том, что в стране проходит пенсионная реформа, еще 30 процентов не понимали, чем накопительная часть пенсии отличается от страховой. Более половины опрошенных не знали, кому собираются доверить свои пенсионные накопления - частной или государственной управляющей компании.
Как организация, отвечающая за проведение пенсионной реформы, Пенсионный фонд РФ должен был информировать граждан о том, какие возможности им предоставляются, и помочь с принятием решения о выборе управляющей компании. Для этого ПФР были предоставлены соответствующие финансовые средства: в 2003 году на пропагандистские мероприятия в бюджете фонда было выделено 149 млн. руб. Еще 1,5 миллиона долларов из займа Всемирного банка предоставили Пенсионному фонду России на информирование населения о выборе управляющих компаний. В конце 2003 года сотрудники Пенсионного фонда с радостью сообщили, что им удалось сэкономить все эти средства. То есть, население обошлось и без информации.
В результате даже если обычный россиянин и захотел бы выбрать себе негосударственную управляющую компанию, он бы столкнулся с определенными трудностями. Во-первых, список этих компаний был утвержден Минфином на два месяца позже срока. Даже будучи утвержденным, список не попал к адресатам - к "письму счастья" он не прилагался. Само письмо было написано топорным канцелярским языком, и после его прочтения рядовой будущий пенсионер с трудом мог уяснить, что ему необходимо делать. Если же он все-таки неожиданно решал выбрать управляющую компанию, то в местном отделении ПФР у него был шанс найти набранный мелким шрифтом список, висящий где-нибудь в углу. И все. Никакой информации о доходности компании, сроке ее существования на рынке или степени риска в ПФ не предоставляли.
Так что глава Пенсионного фонда Михаил Зурабов, заявивший 30 января, что в 2003 году выбрать управляющую компанию "осмысленно" было невозможно, поскольку граждане пока не в состоянии оценить, сколько стоит риск по конкретному активу", фактически рапортовал о собственных "достижениях". "Мы отдаем себе отчет, что решения в этом году были случайными либо принимались по соображениям, не имеющим отношения к рыночным показателям", - подчеркнул Зурабов.
Последствия
Результаты проведения пенсионной реформы, оглашенные 30 января, превзошли самые пессимистические ожидания. Свои пенсионные накопления в частные управляющие компании передали всего 700 тысяч россиян - то есть менее двух процентов всех владельцев пенсионных счетов. При этом по первоначальным прогнозам, которые делали, например, замминистра финансов Белла Златкис и министр труда и соцразвития Александр Починок, выбрать негосударственную компанию должны были от десяти до восьмидесяти процентов работающих россиян.
Казалось бы, в этом нет ничего плохого. Хотя доходность, которую гарантирует ВЭБ, ниже, чем в частных компаниях, зато и риск потерять деньги меньше. Проблема состоит в том, что ВЭБ вкладывает деньги с накопительных счетов в гособлигации, доходность которых не превышает 7 процентов. Даже при десятипроцентной инфляции это значит, что через год вместо 100 рублей каждый владелец счета получит 107, на которые можно будет купить столько же, сколько сейчас - на 96,3 рубля. Таким образом, пока что госкомпания не может даже уберечь пенсионные деньги от обесценивания.
Если 99 процентов накопительных вкладов возвращаются государству, то пенсионная система остается распределительной, а реформа становится формальностью. Это не выгодно и государству. Оно будет вынуждено на всю сумму накоплений купить государственные долги. Другого выхода в данный момент не существует. Сейчас на рынке скопилась гигантская свободная денежная масса, способная вызвать инфляцию. 40 миллиардов рублей пенсионных денег придется поэтому "заморозить" в госбумагах.
Неясна и судьба накоплений, отданных в управление частным компаниям. В первую очередь потому, что большая их часть досталась не известным лидерам инвестиционного рынка, а небольшим управляющим компаниям, созданным специально "под реформу". Так как осознанного выбора граждане не делали, главным способом привлечения пенсионных средств оказался административный ресурс и аффилированность с крупными промышленными структурами. Лидером рынка стала Управляющая компания Росбанка, получившая львиную долю заявлений от сотрудников "Интерроса" и через отделения банка "Первое ОВК". Второе место - у компании "Современные инвестиционные стратегии" (СИС), принадлежащей подконтрольному правительству Татарстана банку "Ак Барс" и собравшей большую часть своих заявлений в этой республике. Третьей по числу собранных заявлений стала УК "КапиталЪ", которой доверили свои накопления 60-65 тыс. сотрудников аффилированных с ЛУКОЙЛом структур. Такие известные игроки как "Тройка-Диалог" или "Альфа-Каптал" оказались лишь, соответственно, на 10 и 14 месте. При этом в регионах, где не нашлось связанных с управляющими компаниями ФПГ, процент заявлений оказался просто ничтожным.
По мнению экспертов, созданной специально перед реформой компании - новичку на рынке, будет очень сложно осуществить грамотное управление пенсионными накоплениями. Это ставит под угрозу достижение еще одной цели пенсионной реформы - обеспечения российской экономики деньгами через инвестиции, которые собирались делать частные компании. По планам реформаторов, в течение 15 лет величина накопительной части пенсий наших граждан, по оценкам, достигла бы более 50 миллиардов долларов. Если бы в этом году негосударственные компании получили средства хотя бы одного миллиона граждан, у которых на счету оказалось бы в среднем по 3 тысячи рублей, то общая сумма инвестированных средств составила бы 100 миллионов долларов. Из этих 100 миллионов в ипотеку, например, было бы вложено 10 миллионов. Накопительные отчисления, направленные в ипотеку за пять лет, достигли бы уже как минимум 100 миллионов долларов (с учетом притока новых клиентов), которые бы позволили купить жилье примерно на 400-500 миллионов долларов, то есть примерно 1 миллион квадратных метров.
Точно так же пенсионные деньги могли бы оживить и другие отрасли реального сектора экономики. Однако пока что управляющие компании имеют право вкладывать пенсионные накопления только в бумаги "первого эшелона" - то есть в "голубые фишки". Если в будущем они получат возможность инвестировать и в средний бизнес, влияние пенсионной реформы на экономику станет особенно ощутимым.
При этом, по сути провалив пенсионную реформу на нынешнем этапе, сам Пенсионный Фонд РФ от этого ничего не выиграл. Выделение из пенсии накопительной части производится за счет страховых отчислений. Поэтому уже через два года ПФР будет испытывать дефицит в 240 миллиардов рублей по страховым пенсиям. Если цены на нефть останутся высокими, то "дыры" закроет госбюджет. Если нет, то спасти ПФР от бюджетного кризиса можно будет двумя путями - повысить пенсионный возраст на восемь лет или увеличить долю налоговых отчислений на страховую часть пенсии с 14 до 16 процентов. Но правительство давно взяло курс на снижение ЕСН и как раз собирается рассматривать этот вопрос на заседании 26 февраля. Поэтому глава ПФР Михаил Зурабов и выступил 30 января с заявлением о грядущем после президентских выборов повышении пенсионного возраста. Видимо, он надеется, что эта мера окажется настолько непопулярной, что сама мысль о ней заставит правительство не трогать пенсионную часть ЕСН.
Однако если успехи пенсионной реформы и дальше будут такими же, как в 2003 году, ни на страховую, ни накопительную пенсию лучше не рассчитывать. Полагаться придется, как и раньше, на собственные сбережения и сердобольных детей и внуков. Если пить (и есть), конечно, все же захочется.
Предыдущие материалы по теме:
Путин трудоустроил миллион чиновников [10.10.2003]
Новый закон о местном самоуправлении превращает Россию в унитарное государство
"Газпром" нерушимый [30.09.2003]
Реформа "Газпрома" от Миллера до Грефа
Несокрушимая и легендарная. На армию наступают реформы [24.04.2003]В ней будут служить иностранцы, женщины и призывники
Проект Федерального закона "О русском языке как государственном языке Российской Федерации" [07.06.2002]Рассмотрен в первом чтении 7 июня 2002 года