Новости партнеров

Сitius, Altius, Fortius!

12 апреля 1961 года две сверхдержавы наперегонки рванулись в космос, невзирая на катастрофы и гибель космонавтов

День в истории человечества

"43 года назад СССР победил в космической гонке". С таким заголовком 12 апреля 2004 года вышла добрая часть (немногочисленных) материалов в иностранной прессе, посвященных полету первого человека в космос. Вообще, судя по тому, как в зарубежных СМИ освещалась эта историческая дата, можно понять, как уязвили самолюбие американцев Королев сотоварищи. В преддверии 12 апреля в Богом забытой рубрике "этот день в истории" слово gagarin фигурировало чаще всего, а на новостной странице сайта NASA и вовсе было торжественно объявлено, что весь мир празднует двойную великую дату - 43-ю годовщину полета Гагарина и 23-летие первого полета шаттла. Что и говорить, даты "равноценные".

Космические исследования вплоть до сегодняшнего времени остаются важным индикатором благосостояния государств. Это сейчас, а что творилось тогда, в 1961 году, представить сложно. Эхо гагаринского возгласа "поехали", без преувеличения, до сих пор звучит в стенах Конгресса во время голосований по утверждению космического бюджета США, заставляя парламентариев оплачивать пострадавшее полвека назад самолюбие NASA. В свете последних (и не только) громких успехов американской астронавтики все вышесказанное звучит несколько странно, но, в сущности, является совершенной правдой - полет космического корабля "Восток" наиболее впечатляюще свидетельствовал о достижениях научной мысли человечества и стал самой эффективной рекламой СССР в мире. А майор Юрий Алексеевич Гагарин стал настоящим полубогом - все видели кадры кинохроники зарубежных поездок первого космонавта в облаках листовок, когда черный открытый лимузин провозил его мимо обезумевших толп поклонников. И скончался Гагарин как и положено настоящему герою - молодым, оставив после себя легенду...

Поехали...

Вообще полеты в космос - развлечение весьма популярное среди различных развитых и прочих стран. После Гагарина на орбиту слетал 431 гражданин из в общей сложности 32 стран. Среди других статистических данных, которые опубликовало российское Федеральное космическое агентство, - самый долгий космический полет, который совершил Валерий Поляков, проживший на станции "Мир" 437 суток и 17 часов; самое большое количество налетанного времени - космонавт Сергей Авдеев, который за всю свою жизнь провел в космосе 747 суток и 14 часов; самое длительное пребывание в открытом космосе - американские автронавты Джеймс Восс и Сьюзен Хелмс находились вне Международной космической станции в течение 8 часов 56 минут; самая посещаемая орбитальная станция, которой пока еще остается "Мир" - на него слетали 105 космонавтов (на пять больше, чем на МКС). К слову сказать, у американцев статус первого астронавта как бы разделился - Алан Шеппард взлетел в космос через 23 дня после Гагарина, но пролетел лишь по суборбитальной орбите. Вторым первым астронавтом считается Джон Гленн, который 20 февраля 1962 года первым из американцев облетел Землю.

СССР на старте взял довольно высокий темп, пытаясь оторваться от преследования. Первые годы "космической эры" рекорды сыпались один за одним. Пока американцы запускали астронавтов в суборбитальные полеты, СССР продержал космонавта на орбите более суток (это был дублер Гагарина Герман Титов). Советский Союз безоговорочно лидировал на начальном этапе - 11 августа 1962 года на корабле "Восток-3" был совершен первый групповой полет, 16 июня 1963 года в космос отправилась первая женщина - Валентина Терешкова, 12 октября 1964 года - первый экипаж из трех человек и, наконец, 18 марта 1965 года - был совершен первый выход человека в открытый космос (космонавт Алексей Леонов).

Наступать нам на пятки американцы начали в 1965 году. 23 марта астронавты Вирджил Гриссом и Джон Янг впервые сделали нечто такое, чего до них не делали русские - они совершили первый маневр на орбите, управляя кораблем вручную. После этого NASA принялось наверстывать упущенное ускоренными темпами - поначалу астронавты в основном экспериментировали в области маневров на орбите, стыковываясь и расстыковываясь с пилотируемыми и беспилотными аппаратами, а затем приступили к реализации лунной программы. Всего в рамках этого проекта было совершено шесть посадок, первая из которых состоялась 20 июля 1969 года. За все время пребывания на спутнике Земли астронавты накатали по ее поверхности в общем счете более 60 километров, используя в качестве транспортного средства специальный луноход.

Пути советской и американской космических программ разделились. Американцы увлеклись спутником Земли, а русские стали строить станцию "Салют". На самом деле американцы потом также построили станцию Skylab, а СССР активно разрабатывал проект высадки на Луну, однако впоследствии и те и другие стали работать в собственных вотчинах, не мешая друг другу и не конкурируя на уровне проектов... Но конкуренция на уровне государств осталась. Космос стал серьезным козырем в политической игре. Благодаря противостоянию между НАТО и Варшавским блоком на орбите в пику капиталистам побывали чешский, болгарский, венгерский, кубинский, вьетнамский и монгольский космонавты. Таким образом СССР сплачивал братские соцнароды, искушая их космическим "пряником".

В 80-х годах NASA увлеклось новой идеей - многоразовыми космическими кораблями, которые из-за их сходства с обычными лодками назвали "шаттлами" (shuttle - челнок). Искушение сэкономить на дорогостоящих кораблях, которые приходилось сжигать в атмосфере в ходе каждого полета, было настолько велико, что такой же программой озаботились и в СССР. Чем все это кончилось, помнят многие - 15 ноября 1988 года ракета-носитель "Энергия" вывела на орбиту советский шаттл "Буран", созданный по образу и подобию американских челноков. Совершив два витка вокруг Земли, "Буран" сел на аэродроме космодрома "Байконур" в автоматическом режиме. Первые пилотируемые полеты советского челнока были запланированы на на 1994-95 годы - в середине 80-х никому и в голову не могла прийти мысль, что политическая и экономическая ситуация в стране изменятся настолько, что загадывать на 10 лет вперед не стоит... Программа благополучно умерла, несмотря на планы реанимировать ее в начале нового тысячелетия. Может, оно и к лучшему. В начале 2004 года после двух крупных катастроф американцы вдруг заговорили о бесперспективности шаттлов, вспомнив о старых добрых "Апполонах". Не исключено, что, свернув проект "Буран", Россия сэкономила многие сотни миллиардов рублей.

Rough ride

Амбиции заставляли NASA догонять и перегонять СССР, а Советский Союз изо всех сил старался не уступать США, также в чем-то опережая конкурентов. В гонке за рекордами по всем законам страдало, прежде всего, качество. Конечно, все аппараты, которые запускались в течение многих лет, были (по мере возможностей) испытаны и проверены, но все-таки большинство катастроф, которые произошли за это время, так или иначе были вызваны поспешностью, с которой готовились экспедиции. В принципе, физические свойства атмосферы если еще не изучены досконально, то по крайней мере известны достаточно хорошо, чтобы можно было предполагать, как поведет себя то или иное тело, которое с определенной скоростью движется по заранее высчитанной траектории. Все остальное - от лукавого. То есть от политиков, которым требовались рекорды, результаты и достижения.

Вдаваться в детали не будем - обстоятельства крупнейших космических катастроф уже были описаны на нашем сайте. Оговоримся только, что расследования большинства аварий регулярно приводили к одному и тому же печальному результату - всему виной "человеческий фактор". То механик-сборщик корабля "Союз-1" второпях кувалдой забивал стальную заклепку в сделанное по ошибке отверстие в обшивке, то политическое руководство СССР требовало запустить трехместный "Союз-11", чтобы не отстать от американцев, и инженеры "уплотнили" внутреннее пространство корабля за счет спасательных скафандров. В обоих случаях экипажи кораблей погибли. У американцев своих катастроф также хватало, и, что характерно, все они также были обусловлены желанием поскорее запустить ракету в небо, а там будь что будет, авось прорвемся. Однако прорывались не всегда - "авось" не выручил ни экипаж "Челленджера" в 1986 году, ни астронавтов с "Коламбии" в 2003. Обе аварии можно было избежать, если бы инженеры и техники, которые отвечали за подготовку корабля, решились доложить "наверх" о неполадках. Недавно специалисты NASA обнаружили, что ни разу не использовавшиеся воздушные тормоза на вертикальном оперении "шаттла" в случае аварийной посадки не сработали бы - их крепление было неправильно смонтировано. Сколько еще таких деталей в российских и американских кораблях, сделанных на скорую руку, знает лишь Господь, который, по всей видимости, и берег до сих пор астронавтов от вынужденных посадок.

История учит или не учит...

Традиционно чувствительные к общественному мнению американские власти, которые к тому же перестали слышать за спиной горячее дыхание "Росавиакосмоса" (и еще не почувствовали опасность со стороны китайских "волшебных челнов"), стали пересматривать свой подход к освоению космоса. Подробно об этом мы также уже писали, стоит только добавить, что ряд экспертов опасаются, что программа освоения Солнечной системы Буша ведет в тупик. Впрочем, вряд ли сейчас кто-нибудь может сказать уверенно, кому и как надо развиваться. По крайней мере, в одном из перспективных направлений развития - освоении Марса, у NASA дела идут более чем замечательно. Оба марсохода Opportunity и Spirit выполнили и перевыполнили свою задачу на зависть всем конкурентам, растревожив уснувшие после катастрофы "шаттла" амбиции.

Забыв о печальных итогах гонки за первенство в космосе, многие научные и производственные компании по всему миру наперебой ринулись представлять публике свои чудо-проекты по освоению космоса вообще и Марса, как основную соринку в глазу, в частности. Пыл европейских космических энтузиастов слегка охладила потеря "Бигля", а вот россиян, похоже, не сдержать ничем. Дерзкая мысль и желание быть впереди (хотя бы на словах) стремительным и обильным потоком заполняют российские СМИ, а ФКА едва успевает опровергать заявления о том, что через год на Марсе начнут цвести яблони.

В ФКА, в отличие от газетных редакций, работают реалисты. Всерьез рассматривать многочисленные прожекты не позволяет бюджет, который по цифрам равен бюджету NASA, но отличается валютой - россияне способны потратить на космос не более 15 миллиардов рублей, а американцы собираются вложить в текущие исследования и разработку новых внеземных проектов 15,4 миллиарда долларов США. То есть российский бюджет меньше американского примерно в 30 раз.

Соответственно распределяются и приоритеты. Все они подробно описаны на веб-странице российского агентства - программы пилотируемых полетов, развитие средств связи, вещания и ретрансляции, координатно-временное обеспечение, дистанционное зондирование Земли, гидрометеорологическое наблюдение и экологический мониторинг, развитие космических средств технологического назначения, фундаментальные космические исследования. Единственное направление, о котором не говорится на сайте ФКА - это космический туризм. Стоимость одного килограмма груза, который посылается на орбиту, равняется стоимости примерно трех килограммов золота, и если запуск спутников окупается выведением на орбиту коммерческих аппаратов, то ситуация с МКС, которая в настоящее время не приносит прибыли, мягко говоря, напряженная. Соответственно, чтобы хоть как-то компенсировать эти затраты, было решено отправлять на МКС коммерческих пассажиров.

Первым космическим туристом, побывавшими на борту станции, стал американец итальянского происхождения Деннис Тито, совершивший в 2001 году недельный полет и заплативший за это 20 миллионов долларов. Вторым был южноафриканский миллионер Марк Шаттлворт, за такую же сумму слетавший на МКС в 2002 году. Теперь за билетами в космос выстроились американцы. Третий турист, который пердпочитает называть себя "частным исследователем", президент американской компании Sensor Unlimited Inc. Грегори Олсен уже прошел медицинскую комиссию и был допущен к тренировкам в Звездном городке в рамках подготовки к полету в космос. Кстати, прежде всего ему пришлось столкнуться с трудностями русского языка, который он, по контракту, обязан выучить. Американский миллионер жалуется, что ему плохо даются шипящие звуки.

Завершить этот праздничный материал хочется на бодрой ноте. Для этой цели вполне может подойти социологическое исследование, которое провел Фонд "Общественное мнение". Накануне Дня космонавтики ФОМ зарегистрировал неожиданный всплеск космического оптимизма среди граждан РФ. Год назад 49 процентов опрошенных были уверены, что Россия сохраняет лидирующие позиции в области космических достижений, а противоположную точку зрения выражали 38 процентов. Успешная посадка американского марсохода Spirit охладила космический пыл россиян: 46 процентов респондентов с грустью признались, что Россия перестала лидировать в космической сфере, а число оптимистов снизилось до 42 процентов. Однако в преддверии праздника ситуация опять изменилась. Согласно результатам опроса, который был проведен 8 апреля, 52 процента россиян считают, что Россия, несмотря на успехи NASA, продолжает оставаться лидером в освоении космоса. Пессимистов осталось лишь 35 процентов.

Будем надеяться, тенденция сохранится.

Павел Аксенов

Предыдущие материалы по теме:

Как Opportunity и Spirit по воду ходили [10.03.2003]Хроника поисков воды в марсианской пустыне

Рандеву с кометой [03.03.2004]Зонд Европейского космического агентства Rosetta улетел в 11-летнюю экспедицию

Признаки жизни [23.01.2004]Фото следов иного разума на Марсе, Венере, Европе и Веге

Луна - 2015 [15.01.2004] Маленькая речь для Буша - большое дело для человечества

День Марса [05.01.2004] Чем будут заниматься "Спирит" и "Оппотьюнити" на Красной планете

Тайна четвертой планеты [25.12.2003] Загадки Марса: искусственный спутник Фобос, каналы, высохшие русла рек, пирамиды, сфинкс

Американский авось [24.09.2003] NASA никак не может оправиться после падения "Колумбии"

С нами Бог? [03.02.2003]"На Бога найдейся, а сам не плошай", - президент Буш то вспоминает, то забывает эту поговорку

Errare humanum est [03.02.2003]Людям свойственно ошибаться, но космос ошибок не прощает

Почему упал шаттл? [02.02.2003] По словам эксперта, астронавты не готовы действовать в ситуации, когда гибель экипажа становится неизбежной

Другие материалы
Мир00:01Сегодня

Опасный пассажир

Он угнал самолет, получил выкуп и исчез в небесах. Его выдали тайные шифры
Россия00:01Сегодня

«Сегодня вы — завтра вас!»

Дефолт не погрузил страну в нищету, но отнял у россиян надежду