All that jazz В преддверии выборов в региональные парламенты на местах царят суета и неразбериха

Чем ближе март, а с ним и первая реальная "битва гигантов" - схватка между двумя партиями власти за места в региональных парламентах, тем больше суеты и неразберихи на местах, тем больше сложностей у партий-аутсайдеров. То коммунистов сняли с выборов в Тюмени и Дагестане, правда, в последнем случае уже одумались и вернули, то в том же Дагестане сняли СПС и "Яблоко", а один из кандидатов от "правых" и вовсе бесследно исчез накануне регистрации. Наиболее сенсационным в этом ряду стало отстранение "Яблока" от выборов в таком традиционно "яблочном" регионе, как Санкт-Петербург. Эксперты говорят о зачистке политического поля для "справедливороссов", административном ресурсе и самоуправстве на местах.

Дагестан

Республика Дагестан, край далекий от Москвы, в котором вся жизнь, не только политическая, находится под полным контролем местных кланов в обмен на лояльность центру, в свете происходящих событий весьма наглядно и даже как-то наивно демонстрирует, какие именно установки транслирует центр в регионы.

22 января стало известно, что Верховный суд Дагестана отказал трем кандидатам, собственно и составлявшим список КПРФ в Рутульском районе республики, в праве восстановиться в этом списке - за некоторое время до того они было передумали участвовать в выборах из-за непрекращающегося давления и угроз, что, принимая во внимание местную специфику, весьма понятно. Однако затем руководство дагестанских коммунистов все-таки уговорило их передумать. Через день аналогичное решение было вынесено Верховным судом и по кандидатам от Акушинского района республики.

Тем самым Компартия была лишена права участвовать в выборах в дагестанский парламент, поскольку, согласно местному избирательному законодательству, которое, как выяснилось вскоре после инцидента с коммунистами, ЦИК давным-давно рекомендовал привести в соответствие с федеральным, в списке кандидатов от каждой партии должны быть представлены региональные группы от всех 53-х районов и городов республики, а в случае отсутствия группы хотя бы от одного района с выборов снимается вся партия.

Вот как представитель руководства дагестанских коммунистов Магди Магомедов обрисовал стиль поведения местного избиркома: "Удивительно то, что наш кандидат, например, пишет заявление об отказе 18 января, а уже в ночь на 19 января собирается избирком и исключает его из списка. Мы на следующий день узнаем об отказе, уговариваем кандидата участвовать в выборах, но его обратное заявление в избиркоме уже не принимают, говорят, что мы опоздали".

Стоит отметить, что в Дагестане КПРФ традиционно пользовалась большим авторитетом, коммунисты занимают более четверти мест в нынешнем составе Народного собрания, а на выборах в Госдуму в декабре 2003 года КПРФ получила в республике 18,3 процента голосов. Параллельно с Дагестаном, список КПРФ был снят в Тюменской области из-за нарушений в поданных для регистрации документах, что усилило напряжение. Шок был тем более велик, что до сих пор коммунистов вообще не снимали с выборов, то есть был создан прецедент. К тому же, по идее, коммунисты должны были быть зарегистрированы автоматически, так как имеют фракцию в Госдуме.

Практически одновременно с КПРФ был снят с выборов в Дагестане и "Союз правых сил", причем абсолютно на тех же основаниях - от участия в выборах отказались все три кандидата из Хасавюртовского регионального списка партии, причем, как и коммунисты, "под угрозами и давлением со стороны административных органов". Кроме того, ситуацию усугубило таинственное исчезновение ведущего кандидата от СПС, заместителя главы администрации Кизлярского района республики Магомеда Омара Магомедова. Магомедов шел на выборы в списке СПС от Кизлярского района под первым номером. 18 января он не вышел на работу. В ходе поисков в лесу недалеко от Кизляра была обнаружена сожженная машина Магомедова со следами взрыва. По этому факту районная прокуратура возбудила уголовное дело по статье "Убийство".

Руководство СПС потребовало в связи с происходящим в республике от Народного собрания Дагестана и Центризбиркома рассмотреть вопрос о переносе выборов в Дагестане, а от Генпрокуратуры - взять под контроль расследование дела Магомеда Омара Магомедова. Как заявил 23 января лидер СПС Никита Белых, против партии в Дагестане "развязана настоящая война": "Мы направили в ЦИК России письмо с просьбой перенести эти выборы, потому что в тех условиях, которые сложились в Дагестане сейчас, свободного волеизъявления быть не может", а сформированный протестный штаб, куда наряду с КПРФ вошли более 20 лево-патриотических организаций, распространил заявление, в котором назвал решение избиркома Дагестана в отношении коммунистов "актом политического террора".

Дагестанские коммунисты обжаловали в Верховном суде РФ два решения Верховного суда Дагестана, снимающие их с выборов, однако ситуация разрешилась и без вмешательства вышестоящей инстанции - 29 января президиум республиканского Верховного суда отменил предыдущие решения по КПРФ, и избирком восстановил список Компартии.

Очевидно, что власти Дагестана вновь приняли политическое решение - как утверждает источник газеты "Коммерсант" в дагестанском Белом доме, скандал с исключением из предвыборной гонки представителей крупнейшей парламентской партии стоил немалых нервов даже президенту республики Муху Алиеву, поскольку коммунисты громогласно заявляли о том, что давление на "отказников" осуществлялось со стороны "очень влиятельных сил". На политический характер принятого решения намекали и источники издания в Верховном суде - дело в том, что решение суда от 22 января еще не вступило в силу и, согласно процессуальным нормам, президиум Верховного суда пока не имел права рассматривать этот вопрос.

Решение по СПС, однако, пока так и не принято - видимо, дагестанские власти не могут расшифровать сигнал из центра, как следут поступить с "правыми", чтобы опять не совершить политической ошибки. Однако от "Яблока", "Зеленых" и Демократической партии тоже на всякий случай избавились - 24 января республиканский избирком сообщил, что эти партии добровольно отказались от участия в выборах, так как вовремя не исправили нарушения в своих списках.

Петербург

27 января стало известно, что решением избирательной комиссии Санкт-Петербурга с выборов снят партийный список "Яблока".

Отказано в регистрации "Яблоку" было на том основании, что в подписных листах партии было обнаружено на 1,97 процента брака больше, чем это допускается законодательством. Как сообщил тогда же заместитель главы питерского избиркома Дмитрий Краснянский, "Яблоко" представило 39 тысяч 850 подписей в свою поддержку, из них были проверены 7 тысяч 970 подписей. 11,97 процента подписей в поддержку списка кандидатов от "Яблока" - это всего 954 подписи - признаны недействительными, а лимит недействительных автографов составляет 10 процентов. Таким образом, "Яблоку" не хватило для регистрации 157 подписей. При этом петербургское отделение партии, основываясь на заключении независимых графологов, настаивает на том, что брак не превышает восьми процентов.

Стоит отметить, что "Яблоко" в Санкт-Петербурге могло подписи и не собирать – просто внести избирательный залог, который в Питере самый высокий в стране – 90 миллионов рублей, или 3 миллиона долларов. СПС так и поступил – внес залог. Однако "Яблоко" впервые за 14 лет существования своего петербургского отделения столкнулось с такой ситуацией - отстранением от выборов на основании выбраковки подписей. Санкт-Петербург – один из тех регионов, где, по мнению многих наблюдателей, у "Яблока" были наибольшие шансы на успех в ходе выборов в законодательное собрание.

Кроме "Яблока", петербургский избирком в тот же день отказал в участии в выборах партии "Hародная Воля" (52 процента недоброкачественных подписей по версии избиркома) и Социалистической единой партии России (СЕПР) (более 30 процентов брака). Последняя уже предложила объединить усилия в борьбе за возвращение, однако пока согласия на это не получила.

Лидер "Яблока" Григорий Явлинский заявил, что его партия будет бороться с петербургским избиркомом путем обращения в суд и в ЦИК, а также акциями протеста, первая из которых уже прошла 29 января на Театральной площади в Москве под лозунгами ""Яблоко" не продается. А СПС?", "Матвиенко в отставку", "Валя, не бойся "Яблока"", "Хватит выборов без выборов!", "Верните народу выборы!".

Правомерность именно таких лозунгов Явлинский объяснил в тот же день в интервью радио "Свобода". По его словам, решение об отстранении "Яблока" от выборов принимала лично "губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и согласовывала его в Кремле. Ясность в этом вопросе полная, потому что мы являемся партией, которая, во-первых, очень жестко критикует губернатора, а во-вторых, мы категорически выступили против строительства посередине Петербурга чудовищного здания 400-метровой высоты. Бороться одновременно с губернатором и с "Газпромом" - неудивительно, что такие последствия".

Огромный небоскреб, так называемый "Газпром-сити", который должен появиться напротив Смольного собора Санкт-Петербурга, по мнению как сторонников "Яблока", так и многих деятелей культуры, нанесет серьезный ущерб архитектурному ансамблю, а в перспективе станет причиной исключения центра города из списка памятников ЮНЕСКО. Сторонники Григория Явлинского даже предлагали провести по этому поводу референдум, однако все тот же избирком отказал инициаторам в регистрации заявки.

Поддержал Явлинского и лидер "Справедливой России", спикер Совета Федерации Сергей Миронов - 30 января он заявил, что снятие "Яблока" с выборов в Петербурге - расправа за позицию партии по строительству в городе пресловутой "башни Газпрома". По его словам, сообщает РБК, решение о снятии "Яблока" было произведено по "надуманным основаниям". "К сожалению, мы видим те же самые рецепты административного ресурса. Жаль, что в моем родном городе применяются двойные стандарты", - заявил Миронов, выразив надежду на то, что участие партии в выборах в заксобрание Санкт-Петербурга будет восстановлено по решению суда.

По усмотрению

Комментируя происходящее, эксперты говорят о том, что зачистка региональных выборов от оппозиционеров - это все же в большей степени инициатива местных элит, чем заказ Кремля.

"В первую очередь, это инициатива местных элит, но и местные элиты никогда не действуют в вакууме, они действуют с оглядкой на центр", – приводят "Новые Известия" мнение заместителя гендиректора Центра политических технологий Бориса Макаренко.

А вот как прокомментировал ситуацию в эфире радиостанции "Эхо Москвы" политолог Дмитрий Орешкин: "Не царское дело все дела на местах регулировать, и то, что происходит с выборами – лишний факт в пользу того, что вот эта хваленая вертикаль – она на самом деле далеко не до низов достигает. И местная власть вполне может действовать по своему усмотрению, даже не всегда оглядываясь на верховные власти. Потому что сверху вроде говорят – делай так, а им снизу отвечают - но у нас тут своя специфика, вы уж, пожалуйста, поймите нас, и так далее... Вот они по усмотрению и действуют".

По мнению Орешкина, степень участия в принятии решений относительно региональных выборов местных властей и центра можно выразить пропорцией 60 на 40 процентов, где 60 – это роль местной администрации, а 40 – это центр, поэтому "отбракованные" партии все же действуют осторожно, не делая резких движений в надежде на вмешательство "Москвы", как это и произошло с КПРФ в Дагестане, то есть на все тот же административный ресурс. "Вот позвонят и скажут – ребята, "Яблоко" не трогайте... Игра еще не окончена, еще будут использованы дополнительные рычаги воздействия на петербургскую избирательную комиссию", - полагает Орешкин.

Тут стоит отметить, что вся эта суета, неуверенность и беспокойство пресловутых местных элит связана в первую очередь с неопределенностью, возникшей на местах после внезапного появления "второй ноги" - "Справедливой России". В ситуации регулируемой политики отсутствие внятных указаний из центра, что, собственно, делать с этой второй партией власти - то ли убирать с ее дороги возможных конкурентов, то ли наоборот, и создает в значительной степени неразбериху. А грядущие думские выборы, к которым региональным элитам уже надо будет все-таки определиться, к какой партии прильнуть, чтобы не уйти в небытие, только добавляют нервозности. Так что пора бы уже центру из одних только психотерапевтических соображений разослать местным властям хотя бы СМС-ки, что ли, как тем быть с оппозицией, а то так и до нервных срывов недалеко.

Татьяна Щеглова

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше