Гора с плеч

Продажа итальянской авиакомпании Alitalia фактически завершилась

Правительство Италии одобрило продажу национального авиаперевозчика Alitalia группе инвесторов Compagnia Aerea Italiana. Таким образом, история продажи убыточного авиапервозчика, продлившаяся немногим больше года, фактически завершилась. Теперь Alitalia ожидает реструктуризация и слияние с другой авиакомпанией.

Alitalia. Недорого. В хорошие руки

Основанная в 1946 году итальянская авиакомпания Alitalia является крупнейшим воздушным перевозчиком страны и пятым по величине в Европе. С 2002 года она практически ни разу не получала прибыль, сумев за это время накопить долгов на 1,5 миллиарда евро. При этом объем инвестиций правительства Италии и нескольких частных организаций страны в авиакомпанию с 1998 года превысил 4,9 миллиарда евро.

В 2006 году вступил в силу запрет Евросоюза, суть которого заключается в том, что правительства, за редкими исключениями, не имеют право предоставлять компаниям финансовую помощь. Деньги могут быть предоставлены организациям только для их спасения, когда другие пути вывода их из кризиса уже исчерпаны. Таким образом, убыточный, но крупный авиаперевозчик, провисел на шее итальянских властей мертвым грузом почти два года. Официально на продажу Alitalia была выставлена в 2007 году.

С 2005-го по 2008 год итальянское правительство получило несколько предложений о покупке авиаперевозчика, в том числе от крупнейшей авиакомпании России "Аэрофлота", американского агентства MatlinPatterson Global Advisers, итальянской Air One, Air France-KLM, Lufthansa и других. Однако все они были отвергнуты, поскольку, по заявлению итальянских властей, иностранные компании могут быть только миноритарными акционерами Alitalia.

Не исключено, что именно по этой причине найти покупателя не удавалось так долго. Крупных покупателей в самой Италии, готовых потратить по меньшей мере три миллиарда евро, из которых большая часть должна пойти на выплату долгов Alitalia, просто не было.

Положение осложнялось еще и высокими ценами на авиационное топливо, из-за которых с начала года по всему миру разорились около 25 авиакомпаний. Кроме того, глобальный финансовый кризис мешает занять средства для совершения сделки.

Выход из создавшегося положения удалось найти только осенью 2008 года, когда несколько частных инвесторов Италии специально создали консорциум Compagnia Aerea Italiana (CAI) для приобретения Alitalia. После этого события развивались стремительно: 12 ноября продажу Alitalia одобрила Еврокомиссия, а вечером 19 ноября - Министерство экономики Италии и правительство также дали свое согласие.

Теперь дело осталось за малым. Формальное согласие на продажу должен дать временный руководитель Alitalia Аугусто Фантоцци (Augusto Fantozzi), назначенный правительством в августе этого года. После этого CAI выплатит властям миллиард евро и займется реструктуризацией и модернизацией Alitalia. Как ожидается, авиакомпания будет объединена с Air One, после чего станет монополистом на большинстве рейсов из Италии.

Сделка уже вызвала волну возмущения в стране. Дело в том, что двое членов совета директоров CAI работают в банке Banca Leonardo, выступающем консультантом правительства Италии по продаже Alitalia. Кроме того, еврокомиссар по транспорту Антонио Тахани (Antonio Tajani), одобривший условия сделки, является членом партии "Вперед Италия" (Forza Italia) премьер-министра Сильвио Берлускони.

Впрочем, останавливаться на достигнутом итальянское правительство не собирается. Сейчас активно ведутся переговоры с Air France-KLM по продаже 20 процентов акций Alitalia. Как отмечает газета The Financial Times, не исключено, что власти Италии могут поступиться своим принципом и франко-нидерландская авиакомпания сможет в будущем стать владельцем контрольного пакета акций Alitalia.

Бум продаж

В сентябре 2008 года Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) заявила, что потери глобальной индустрии авиаперевозок в 2008 году составят 5,2 миллиарда долларов. В 2009 году этот показатель будет равен 4,1 миллиарда долларов. Причиной финансовых потерь станут как высокие цены на авиационное топливо, так и резкое снижение числа туристических и деловых перелетов, вызванное финансовым кризисом.

Несмотря на то, что стоимость нефти с июльского рекорда в 147 долларов за баррель опустилась до 52 долларов, цены на керосин снижаются не так быстро. Кроме того, напуганные резким ростом цен на авиатопливо, которые с начала года к июлю выросли почти на 65 процентов, многие авиакомпании по всему миру закупили керосин с запасом, пока его стоимость не стала заоблачной.

В результате почти половина авиакомпаний мира столкнулась с серьезными финансовыми трудностями. Некоторые из них стали подыскивать покупателей. Так, в конце июля 2008 года правительство Сербии выставило на продажу национального авиаперевозчика JAT Airlines, рассчитывая выручить за 51 процент его акций 51 миллион евро. Покупкой авиакомпании заинтересовались "Аэрофлот" и Air India, однако позже российская компания отказалась от своих планов.

Правительство Австрии также решило избавиться от принадлежащих ему 41 процента акций Austrian Airlines. Поводом для этого стало тяжелое финансовое положение компании, которая в третьем квартале 2008 года получила чистый убыток в 16,4 миллиона долларов и накопила долги на 500 миллионов долларов. Покупкой Austrian Airlines заинтересовались российская S7, немецкая Lufthansa и франко-голландская Air France-KLM.

Позже стало известно о том, что Air France-KLM и S7 проиграли право на приобретение австрийской авиакомпании, поскольку не успели подать заявки вовремя. Теперь австрийское правительство проводит переговоры с немецким авиаперевозчиком. Подробности о ходе переговоров, равно как и о стоимости сделки пока не известны.

Дорогое топливо и финансовый кризис уже сильно изменили облик авиационного рынка США. Здесь с начала 2008 года разорились около 12 авиаперевозчиков, включая небольшого гавайского Aloha Airlines и десятую по величине авиакомпанию в США ATA Airlines. Для того, чтобы сократить расходы на топливо, американские Delta Air Lines и Northwest Airlines договорились о слиянии, в результате чего был образован крупнейший в мире авиаперевозчик.

Похожие тенденции наблюдаются и в Европе, где все большую силу начинает набирать немецкая Lufthansa. Похоже, авиакомпания решила воспользоваться бедственным положением своих конкурентов. Так, в начале сентября завершились переговоры по покупке бельгийской авиакомпании Brussels Airlines. Подробности сделки не известны, однако стоимость 45 процентов акций бельгийского авиаперевозчика, которые изначально намеревалась купить Lufthansa, оценивалась в 91 миллион долларов.

12 сентября Lufthansa начала переговоры о приобретении своего скандинавского конкурента SAS. Впрочем, скорее всего они были пробными - Lufthansa неоднократно заявляла, что не уверена в необходимости покупки SAS. 50 процентов авиакомпании принадлежит правительствам Швеции, Норвегии и Дании, которые расставаться с ее акциями не стремятся.

В конце октября Lufthansa договорилась о покупке 80 процентов акций британского авиаперевозчика BMI, являющегося вторым по объему перевозок оператором в лондонском аэропорту Хитроу. Ранее немцы владели 30 процентами акций BMI. После завершения сделки Lufthansa получит право самостоятельно формировать расписание своих взлетов и посадок в Хитроу. При этом возможности Lufthansa по совершению трансатлантических рейсов заметно возрастут.

Дорогое топливо и финансовый кризис в ближайшем будущем могут перекроить европейский рынок авиаперевозок, на котором небольшие компании либо обанкротятся, либо будут поглощены более крупными. Похоже, что в этих условиях у Lufthansa, скупающей в буквальном смысле все подряд, есть все шансы стать крупнейшим игроком по эту сторону Атлантики.

Экономика00:0316 декабря

Высокое напряжение

Этот рынок создал Илон Маск. Теперь ради миллиардов его теснят конкуренты
Экономика09:33 7 декабря

Принцип трансформации

Украшение может быть актуальным всегда, считает основательница бренда VoDa Jewel