Министерство обороны России намерено расширить объемы закупок комплектующих и военной техники за рубежом. Речь, в частности, идет о покупке кораблей, беспилотных летательных аппаратов, брони и ряда других материалов, которые российский оборонно-промышленный комплекс уже не в состоянии производить самостоятельно. На фоне этих планов заявление премьер-министра России Владимира Путина о том, что "мрачные ожидания некоторых политиков по поводу краха ОПК не оправдались", прозвучало как минимум странно.
Непонятные цифры
Не исключено, что увеличение выпуска военной продукции было обусловлено не столько закупками со стороны российских военных, сколько экспортными контрактами. В прошлом году Россия продала за рубеж оружия и военной техники, по оценке Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), на 8,8 миллиарда долларов, а по оценке "Рособоронэкспорта", - на 7,4 миллиарда долларов. В продажу шло все - комплексы ПВО, самолеты, танки, подводные лодки...Разумеется, речь идет об экспортных вариантах техники, которая, очевидно, стала лучше вооружений, производимых для российских военных. На экспорт Россия поставляет модернизированные образцы военной техники, в то время как Министерство обороны страны вынуждено покупать в основном технику немодернизированную. В пользу этого говорят слова заместителя министра обороны России Владимира Поповкина. 19 апреля 2010 года он сказал, что в текущем году будут закуплены 150 БТР-80, 50 БМП-3 и 63 Т-90.
Между тем в предварительной версии госпрограммы вооружений на 2011-2020 предусмотрен отказ от покупки немодернизированных БМП-3, БТР-80 и Т-90.
В ноябре 2009 президент России Дмитрий Медведев заявил, что российская армия в 2010 году получит 300 единиц бронетехники, пять ракетных комплексов "Искандер", 30 вертолетов, 28 боевых самолетов, три атомные подводные лодки, один боевой корабль класса "Корвет" и 11 космических аппаратов.
В сентябре 2009 года аудитор Счетной палаты Николай Табачков заявил, что доля современного вооружения, поставляемого в армию, составляет только шесть процентов. При этом доля современной техники и вооружений, которой сейчас располагают войска, составляет около десяти процентов. По словам Путина, к 2020 году доля новой техники в составе российской армии должна составить не менее 70-80 процентов. На эти цели до конца 2011 года планируется потратить около четырех триллионов рублей.
Каким образом будет происходить увеличение доли новой техники в армейских частях, власти не раскрывают. Вариантов здесь два. С одной стороны, можно увеличить покупку модернизированных образцов военной техники - БМП-3М, БТР-90М, БТР-82А, Т-90А. С другой - можно сокращать долю старой. Например, на вооружении российской армии состоят около 500 танков Т-90. При этом общее число танков - около 20 тысяч.
25 февраля 2010 года главком Сухопутных войск России Александр Постников заявил, что потребность армии в танках составляет около десяти тысяч единиц. Нетрудно подсчитать, что если сейчас доля 500 танков Т-90 составляет 2,5 процента, то при сокращении парка военной техники в два раза этот показатель вырастет до пяти процентов. Министерство обороны России, к слову, намерено увеличить число Т-90 до 1400 единиц.
Любопытно, что в июле 2009 года Минобороны планировало сократить общее число танков, стоящих на вооружении, до двух тысяч единиц. При таком раскладе доля в 500 танков и вовсе достигнет 25 процентов, а доля 1400 Т-90 - заветных 70 процентов. При этом все они будут модернизированы по последнему слову техники.
Все в дом
Покупку немодернизированной техники у предприятий ОПК еще можно объяснить недостаточным финансированием армии, некоторые из статей которого в 2010 году сократились. Однако очевидно, что определенная деградация промышленности все же произошла и будет происходить в дальнейшем. В пользу этого говорят сразу несколько высказываний военных и чиновников, сделанных на протяжении последних двух недель.Так, 13 апреля 2010 года газета "Известия" опубликовала интервью главного конструктора перспективной межконтинентальной баллистической ракеты "Булава" Юрия Соломонова. Он рассказал, что главными причинами неудачных запусков ракеты являются некачественные материалы, нарушение технологии производства и ненадлежащий контроль за качеством. Кроме того, по словам Соломонова, для успешного производства того или иного вида ракет необходимо около 50 наименований материалов, которых в стране нет.
Причем соответствующих материалов нет не только для ракет, но и для других видов военной продукции. Так, по словам министра обороны России Анатолия Сердюкова, военное ведомство будет покупать броню для автомобилей и легкой бронированной техники в Германии, чтобы обеспечивать защищенность личного состава. Сердюков отметил, что Министерство обороны "заставило КамАЗ" и некоторые другие российские компании заключать контракты с зарубежными производителями.
"Закупать российскую авто- и бронетехнику в том виде, в котором она есть, мы не будем", - добавил Сердюков, пояснив, что легкая броня будет закупаться для автомобилей разведки, бронетранспортеров, боевых машин пехоты и других бронированных транспортных средств. Ранее в пользу покупки некоторых видов техники и комплектующих за рубежом высказался Поповкин. В частности, он отметил, что военное ведомство будет вести закупки за рубежом только в том случае, когда "надо закрыть дыры". При этом, помимо самой техники, контракты будут подразумевать и передачу технологий. По такой схеме, например, действуют Китай, Индия и некоторые другие страны.
В начале апреля 2010 года замминистра обороны Поповкин заявил, что министерство потратило на разработку и испытание беспилотных летательных аппаратов пять миллиардов рублей, не добившись никакого результата. Была организована программа испытаний беспилотников, которую ни один из них не прошел. Позже, 20 апреля, генеральный директор госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов объявил, что Россия намерена создать совместное предприятие по производству беспилотных летательных аппаратов с израильской компанией Israel Aerospace Industries.
Любопытно, что все заявления о зарубежных покупках были сделаны незадолго до начала международного форума "Технологии в машиностроении-2010". Он состоится 30 июня - 4 июля 2010 года в транспортно-выставочном комплексе "Россия" в Жуковском. В рамках мероприятия планируется показать весь цикл, который проходит военная продукция и продукция двойного назначения, - от исследований до производства.
Финальным аккордом прозвучало заявление директора ФСВТС Михаила Дмитриева о том, что правительство России "приняло политическое решение" о покупке французского десантного вертолетоносного корабля-дока класса "Мистраль". Причем сделка может быть заключена до конца 2010 года. Российские власти договариваются с Францией о покупке одного готового корабля и трех лицензий на его производство в России.
Впрочем, вполне может оказаться, что проблема гораздо более масштабна, чем кажется на первый взгляд. Не исключено, что сложности в оснащении армии кроются не только в неспособности ОПК удовлетворять запросы Министерства обороны России, но и в неспособности самого военного ведомства формулировать задачи для ОПК. Например, в Советском Союзе был опыт строительства вертолетоносцев, десантных кораблей, кораблей-доков, а броня считалась одной из лучших в мире. Сложно поверить, что все эти технологии были безвозвратно утрачены в 1990-е годы.
Да и тот факт, что страна, поставляющая самую широкую номенклатуру военной техники более чем в 80 стран мира, вынуждена покупать комплектующие и военную же технику за рубежом, заставляет задуматься.