Если не считать продолжавшуюся всю прошлую неделю (и подошедшую к своему финалу в понедельник) битву за Москву, на свет появились три основные темы для обсуждения в российской еженедельной прессе. Новый следственный комитет, Арктика, приглашение России в НАТО - новый политический дискурс оказался под завязку забит трендами, старт либо уверенный толчок которым был дан уже при действующем президенте Дмитрии Медведеве.
Следствие выбора
"Прорыв или не прорыв?" Пока другие издания не находят правильных слов, "Эксперт" всерьез анализирует прозвучавшее сенсационное предложение к России в обозримом будущем стать членом Североатлантического альянса. Среди очевидных вопросов, возникающих в первую очередь: чего хочет НАТО от России - и способен ли альянс что-то ей дать взамен?
Сенсационное приглашение, полученное Россией, стало одним из внешнеполитических достижений нынешней кремлевской администрации. Войдет ли курс на вступление в НАТО в официальную повестку президентского послания Федеральному собранию, попытались предугадать "Итоги", спросив на этот счет постпреда России при НАТО Дмитрия Рогозина и главу Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексея Арбатова ("Разворот над Атлантикой - 2").
Дмитрий Медведев молниеносно решился на "Следственный эксперимент": в России будет создан аналог ФБР, а следствие уйдет из-под влияния прокуратуры и окажется в прямом подчинении главы государства. На всю работу отведено лишь несколько месяцев. Кратким материалом The New Times, похоже, лишь открывает очередную долгоиграющую тему: стоит ожидать, что в ближайшие недели на страницах прессы появятся все новые версии мотивов, толкнувших президента на, пожалуй, самую быструю и неожиданную реформу за все время его правления.
Инициативу президента успели оценить эксперты "Эксперта": по их мнению, форсированное создание "Комитета для президента" таит в себе столько подводных камней, что не наткнуться хотя бы на парочку из них не получится ни за что.
Прошедший недавно форум по Арктике вернул интерес к северной теме в России. "Арктика - это наше все": вот лозунг, вброшенный в массы; а почему "все", а также останется ли она и "всем", и "нашим" - понятно далеко не всем и не всегда. "Огонек" вызвался восполнить этот пробел. Ключевая публикация свежего номера - "Северное зияние" - содержит карту золотоносного Северного морского пути и имеющейся на нем инфраструктуры, историю вопроса о претензиях на арктический шельф и объяснения о мифических и реальных запасах всяких полезностей в регионе - от углеводородов до биологических ресурсов.
"Русский репортер", по его собственному выражению, раскрывает российскому обществу его элиту. На обложке журнала - круглая цифра "100" и список имен мелким шрифтом: издание представляет "свой важнейший ежегодный исследовательский проект", цель которого - определить по десятку представителей разных сфер жизни общества, которые имели наибольшее влияние за последние 12 месяцев. Итак, "Самые авторитетные люди России - 2010".
Как человеческие качества влияют на авторитет, существуют ли некий универсальный инструмент для формирования репутации в бизнес-сообществе? На эти и другие вопросы "Русского репортера" отвечает один из самых влиятельных - по мнению издания - персонажей российской действительности в категории "Бизнес" - президент инвестиционного фонда "Группа ОНЭКСИМ" Михаил Прохоров ("Люблю свои ошибки не меньше, чем успехи").
Госдума на минувшей неделе одобрила законопроект о возврате имущества религиозного назначения религиозным же организациям. Дискуссий по этому поводу было много, но есть ли компромисс? "Огонек" в статье "Почем звонит колокол" анализирует, кому в первую очередь выгодно принятие такого закона, и собирает мнения заинтересованных сторон - Минкульта, патриархии, депутатов и музейщиков.
"Власть" решилась на смелый эксперимент и сформулировала свой традиционный еженедельный вопрос к влиятельным людям как "А вы за Медведева или за Путина?". "Вы бы еще спросили, за папу или за маму", - и другие ответы в свежем номере издания.
Суды и следствие игнорируют поручения президента по смягчению наказания для тех, кто совершил экономические преступления. Значит, нужны более решительные меры, решили в Кремле - и подготовили перечень поправок в Уголовный кодекс. Если они пройдут, из документа исчезнут ни много ни мало 106 (сто шесть) экономических правонарушений, а оставшиеся в нем изменят формулировки на более внятные. О том, чему противятся правоохранители и что изменится с внесением поправок в УК, задумывался "Русский репортер" ("Дикие крики милиции").
Шаг вперед, два шага назад: "Профиль" критикует темпы и основные мероприятия в рамках объявленной президентом Медведевым борьбы с коррупцией. Анализ последних действий в этом направлении - в статье с незамысловатым названием "Коррупция.net".
Еще одна реформа уголовного кодекса - поправки в документ, призванные победить организованную преступность - также не работает, считают авторы "Русского Newsweek". Из-за чего Россия не может пойти здесь по грузинскому пути и давать минимум 10 лет за то, что назвался вором в законе, в статье "От воров поворот".
Лужков и все-все-все
"Время подбивать бабки": The New Times, опубликовавший в прошлом номере резонансное интервью с хозяйкой "Интеко" и женой московского мэра Еленой Батуриной, предрекает градоначальственной чете расставание со значительной частью активов. Будет ли изъятие жестким, зависит от позиции Юрия Лужкова. В качестве бэкграунда издание вспоминает, как три российских президента расставались с чиновниками - и гадает, какой из вариантов возможен теперь ("После отставки Юрия Лужкова семейный бизнес мэра окажется под угрозой"). Как известно, время гаданий уже прошло и расставание оказалось жестким.
В вопросе о том, "Что ждет мэра Москвы?", журнал обратился также к экспертному мнению Бориса Березовского, который информационную войну Лужкову уже единожды проиграл. Каковы шансы мэра сохранить собственность и грозят ли ему уголовные дела, беглый олигарх рассказал в интервью изданию.
"Премию Дарвина дают за самую нелепую смерть. Премию Батуриной следует давать за самое нелепое политическое самоубийство", - цитата из статьи "Эксперта" касается заявлений бизнесвумен Батуриной все тому же The New Times о том, кого именно она может поддержать в 2012 году. В общем, теперь уж точно - "Пора призывать варяга".
Оставить нельзя: уволить. После заявлений Батуриной у Лужкова не осталось и призрачного шанса сохранить мэрское кресло, вторит коллегам "Русский Newsweek". О том, как мэр не сдавался в безвыходной ситуации и что делают чиновники из правительства Москвы - в обзоре "Отпуск по уходу".
"Профиль", как ему и положено, рассматривает исключительно финансово-хозяйственный аспект проблемы в макроэкономическом масштабе - Москва как отдельное государство со своими лоббистскими группировками и кланами. Как изменится жизненная смета тысяч людей самого разного масштаба и значимости, которых считают членами лужковской команды, какие и насколько объемные перестановки ждут ведомства, осваивающие львиную долю расходов из дефицитного, кстати, бюджета столицы - все эти оценки журнал уместил в один лаконичный материал "Смена караула".
"Перепалка с перегибами": "Власть" анализирует промахи в информационной войне между Москвой и Кремлем, коих у Лужкова с Батуриной оказалось несомненно больше, и выражает надежду на то, что "следующий раунд кремлевско-мэрского матча пройдет на более высоком уровне". Что ж, ожидания аналитиков "Власти" не подвели.
Уж сколько копий сломано многими СМИ вокруг лужковской темы, но никто еще, кажется, не задавал в своих статьях такого простого и, в общем-то очевидного вопроса: чего в ситуации с возможной отставкой мэра хотят москвичи? "Огонек" не только задает, но и отвечает - в колонке "Записки московского мечтателя".
Юля с батькой
Тема номера для "Власти" - подножка, которую получила в Екатеринбурге инициатива "Единой России" по замене прямых выборов мэров городов назначением так называемого сити-менеджера. Артподготовка, контрнаступление, генеральное сражение, разбор полетов: все этапы не удавшегося в столице Урала "Раздвоения мэра" - в топовом материале издания.
"Русский репортер" идет дальше - и придает случившемуся переломное значение, называя результаты публичных слушаний по этому делу "Гражданским восстанием". Журнал предлагает не столько хронику действий власти и гражданского общества, сколько аналитику: почему так случилось в принципе и почему это случилось именно на Урале.
На обложке "Итогов" - "Телевезучая". В рубрике "История от 1-го лица" - интервью с главным редактором ATV Кирой Прошутинской.
Прошлая неделя отметилась новыми уроками географии для россиян: многие впервые узнали о том, что на бескрайних просторах страны есть еще неосвоенные месторождения углеводородов, и имя им - Требс и Титов. Однако далеко не всем известно то, какими огромными запасами нефти обладают недра в этих местах - и что результаты объявленного конкурса на их разработку могут коренным образом изменить расстановку сил в отрасли. О тех, кто схлестнется в борьбе за "Большой приз", пишет "Профиль".
"Предъявите password": 20 миллионов россиян, которые, согласно статистике, пользуются электронными платежными системами, больше не смогут делать это анонимно. Чем это грозит отрасли и самим конечным пользователям, выяснял "Русский Newsweek".
Свежий "Огонек" не обошел вниманием ближайших соседей: сразу две международные публикации посвящены Белоруссии и Украине. В первой статье все ясно: назначенные экспресс-методом президентские выборы, главный режиссер и актер в одном лице - и 16 желающих стать "Поперек батьки". Ярких персоналий в тусклой палитре белорусской политики искал Павел Шеремет.
Во второй же есть интрига: рассказавшая о недавнем телефонном звонке с угрозами Юлия Тимошенко может блефовать, а может и нет - но уж точно она попыталась использовать свое заявление для пиар-прорыва, с тем чтобы снова занять свое место главы оппозиции. Дадут ли ей это сделать, пытался понять автор материала "Охота на Юлю".
"ООН проигрывает G20", невесело констатирует "Власть". Анализируя ход саммита ООН, прошедшего на минувшей неделе в Нью-Йорке, издание подчеркивает, что основные выступления глав государств на нем были посвящены темам, которые абсолютно никого не волнуют. А вот главной - и единственной - звездой мероприятия стал эпатажный Махмуд Ахмадинеджад, по обыкновению заявивший претензии на мировое господство для Ирана, а президенты и главы правительств действительно влиятельных стран форум и вовсе проигнорировали.
Интернет-цензуру пока не обошли: американский разработчик программы "для Ирана" и прочих авторитарных режимов, которая позволяла бы без труда миновать любые заглушки властей на доступ к нежелательному контенту в Сети, с позором признал свое поражение. Зря ему доверяли Хиллари Клинтон и ведущие американские сенаторы, сокрушается "Власть" ("Хип, который лопнул").